На далеком берегу, в зеленом мире, где амат питает устремленные в небеса секвойи, где асари играет степной травой, где асхи складывает снеговые шапки гор и гоняет волны океана, где арих отдает свое тепло очагам, живут люди с двумя душами: правой, обращенной к неявленному, и левой, явленному принадлежащей. Когда бледные пришли первый раз, люди леса встретили их с радостью, делились с ними пищей и учили слушать зеленый мир, прощали убийство живых деревьев и не видели страха в вере в Дарующего (что ж, если хотят – пусть верят). Но второй раз бледные пришли с кораблями и попытались подчинить свободные племена. Смуглые отстояли зеленый мир, но в той битве потеряли много воинов и всех мавиви – хранительниц висари, равновесия. Много годовых кругов прошло с тех пор, бледным разрешают селиться рядом со смуглыми, вот только бледные – неполноценные люди, нет у них правой души, но кое-чему и у них можно поучиться. Как строить дома, например, или как читать и писать, что такое физика и как строить корабли. А бледные пытаются научиться слушать зеленый мир и жить с ним в гармонии.
Да, именно, это фэнтези про индейцев. Место действия очень напоминает соответствующего периода Северную Америку, а читателю предлагается взглянуть на мир глазами махига Ичивари, сына вождя.
За что я люблю и не опасаюсь читать новые книги Демченко, так это за красивый и хороший язык. Ты всегда знаешь, что застрахован от корявостей и «оригинальных» стилистических решений, что фразы не будут похожи на криво выполненные переводы переводов. Большая в наше время редкость.
Вторая причина, почему я люблю Демченко, это ее потрясающее воображение. Ее миры многогранны, продуманны, в них действуют свои, обоснованные автором, законы, они реальны. Так вот нет-нет, да поверишь в параллельные измерения – больно уж все по-настоящему, как будто пересказывается когда-то увиденная и детально изученная картина мира. Это и фэнтези, и не фэнтези, потому что все вполне реально и закономерно для авторского мира, который слишком уж сам похож на реальность (простите за тавтологию).
Единственное, что несколько уменьшает удовольствие от прочтения – это так любимый Оксаной Демченко тип героини: боевой и безапелляционной, почти мгновенно завоевывающей всеобщую любовь и легко добавляющей себе новых «родственников» (то есть понравился ей вот этот старичок – назвала дедушкой. И так далее). Такой была Береника в цикле про Госпожу Удачу; такой была Элиис в дилогии «Безупречный враг»; такая и Шеула, героиня этой книги (правда, не главная, но одна из). И есть мнение, что в следующей части времени ей выделят куда больше.
Второе, чего я опасаюсь, это синдрома уже упомянутых мною циклов, повторенного в цикле новом: то есть превращения героев в этакие чуть ли не всемогущие сущности, получающие все больше и больше возможностей и легко справляющиеся со всеми проблемами, которые ранее казались если не неразрешимыми, то хотя бы серьезными. Да и немного смущает смещение фокуса повествования из земель смуглых в земли бледных. Хотя зачем заранее переживать, может, еще обойдется.
В любом случае, чтение этой книги доставляет удовольствие. Она не бездумно эмоционально-ориентированная, не бессмысленная боёвка, не бесталанное «творение» юного графомана. Она как-то удивительно гармонична – как весь зеленый мир, в единении с которым живут люди леса, степей и гор.
Вулфодайри
Надо было еще на "Ромашках для королевы" сделать для себя вывод, что Демченко не мой автор и удалить все ее книги из виша. Но ошибки случаются, я на них учусь и теперь уж точно ни одной ее книги в виш-листе нет. И это не потому, что она плохо пишет, просто ее книги даются мне со скрипом - ужасным. Любую другую книгу такого объема я обычно читаю за день при малой нагрузке и за пару дней при завале в реале, а эта книга растянулась аж на две недели.
Да, это фэнтези довольно необычное - оно про индейцев и повествование идет от лица сына вождя. Я еще не встречала чего-то подобного и это был интересный опыт. Помимо героя есть и героиня - неплохая и вполне располагающая к себе.
Язык Демченко для меня не то чтобы сложноват, но я в нем теряюсь и ощущаю себя в нем мухой в тягучем меду. Мне, чтобы уловить смысл происходящего, приходилось перечитывать куски по несколько раз.
Мои впечатления - сугубо мои, а вам книга может вполне зайти, так что читайте.