Оптиматы, популяры, патриции, плебеи, партейные и сочувствующие - это всё ерунда. На самом деле население Древнего Рима делилось на уродов и очаровашек. Во главе очаровашек, в желтой майке лидера, стоял божественный Юлик. Команду уродов составляли, естественно, уроды: носатый алкоголик Катон, прыщавый неврастеник Брут и примкнувшие к ним генетические выродки из знатных римских семейств.
Уроды не любили Юлика, дразнили тираном и строили козни, которые божественный со свойственной ему проницательностью пресекал прежде, чем те успевали оформиться в нечто более внятное, чем надпись "Цезарь дурак" на стене общественной уборной. А попутно завоевал Британию, Аквитанику, Келтику, Белгику, потом контрольненьким еще раз Британию и, наконец, кузину туберкулезного пассионария Верцингеторикса, который только и ждал повода, чтоб развязать национально-освободительную войну...
Только не подумайте, что перед вами пошлая дамская проза. Великую австралийскую писательницу Колин Маккалоу сложно упрекнуть в небрежности или слабости слога. Просто в детстве она так переживала за невинно убиенного божественного Юлика, что в сознательном возрасте не смогла удержаться от соблазна поквитаться с его недоброжелателями хотя бы в художественной форме. Как в том анекдоте про академика Павлова: собачка укусила и забыла, а Павлов вырос - и не забыл.
Продолжаю свое знакомство с циклом Колин Маккалоу «Владыки Рима».
Цель исследования автора — показать как римская Республика встала на путь Диктатуры.
Объект исследования — Гай Юлий Цезарь.
Начинается цикл с деда Цезаря, его дальних родственников. Без этого далекого предисловия мне сейчас не понять было бы «По воле судьбы». Здесь Цезарь уже в зените славы, ведет галльские войны и гражданскую войну. Ему около 50ти лет.
Но, без предыдущих книг не понять кто тут кто. Не понять даже кто такой этот Гай Юлий Цезарь.
Я же лично испытала разочарование в Цезаре после этой книги.
Почему?
Да, ему многое было дано с рождения. Он патриций, аристократ. Значит может построить карьеру в политике, стать консулом, стать первым среди равных.
Да, у него есть природные способности, он отличный администратор. Прирожденный правитель не только по родословной, но и по природным данным.
Да, он честно прошел весь длинный путь карьерной лестницы. Он был солдатом, офицером, дипломатом, судьей, мэром Рима, адвокатом, и т. д. Он изучил все стороны римской жизни и везде проявил свой талант администратора. Он даже стал консулом. Издавал новые законы на благо Рима.
Да, он велик.
но... жаль мне галлов. Война Цезаря с галлами была подлой. Как бы автор не пыталась оправдать Цезаря. Она пишет в том тоне, что обстоятельства вынуждали его быть жестоким. Что обстоятельства привели его к жестокой войне с галлами, к гражданской войне с римом, к диктатуре.
Нет. Не верю. Цезарь выше обстоятельств. Это Цезарь, он сам вершит свою судьбу.
Война с галлами нужна была ему для личного обогащения. Вот и все. Просто. Ему нужны были огромные суммы денег. Что он делает?
Выбирает новые земли, еще не завоеванные Римом. Но, богатые трофеями.
Он идет войной на галлов преследуя личные цели. Нажить денег для политического роста. Собрать верные лично ему легионы. Армия, которая будет предана только ему.
Он все точно рассчитал. И выполнил задуманное.
А мне жаль галлов. Они стали невинными жертвами непомерного тщеславия Цезаря.
Противно когда он им обещал «мир и процветание» под римской рукой. А сам грабил, убивал, продавал в рабство мужчин, женщин дарил своим солдатам. Противно что вел войну под лозунгом «я защищаю вас от германцев», а сам использовал германскую конницу. Да и как понять истребление целых племен «защитой»?
Он лгал. Надо признать, он отличный политик. Он лгал очень умело. А пока шла война писал свои «Записки о галльской войне» в лучшем для себя свете и распространял их среди римлян. Пиарил.
Деньги, полученные от продажи рабов и трофеев тратил на покупку лояльных сенаторов и администраторов италийских городов. И на жалование своим солдатам, покупал их верность.
Он все делал очень умно. Эти вложения оправдали себя, когда Цезарь перешел Рубикон и началась гражданская война. Очень странная война, почти без сражений все подчинились Цезарю.
Разочаровал меня Цезарь своей галльской войной. Не поняла я и его поведение в гражданской войне, зачем надо было метаться по всем провинциям Рима, преследуя оппозицию во главе с Помпеем.
Как-то для меня Цезарь перестал быть великим и превратился в тщеславного человечка.
Пятую книгу цикла Владыки Рима нельзя отнести к женским романам. Речь в ней идет о войне и политике. Причем описываются хорошо известные события, описанные самим Цезарем (или его соратниками) в "Записках о галльской войне" и в "Записках о гражданской войне".
Колин Маккалоу по прежнему проводит мысль о том, что Цезарь не стремился к абсолютной власти, просто обстоятельства так сложились. Выбор у Цезаря небольшой - либо политическое самоубийство, либо мятеж. Но Маккалоу также показывает, что потеряв дочь и мать, Цезарь потерял что-то человеческое. Он как бы "бронзовеет" и готовится войти в историю. К концу книги он становится по-настоящему Первым человеком в Риме.
Маккалоу пишет все также интересно и исторически грамотно. На удивление ровный цикл.
