Сэр Питер Брайан Медавар (1915–1987) – крупнейший британский биолог ХХ столетия, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников современной трансплантологии.
Ученый, как и цезарь в известном римском изречении, – «всего лишь человек». Ученые, как и все прочие представители человечества, ходят каждый день на работу и возвращаются домой, испытывают обычные человеческие чувства и эмоции.
Питер Медавар обращается именно к практической, повседневной стороне жизни людей, занимающихся исследовательской деятельностью или только готовящихся вступить на этот путь. Как избрать подходящую для себя сферу исследований? Как избежать излишнего «научного фанатизма», который может негативно сказаться на семейной жизни или отношениях с любимым человеком? Как, наконец, не поддаться отчаянию, когда теория, казавшаяся незыблемой, терпит сокрушительный провал, а исследования вновь и вновь не приводят к желаемому результату? И это лишь немногие важные вопросы, на которые Медавар дает ответы в своей замечательной, умной и полной доброго юмора книге.
Книжка в формате "брошюра" - ну, так она и издана. )) Автор - как я узнала в издательских данных, потому что так-то я не в курсе, конечно - "крупнейший британский биолог ХХ столетия, лауреат Нобелевской премии за 1960г., один из основоположников современной трансплантологии". Содержание соответствует названию. В смысле - суждения и рассуждения о том, что из себя представляет научно-исследовательская деятельность и те, кто ею занимается.
Любопытно. )) Иногда создается впечатление, что автор пишет совсем уж элементарные вещи - но тут нужно помнить, что это писалось еще... в 70-е годы. Тогда, наверно, и обстановка была другая. ))
Основные моменты, которые лично мне показались интересными.
- автор разъясняет, что само понятие научно-исследовательской деятельности довольно широко... то есть, обычно под занятиями наукой понимают проведение исследований, выработку теорий-гипотез, все такое. Но вообще-то значительная часть уходит на рутину - как чисто технические работы по подготовке и проведению экспериментов (пробирки мыть! хотя бы )) ), так и административно-хозяйственная деятельность (обеспечить наличие этих самых пробирок, а также тех, кто их будет мыть - и как это вообще будет осуществляться). Соответственно, те, кто занимается этой скромной, не видной общественности, но крайне необходимой работой - тоже занимаются наукой! без дураков.
- чтобы стать - и быть - ученым, вовсе не обязательно обладать необыкновенным интеллектом. Соответственно, люди, обладающие необыкновенным интеллектом - вовсе не обязательно становятся/являются учеными. Это не тождественные понятия. А вот что ученому действительно необходимо и без чего он не может - это здравый смысл и острый интерес к окружающему миру, желание выяснить, что и как происходит...
- работа в коллективе! ученый (молодой или нет), который тихуется по углам и изо всех сил скрывает, чем он занимается и чего ему уже удалось достичь, просто смешон. Должна быть свободная циркуляция идей, знаний... это обогащает и продвигает вперед научный процесс... (Что, как я понимаю, идет вразрез с господствующими сейчас идеями копирайта, да и всякими там исследованиями в интересах частных лиц. (вздыхает) ну и секретными исследованиями для военных целей, эх... )
- не то что имеющее отношение к чисто научной деятельности, но просто показалось прикольным - я как-то считала, что страдания по хрусту французской булки - это чисто наше отечественное явление, в силу известных исторических причин... )) Но оказывается, как мельком упоминает автор - в Англии тоже хватает булкохрустов! ))) Которые страдают и печалятся по исчезнувшей "доброй старой Англии", рисуют себе в мечтах сказочно-пасторальные картины, как честные-благородные английские лорды по-отечески управляли своими владениями, вызывая у населения любовь и почтение... Автор над этими (идиотскими) наивными представлениями откровенно издевается, замечая, что сказочно-пасторальными эти картины являлись исключительно для одной категории - самих лордов... а прислуга, которая с утра до поздней ночи трудилась по хозяйству или в полях, совсем не имели возможности радоваться жизни...
