Рецензии на книгу «Позывной «Крест»» Константин Стогний

Виктор Лавров, бывший спецназовец КГБ, получает задание от настоятеля монастыря найти похищенную реликвию, десницу Иоанна Крестителя. Напарницей Лаврова становится Светлана Соломина, по легенде сербка из Белграда. Но настоящее прошлое девушки под грифом «секретно». Следы похищенной десницы ведут в Сирию, раздираемую гражданской войной. Лавров и Соломина оказываются в самом пекле. Почти оглохнув от автоматных очередей боевиков, рискуя оказаться в плену, едва не погибнув в перестрелке при попытке...
RomanKot написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Помните: ложное мнение занимает место истины

Автору дал второй шанс…

Несколько лет назад прочитал его книгу «Волки траву не едят». На эту примитивщину не стал писать рецензию.

И вот решил дать шанс новому его произведению «Позывной «Крест».

Идея интереснейшая: на фоне актуальных мировых событий идёт охота за артефактом.

Представьте: Черногория, Украина, Сирия, Турция, Ирак, ОАЭ, чуток Израиля, немного США… А также: сербы, хорваты, украинцы, сирийцы, турки, арабы, хашимиты, хариши, мандеи (вам же тоже, как и мне, интересно узнать, кто это ?), езиды и даже один канадец.

И ещё: арамейский язык, протоэламское письмо, бакрийско-маргианские верования, христианство, ислам, иудаизм…
Какой интереснейший труд можно создать на таком материале !!!

Но, вся амбициозная задумка автора ушла в тупой боевик а-ля Голливуд.

Но начну с хорошего.
Приятным бонусом книги являются кулинарные описания преимущественно ближневосточной кухни.

К достоинствам книги отнесу также актуальные мысли повествователя о текущем моменте:

Лавров не спешил с ответом. Ведь в теперешнее время, прежде чем открыть рот, нужно учесть мнение феминисток, веганов, национальных и сексуальных меньшинств, религиозных людей и бродячих собак. Иначе вся эта оскорблённая масса с присущей ей человечностью тебя разорвёт. Во имя гуманности.



Или вот на злобу дня:

- Всё просто. Я разработал несколько видов лекарств, - от рака, от СПИДа ,от гепатита С. Все они созданы на основе моей вакцины.
-Вот как, - хмыкнул Лавров. – Опытный военный врач лечит все болезни зелёнкой ?
- Не смейтесь, дружище, - не обратил внимания на колкости Лаврова Мартин. – Эти лекарства, конечно, лечат, но в один прекрасный момент все, кто их принимал, станут послушными солдатами и придут под мои знамёна, взяв в руки новое-старое оружие.
- Вирус с неограниченным инкубационным периодом, - догадался Виктор.



А следующая цитата достойна Ноама Хомского, подозреваю, что это его мысли, «сплагиаченные» автором:

- Террористы или американцы. Смысл терроризма, развязанного госдепом по всему миру, - предельное ограничение анонимности и личной свободы граждан. Знаешь, как эта война называется?
Халид Асаад не ответил.
- Борьба с терроризмом…



И ещё одно утверждение, справедливость которого разделяется практически всеми:

В эпоху, когда журналисту надо все делать быстро, быть первым, быть разнообразным, уметь ужать сложную, неоднозначную историю в двухминутный ролик или текст в пяти абзацах, честной журналистики не может существовать в принципе. Нигде в мире



Справедливости ради также скажу, что в книге есть интересные, хотя и короткие исторические справки в стиле Википедии.

Неудивительно, ведь армией мусульман-боснийцев командовал Алия Изетбегович – исламист и близкий друг Усамы Бен Ладена



(а США и НАТО поддерживали именно мусульман и бомбили сербов).

А вот мелодраматические псевдоисторические фантазии автора на тему как «оно было на самом деле» это весьма примитивный закос под Парнова и Умберто Эко. Но, в отличие от Парнова в этих фантазиях не хватает глубины и психологизма, а в отличие от Эко нет интеллектуального юмора, нет «улыбки разума».
Вместо этого утрированный трагизм и желание выдавить слезинку.

При этом, автор пытается юморить, но это нельзя назвать ни юмором, ни даже сарказмом, настолько всё плоско и предсказуемо.

В книге даже встречается лайфхак, преподносимый автором как верх смекалки, хотя любой адекватный человек понимает, что на практике это не сработает:

- Вы откуда, мистер ? – вежливо спросил приземистый араб с резиновой дубинкой у пояса.
- Профессор Лавров, Крыжопольский университет культуры восточных языков и религии, - представился Виктор и сунул охраннику светло-зезеную корочку с замысловатым гербом и фотографией.
Надписи на незнакомом языке были для араба совершенно нечитаемыми, но вычурный герб, серийный номер и печать в документе сделали своё дело. Охранник с уважением посмотрел на европейского гостя.
- Готовимся к международной конференции по метрологии и стандартизации измерительной техники Иракского межнационального университета словесности, - пояснил Виктор. «Боже! Что я несу?» - мелькнуло у него в голове.
- Прошу вас, мистер ! – торжественно произнес охранник и отдал документ украинцу.
Виктор очень бережно взял корочку члена охотничьего клуба, которую всегда носил рядом с паспортом, и положил во внутренний карман пиджака.