Пять баллов
«Марий был «новым человеком» без родословной. Сулла имел родословную, но он не соответствовал ей…А Цезарь безупречен. У него нет ни одного уязвимого места, куда мог бы проникнуть самый узкий кинжал. Он не пьет вина, так что всегда ясно мыслит. Когда он говорит о чем-то невероятном, ты знаешь, что ему это доступно. Ты назвал его уникальным, Антоний, и ты не ошибся. Не отрицай, ты мечтаешь превзойти его, но без реальных шансов на то. И ни у кого из нас нет этих шансов. Так зачем понапрасну себя изнурять? Даже если отбросить его гениальность, останется нечто, чему нельзя найти объяснения…Пройдет хоть тысяча лет, нам подобного не достичь…»
Пятая книга в серии об истории последних дней существования Римской Республики написана на все том же высоком уровне, как в художественном плане, так и в историческом. Сюжет романа «По воле судьбы» повествует о взлете великого Гая Юлия Цезаря. Буквально сквозь каждую строчку читателю передается уважение и восхищение, которые автор питает к этой, без всяких прикрас, уникальной личностью в истории человечества. Поднимая Цезаря на недосягаемые высоты, Колин Маккалоу приводит и образы других героев, но объективно гораздо более значительнее. Гней Помпей, современник, заклятый друг, зять, враг – то же личность очень интересная, ведь не называют же «великим» прижизненно абы кого? Однако, у Помпея масса недостатков, и он заметно уступает Цезарю не только в размахе личности, не только в особенностях характера, не только в жизненном пути и его завершении, но и в чувствах, которые он вызывал у современников, и у историков, и у нас, как читателей. Трагична судьба юной Юлии, единственного законного ребенка Цезаря от любимой первой жены Корнелии Цинниллы, умершей в родах. Смерть любимой жены сильно ударила по Помпею, но еще сильнее она поразила Цезаря. Смерть жены будто бы убила в нем часть души, а потеря обожаемого ребенка, в котором продолжала жить Корнелия, словно вырвала у Цезаря нечто человеческое. К этой тяжелейшей потери прибавилась смерть матери, собственно и выковавшей характер Цезаря. Эпизоды об этих, одна за другой чередующихся, потерях читать было очень тяжело…Как всегда уделив много времени анализу психологических портретов своих героев, автор затронула и тему войны, а ее и нельзя было обойти, ибо это было время триумфальных побед Цезаря в «длинноволосой Галлии». Склоки и недопонимания между племенами, как их называли римляне, варваров, умелое и хладнокровное руководство своими солдатами Цезаря, привело к покорению очень сложного врага. Здесь и история о внебрачном сыне, и дипломатические хитрости, и политические тонкости, и борьба партий и различных сил, и удивительный самоконтроль Цезаря, и его талант в военном (и не только) дело, и его взаимоотношение с солдатами и отношение к окружающим. И, безусловно, столкновение бывших почти родственников Цезаря и Помпея, которое просто было невозможно избежать. Тот самый переход через Рубикон и вошедшая в историю фраза «жребий брошен». Вход Цезаря в Рим и бегство Помпея и его сторонников, а после и его убийство. И здесь уже мы видим Цезаря, образ которого покорил множество поколений, образ истинного Первого Человека в Риме…Да, Колин Маккалоу очень любит Цезаря, но ведь есть же за что! И эта любовь передается читателю))
Пятый том саги (рецензия на четвертый - ниже в профиле) посвящен губернаторству Цезаря в Галлии, где пылкие и безрассудные варвары готовы проливать кровь за бесполезный клочок земли, лишь бы не заключать взаимовыгодного мира с Римом. Патриотично? Скорее - глупо. Как проницательно заметил Гай Юлий: независимости галлам все равно не видать. Только если германцы вырежут их под корень, не оставив имен и наречий, то Рим сохранит и традиции, и уклад, поможет с безопасностью на границах, значительно улучшит качество жизни. На своих условиях - ну так что ж, кто сильнее, того и тапки. Однако кучка мелкопоместных царьков из кожи вон лезет, чтобы победить тех, для кого война стала профессией. И ладно бы галлы были великими воинами или понимали, с кем сражаются! Их самомнение и беспечность губит страну, вынуждая Цезаря принимать крутые меры - одна осада крепости Аварик чего стоит (советую поискать в интернете макет осадной террасы). А круговой вал ("циркуумваляция") вокруг Алезии? При всем при этом Цезарь справедлив и старается избежать лишних смертей. Солдаты боготворят его, что неудивительно: он делит с ними пищу, болезни и непогоду; в первых рядах шагает на маршах, сам копает и строит, успевая везде и следя за каждым. Добавить к этому отличную память на лица и имена - и что еще нужно для завоевания простых сердец, которые - говоря начистоту - и куют величие Рима? Поэтому сенат и сбегает после пересечения Цезарем Рубикона, забыв про казну: никому не по зубам такой противник. Который, кстати, и не собирается воевать со своим народом. Ему это не нужно: Гая Юлия во всех городах Италии чествуют, как героя, усыпая дорогу цветами. И если сенаторы могут простить Помпею его грубость, жадность и амбиции, так как он выскочка из Пицена, неримлянин, то безупречного во всех отношениях Цезаря, патриция из древнего рода Юлиев они ненавидят всеми фибрами души. За ум, знание законов, справедливость, ораторское мастерство; за то, что потомок Ромула и Венеры, за то, что он чтит Вечный город, как ни один из них. Цезарь - недосягаемая высота, Титан, которого не свалить. И именно поэтому его зарежут как свинью несколькими годами позже...
Гражданская война кончается победой Цезаря. Помпея варварски убивают в Александрии Египетской, и в следующих томах туда перенесется повествование, ведь царице Верхнего и Нижнего Египта - Клеопатре из рода Птолемеев - уже предначертано встретить мужчину-бога, пришедшего с Запада. А после - объединить две великие страны. Но это уже совсем другая история...