Ну и еще момент, который вызывает глубокую задумчивость... Собственно, я уже давно размышляю - глядя на то, что творится вокруг - что мне всегда казалось... точнее, нас так учили! вроде бы... что все происходит в такой последовательности: ученые изучают обстановку, окружающий мир, реальность, все такое... и на основании этих наблюдений, собранных фактов вырабатывают научную теорию. Или что они там вырабатывают. В общем, какое-то знание об окружающем мире, реальности. Но в последнее время из-за этого бесконечного дурдома, я уже думаю - что все происходит наоборот! (( Что сначала люди создают какую-то определенную теорию (или что там еще), а потом уже для ее подкрепления и обоснования подбирают факты. Это я обо всяких так называемых общественных науках думаю. Экономика, психология (которую я не люблю, ага )) ) и т.д. Но в последнее время мне вдруг пришло в голову, что - а вдруг и в естественно-научных дисциплинах точно так же... И представьте себе, что в данной книжке автор прямо об этом говорит и подтверждает! Что да, ученый сначала должен представить себе теорию, а потом уже... приступать к исследованиям и собиранию фактов. И даже что выяснение и собирание фактов не имеет никакого смысла! Но как же так, я не понимаю. (( Это у меня в голове не укладывается! А как же тогда должна развиваться наука... это же как будто монументальное здание, которое выстроено безо всякого фундамента! на соплях держится. Можно, конечно, для успокоения считать, что все равно все проверяется на практике и если что из придуманных теорий не соответствует действительности, то оно этой действительностью опровергается и т.д. Но если посмотреть, что творится с общественными науками - люди же, придерживаясь своих любимых теорий, способны не замечать фактов и несоответствия действительности сколько угодно долго! хоть всю жизнь. Более того, это даже не осознанное что-то, они, по ходу, и в самом деле физически не способны заметить что-то не укладывающееся в их теории (картину мира). А если то же самое происходит в области естественных наук? Как мы вообще тогда можем быть в чем-то уверены... Прямо от такого голова кругом. ((
(мрачно) Короче говоря, есть о чем подумать.
"Новичок в науке неминуемо прочитает или услышит, что такой-то ученый сделал то-то, а такой-то ученый - вот это, как и подобает настоящим ученым. Не нужно верить подобным речам. Настоящий ученый - это фикция. На свете множество ученых, и они разнятся между собой по темпераменту ничуть не меньше, чем врачи, юристы, церковники, прокуроры или сотрудники бассейнов. Среди ученых есть коллекционеры, классификаторы и дотошные каталогизаторы; многие по темпераменту тяготеют к сыщикам и авантюристам-первооткрывателям; некоторые из них - подлинные художники, а другие - просто ремесленники. Есть ученые-поэты, ученые-философы и даже несколько ученых-мистиков. А многие из тех, кого действительно можно причислить к ученым, обычно занимаются каким-то другим делом."
***
"Насколько я могу судить, отсутствие понимания всегда вызывает обеспокоенность и недовольство, причем эти ощущения знакомы не только ученым, но и обычным людям - иначе как объяснить то облегчение, которое они ощущают, когда узнают, что некое загадочное и тревожащее явление поддается объяснению? Нам важно не знание само по себе, а удовлетворение от обретенного знания."
***
"Избыток книжного знания способен обрубить крылья воображению, а бесконечные размышления над результатами исследований других ученых иногда выступают психологическим заменителем собственных исследований - так чтение романтической беллетристики может оказаться заменой устроению собственной личной жизни."
***
"Современный мир существенно усложнился и меняется стремительно; мы уже не в состоянии вести повседневную жизнь, а уж тем более менять мир к лучшему, не используя дарования и умения приблизительно половины человеческого населения нашей планеты."
***
"На международных конгрессах народы и нации различаются не стилем научных исследований, а национальным стилем представления научных докладов."
***
"Увы, сегодня уже никто не думает, что наука и цивилизация неразрывно связаны и совместно стремятся обеспечить наилучшее будущее для человечества. Ученым наверняка предстоит столкнуться (и найти способ справиться с этим вызовом) с осознанием того, что наука не только не изменяет к лучшему положение большинства людей, но и опровергает множество мнений, дорогих сердцам этого большинства. Доводится слышать, что благодаря науке искусство превратилось в свое искусственное подобие, место портретной живописи заняла фотография, живую музыку потеснили музыкальные аппараты и т.д., а в повседневной жизни мы вместо здоровой еды питаемся теперь всякими эрзацами - скажем, памятный из детства хлеб с хрустящей корочкой ныне продается химически обработанным, девитаминизированным или ревитаминизированным, предварительно порезанным и упакованным в полиэтиленовый саван. Впрочем, все перечисленное объясняется, скорее, алчностью производителей, их нежеланием думать о клиентах и даже нечестными махинациями, а вовсе не достижениями науки."
***
"Ученому, чтобы творить, необходимы библиотеки, лаборатории, общество коллег и соратников - и безусловным подспорьем окажется спокойная, лишенная треволнений повседневная жизнь. Деятельности ученого нисколько не помогают (наоборот, изрядно мешают) как отстраненность от общества, так и беспокойство, стрессы и эмоциональные потрясения."
***
"Правилом той спаянной и дружной группы, с которой я много лет работал, было: "Сообщая всем, что ты узнал"; не могу назвать никого, кто пострадал бы от применения этого правила."
***
"Экспериментирование как таковое можно считать формой критики. Если эксперимент не побуждает ученого как-то уточнить или пересмотреть исходную концепцию, то непонятно, чего ради он вообще затевался."