Также местами встречается приятная аллегоричность язык повествования:

Б

елый песок под лунным светом был схож со снегом, словно зима сбежала со свадьбы и накрыла все вокруг подолом белоснежного платья. Птички на ветках саксаула напоминали подтаявшие леденцы. Ветер столетиями шлифовал известковые камни-останцы и за века превратил этих толстых «снеговиков» в стройных, подтянутых «снежных баб».



Или:

Подобно тому, как скарабей неустанно и настойчиво превращает бесформенную вязкую массу навоза в шарик, чтобы заложить в него семя жизни, философ, идущий путём мудрости, должен трансформировать бесформенную и вязкую массу своих мыслей в совершенную, как шар, систему, которая отображает устройство вселенной.



А вот то, что встречается во многих настойчиво рекламируемых книгах:

Вы можете подумать, что вы совсем маленький человек и ничто не зависит от вас от вас в этом большом мире. Но кто-то пьёт каждый день чай из кружки, которую вы подарили ему на день рождения. А кто-то, услышав песню, улыбается, потому что она напомнила ему о хорошем времени, проведенном с вами. А кто-то прочитал книгу по вашей рекомендации, и теперь она стала основой для его поступков….Ваше влияние, которое вы оказываете порой одним лишь своим присутствием, невозможно отрицать.

Ну разве не мило ?

Но смесь мелодраматичности и жестокости, которыми переполнена книга, не даёт эффекта реальности, а скорее всё больше и настойчивей подталкивает читателя к сакраментальному: «Не верю !».

И дело не только в том, что стройненькая девушка «с телом гимнастки» раскидывает здоровых, вооружённых бородатых боевиков одной левой ногой и даже убивает многих из них. Простим повествователю сию сказочку, ведь эта девушка, Светлана Соломина (а на самом деле Саломея) так симпатична, что всю книгу «болеешь» за неё, а в до боли раздражающем приёме автора, которым он злоупотребляет на протяжении всей книги: главному герою Виктору Лаврову всегда везёт.

В книгах уважаемого мной Олега Маркеева тоже описаны тяжёлые жизненные ситуации, но там главный герой преодолевает их с помощью своих сил, интеллекта, а везение случается 1 – 2 раза на всю книгу.
Тут же Лаврову везёт на каждой странице.

Значительной недоработкой автора также считаю примитивизацию многих сюжетных линий и совершенно «плоских», картонных злодеев, как будто взятых из детского мультика.

Между тем в салоне вертолёта находился миллиардер и известный коллекционер клинописи Мартин Скейен.
Он был максимально сосредоточен. Только что вернувшись из Пальмиры, миллиардер окончательно убедился: в подземелье под храмом Баала находится вход в заветную пещеру, и это не легенда. О предназначении этой пещеры он боялся говорить даже самому себе. Тубус, который он приобрел вчера вечером, - не просто бронзовая колба для хранения десницы святого. Это ключ, который открывает то, что стоит любого богатства мира. Но пещеру не открыть, не прочитав надписи на этой древней бронзе.


И всё это на фоне чрезмерных сцен насилия, коими кишит сия книга.

Ни у Ремарка, ни у Гари, ни у ряда других авторов, описывавших войну, нет такого всеобщего выпускания кишок, какое встречается у Стогния. Повествователь с садистскими подробностями описывает «вогнутые взрывом внутрь тела рёбра, оторванные головы» и прочую жуть.
Конечно, можно возразить, что это ж война в Сирии. Но, повторюсь, на фоне этой чрезмерной жути главные герои не только остаются в живых, но и валят направо и налево десятки боевиков за раз, плюс спокойно колесят и даже ходят пешком по воюющей стране, обманывая и террористов, и полицию и военных, а Лавров так вообще, как турист, без всяких ограничений, по своему произволению, летит на самолёте из Украины в Дамаск.

Недостатки и нестыковки книги могу описывать долго, но сэкономлю и своё, и читателей рецензии время.

Итак, автор, пытаясь вызвать интерес, касается многих тем весьма поверхностно, не углубляясь в суть, в итоге пытливый читатель не получает ни новых знаний, ни интересных сюжетов.
И даже при этом совершает ошибки, например, называя езидов язычниками.

Экшн, который занимает 90% книги, написан ради себя самого: убийства ради убийств. Никакого развития (открытие саркофага так и не состоялось), ни победы кого-то над кем-то (единственное развитие в этом плане – миллиардера злодея съел крокодил), ни моральной эволюции героев не произошло.

Эта книга заменяет 5 бессмысленных голливудских боевиков или сериал про убийства серий на 100.

Самая лучшая, по-моему, мнению, цитата из книги стоит в заглавии к этой рецензии. Она в полной мере применима к произведению Константина Стогния.

К прочтению не рекомендую.
Больше не будут давать шансов автору.