Книжка в формате "брошюра" - ну, так она и издана. )) Автор - как я узнала в издательских данных, потому что так-то я не в курсе, конечно - "крупнейший британский биолог ХХ столетия, лауреат Нобелевской премии за 1960г., один из основоположников современной трансплантологии". Содержание соответствует названию. В смысле - суждения и рассуждения о том, что из себя представляет научно-исследовательская деятельность и те, кто ею занимается.
Любопытно. )) Иногда создается впечатление, что автор пишет совсем уж элементарные вещи - но тут нужно помнить, что это писалось еще... в 70-е годы. Тогда, наверно, и обстановка была другая. ))
Основные моменты, которые лично мне показались интересными.
- автор разъясняет, что само понятие научно-исследовательской деятельности довольно широко... то есть, обычно под занятиями наукой понимают проведение исследований, выработку теорий-гипотез, все такое. Но вообще-то значительная часть уходит на рутину - как чисто технические работы по подготовке и проведению экспериментов (пробирки мыть! хотя бы )) ), так и административно-хозяйственная деятельность (обеспечить наличие этих самых пробирок, а также тех, кто их будет мыть - и как это вообще будет осуществляться). Соответственно, те, кто занимается этой скромной, не видной общественности, но крайне необходимой работой - тоже занимаются наукой! без дураков.
- чтобы стать - и быть - ученым, вовсе не обязательно обладать необыкновенным интеллектом. Соответственно, люди, обладающие необыкновенным интеллектом - вовсе не обязательно становятся/являются учеными. Это не тождественные понятия. А вот что ученому действительно необходимо и без чего он не может - это здравый смысл и острый интерес к окружающему миру, желание выяснить, что и как происходит...
- работа в коллективе! ученый (молодой или нет), который тихуется по углам и изо всех сил скрывает, чем он занимается и чего ему уже удалось достичь, просто смешон. Должна быть свободная циркуляция идей, знаний... это обогащает и продвигает вперед научный процесс... (Что, как я понимаю, идет вразрез с господствующими сейчас идеями копирайта, да и всякими там исследованиями в интересах частных лиц. (вздыхает) ну и секретными исследованиями для военных целей, эх... )
- не то что имеющее отношение к чисто научной деятельности, но просто показалось прикольным - я как-то считала, что страдания по хрусту французской булки - это чисто наше отечественное явление, в силу известных исторических причин... )) Но оказывается, как мельком упоминает автор - в Англии тоже хватает булкохрустов! ))) Которые страдают и печалятся по исчезнувшей "доброй старой Англии", рисуют себе в мечтах сказочно-пасторальные картины, как честные-благородные английские лорды по-отечески управляли своими владениями, вызывая у населения любовь и почтение... Автор над этими (идиотскими) наивными представлениями откровенно издевается, замечая, что сказочно-пасторальными эти картины являлись исключительно для одной категории - самих лордов... а прислуга, которая с утра до поздней ночи трудилась по хозяйству или в полях, совсем не имели возможности радоваться жизни...
Ну и еще момент, который вызывает глубокую задумчивость... Собственно, я уже давно размышляю - глядя на то, что творится вокруг - что мне всегда казалось... точнее, нас так учили! вроде бы... что все происходит в такой последовательности: ученые изучают обстановку, окружающий мир, реальность, все такое... и на основании этих наблюдений, собранных фактов вырабатывают научную теорию. Или что они там вырабатывают. В общем, какое-то знание об окружающем мире, реальности. Но в последнее время из-за этого бесконечного дурдома, я уже думаю - что все происходит наоборот! (( Что сначала люди создают какую-то определенную теорию (или что там еще), а потом уже для ее подкрепления и обоснования подбирают факты. Это я обо всяких так называемых общественных науках думаю. Экономика, психология (которую я не люблю, ага )) ) и т.д. Но в последнее время мне вдруг пришло в голову, что - а вдруг и в естественно-научных дисциплинах точно так же... И представьте себе, что в данной книжке автор прямо об этом говорит и подтверждает! Что да, ученый сначала должен представить себе теорию, а потом уже... приступать к исследованиям и собиранию фактов. И даже что выяснение и собирание фактов не имеет никакого смысла! Но как же так, я не понимаю. (( Это у меня в голове не укладывается! А как же тогда должна развиваться наука... это же как будто монументальное здание, которое выстроено безо всякого фундамента! на соплях держится. Можно, конечно, для успокоения считать, что все равно все проверяется на практике и если что из придуманных теорий не соответствует действительности, то оно этой действительностью опровергается и т.д. Но если посмотреть, что творится с общественными науками - люди же, придерживаясь своих любимых теорий, способны не замечать фактов и несоответствия действительности сколько угодно долго! хоть всю жизнь. Более того, это даже не осознанное что-то, они, по ходу, и в самом деле физически не способны заметить что-то не укладывающееся в их теории (картину мира). А если то же самое происходит в области естественных наук? Как мы вообще тогда можем быть в чем-то уверены... Прямо от такого голова кругом. ((
(мрачно) Короче говоря, есть о чем подумать.
"Новичок в науке неминуемо прочитает или услышит, что такой-то ученый сделал то-то, а такой-то ученый - вот это, как и подобает настоящим ученым. Не нужно верить подобным речам. Настоящий ученый - это фикция. На свете множество ученых, и они разнятся между собой по темпераменту ничуть не меньше, чем врачи, юристы, церковники, прокуроры или сотрудники бассейнов. Среди ученых есть коллекционеры, классификаторы и дотошные каталогизаторы; многие по темпераменту тяготеют к сыщикам и авантюристам-первооткрывателям; некоторые из них - подлинные художники, а другие - просто ремесленники. Есть ученые-поэты, ученые-философы и даже несколько ученых-мистиков. А многие из тех, кого действительно можно причислить к ученым, обычно занимаются каким-то другим делом."
***
"Насколько я могу судить, отсутствие понимания всегда вызывает обеспокоенность и недовольство, причем эти ощущения знакомы не только ученым, но и обычным людям - иначе как объяснить то облегчение, которое они ощущают, когда узнают, что некое загадочное и тревожащее явление поддается объяснению? Нам важно не знание само по себе, а удовлетворение от обретенного знания."
***
"Избыток книжного знания способен обрубить крылья воображению, а бесконечные размышления над результатами исследований других ученых иногда выступают психологическим заменителем собственных исследований - так чтение романтической беллетристики может оказаться заменой устроению собственной личной жизни."
***
"Современный мир существенно усложнился и меняется стремительно; мы уже не в состоянии вести повседневную жизнь, а уж тем более менять мир к лучшему, не используя дарования и умения приблизительно половины человеческого населения нашей планеты."
***
"На международных конгрессах народы и нации различаются не стилем научных исследований, а национальным стилем представления научных докладов."
***
"Увы, сегодня уже никто не думает, что наука и цивилизация неразрывно связаны и совместно стремятся обеспечить наилучшее будущее для человечества. Ученым наверняка предстоит столкнуться (и найти способ справиться с этим вызовом) с осознанием того, что наука не только не изменяет к лучшему положение большинства людей, но и опровергает множество мнений, дорогих сердцам этого большинства. Доводится слышать, что благодаря науке искусство превратилось в свое искусственное подобие, место портретной живописи заняла фотография, живую музыку потеснили музыкальные аппараты и т.д., а в повседневной жизни мы вместо здоровой еды питаемся теперь всякими эрзацами - скажем, памятный из детства хлеб с хрустящей корочкой ныне продается химически обработанным, девитаминизированным или ревитаминизированным, предварительно порезанным и упакованным в полиэтиленовый саван. Впрочем, все перечисленное объясняется, скорее, алчностью производителей, их нежеланием думать о клиентах и даже нечестными махинациями, а вовсе не достижениями науки."
***
"Ученому, чтобы творить, необходимы библиотеки, лаборатории, общество коллег и соратников - и безусловным подспорьем окажется спокойная, лишенная треволнений повседневная жизнь. Деятельности ученого нисколько не помогают (наоборот, изрядно мешают) как отстраненность от общества, так и беспокойство, стрессы и эмоциональные потрясения."
***
"Правилом той спаянной и дружной группы, с которой я много лет работал, было: "Сообщая всем, что ты узнал"; не могу назвать никого, кто пострадал бы от применения этого правила."
***
"Экспериментирование как таковое можно считать формой критики. Если эксперимент не побуждает ученого как-то уточнить или пересмотреть исходную концепцию, то непонятно, чего ради он вообще затевался."
Выбирая тему исследования и академическое учреждение для сотрудничества, молодой ученый должен остерегаться следования моде. Одно дело – идти в ногу с общим, согласованным движением научной мысли, и совсем другое – просто попасться на удочку переменчивой моды.
Набираясь опыта, ученые обыкновенно достигают стадии, когда появляется возможность оглянуться на начало своих исследований и подивиться собственной смелости и дерзости – «Насколько же я тогда был невежественным и как мало я знал!».
Как-то я беседовал с одним генетиком, который утверждал, что концепция интеллекта абсолютно бессмысленна. Я позволил себе назвать его «не-интеллектуалом». Он обиделся, а мой следующий вопрос задел его еще больше: я спросил, как он ухитрился отыскать столь четкое определение отсутствия интеллекта. Впредь мы не общались.
Не могу дать ученому любого возраста совета лучше, чем следующий: степень уверенности в обоснованности той или иной гипотезы никак не связана с тем, истинна данная гипотеза или ошибочна.
"Ничто в положении ученого не освобождает его от необходимости прислушиваться к голосу совести, если он ощущает некую моральную неправильность происходящего."