Дженн Лайонс начинает рассказывать с конца: мы видим юношу, который сидит в тюрьме и, очевидно, ждет своей смерти, и видим тюремщицу, жуткое создание под невинной личиной, которая, будто бы скучая, предлагает юноше рассказать его историю диктофону волшебному камню. Но потом ей кажется, что его история будет неполной без ее дополнения, и начинает рассказывать предысторию истории юноши, и каждую главу читателя переносит из одного момента прошлого в другой. Ну и стоит еще учитывать, что обе эти истории потом были записаны в виде доклада императору, и старательный докладчик не преминул воспользоваться случаем и оставить 150 комментариев к происходящему со своей точкой зрения и заметками о мире.
Я люблю запутанное фэнтези и новые яркие миры, но очень не люблю, когда автор намеренно усложняет читателю книгу, и не сюжетом, а манерой подачи. В истории и так очень непросто разобраться, а с такой структурой создается ощущение, что у тебя в голове одновременно галдит с десяток голосов, а ты пытаешься выцепить из них самый интересный и громкий.
Кирин — вор и музыкант в одном из многочисленных борделей города Куура. Он юн, остер на язык, красив и любопытен. И это любопытство его и подведет — он грабил один богатый дом и стал свидетелем вызова демона, и, похоже, этот демон теперь будет его преследовать... Как и один могущественный колдун, богатейшее семейство Куура, убийца-мимик и его же собственная банда Ночных танцоров. Зачем всем нужен обычный мальчишка с улиц, и какую роль ему суждено сыграть? Куда заведет его богиня удачи?
Мир автор придумала очень неплохой и разнообразный — бессмертные расы, боги, сложные интриги и могущественные правящие семьи, и в некоторые моменты я будто бы действительно слышала шум волн, шарахалась от щупальца кракена или пробиралась вместе с героями по тесным улицам. Но при этом Лайонс так отчаянно путает, запихивает в сюжет целую гроздь не самых честных рассказчиков (Кирину то и дело кто-то объясняет происходящее, но не спешите тянуть понятливое «ааа, вот оно что», «голос за кадром» тут же напишет сноску и будет все опровергать), но даже это не так сложно, как невероятно запутанные родственные отношения и бесконечные перерождения (читателю бы хоть в одной жизни разобраться, смилостивись!). Ближе к финалу книги я уже ждала, что вот вот появятся слоны, а индийские танцовщицы начнут петь про родинки и семью. Серьезно, в предисловии нужно предупреждать, что тут все друг другу братья/бабушки/матери/отцы/жены, а иногда по несколько пунктов за раз. И если поначалу мне очень хотелось ясности, то потом уже хотелось, чтобы автор перестала насиловать мне мозг и просто уже дала спокойно дочитать хоть то, что я успела разобрать.
И вот странные у меня остались впечатления. История только начинается, все 600 страниц меня очень старательно знакомили с героями и миром, даже многих богов представили, драконов там и парочку бессмертных рас, и я очень надеюсь, что автор в следующих 4-х книгах (вроде бы планируется цикл из 5 книг) выберет более удобную форму повествования (надеюсь что линейную). И мне все еще хочется узнать, что там с Кирином, Коготь и прочей разновидовой толпой, но от этой книги я удовольствия не получила. Она меня вымотала, запутала и выбросила на берег недоумения.
P. S. а на обложке третьей книги оригинального издания все-таки слон. Неужели все наконец то станцуют?!
Приступая к чтению того или иного литературного произведения, каждый любитель книг мечтает встретить на его страницах по-настоящему уникальную историю. Нам хочется восхищаться смелыми авторскими решениями, удивляться своеобразными сюжетными твистами и влюбляться в интересных, ни на кого доселе не похожих героев. В угоду нашим желаниям предприимчивые авторы пытаются что-то менять в устоявшемся каноне, стремясь вывернуть наизнанку давно знакомые направления писательства и ожидания читателей. Свой вклад в маленькое преображение жанра фэнтези постаралась внести американская писательница Дженн Лайонс, представляя на наш суд свое дебютное произведение. "Погибель королей" открывает пятикнижный цикл "Хор драконов" и повествует нам необычную историю подростка по имени Кирин. Мальчик - сирота, выросший на балладах усыновившего его слепого музыкант по имени Сурдье, зарабатывающего на хлеб насущный игрой на арфе в борделе. Как это обычно бывает, однажды Кирин случайно оказывается свидетелем жуткой сцены, что в одночасье меняет его привычную жизнь. Он становится нелепой пешкой в амбициозных и властолюбивых играх сильных мира сего. Все, во что он когда-либо верил, превращается в ложь, а новые истины ему открываются вместе с болью, потерями близких и насилием. И, конечно, именно ему предстояло оказаться активным участником событий, которые стали предвестниками начала исполнения древнего Пророчества. Возможно, прочитав мою маленькую аннотацию, вы скажете, что все вышеперечисленное сотню раз встречалось на страницах тех или иных фэнтези-книг. В защиту данного произведения хочу заметить, что автор постаралась и сумела создать интересную словесную поэтику во многом индивидуальную как по форме, так и по содержанию. Об этом сегодня и поговорим.
"Большие волны начинаются с маленькой ряби. Лавины начинаются с одного камешка."
История действительно интересна, когда автор до мельчайших деталей продумывает все ее составляющие. И вдвойне интересна, если он при этом выбирает необычный способ организации сюжета. Начало книги встречает нас в тюрьме, где главный герой находится под чутким наблюдением тюремщика по имени Коготь. В ходе диалога они решают восстановить в памяти все предшествующие заточению события. С этого момента и начинается самое любопытное. Повествование разрывается на линии, которые поглавно начинают между собой чередоваться. Таким образом, перед нами несколько разновременных частей сюжета. Во-первых, диалог, происходящий в тюрьме в настоящее время. Во-вторых, рассказ Кирина, начинающийся с событий в прошлом, но не с завязки конфликта, а с середины его приключений. И в-третьих, недостающая первая половина путешествий героя, поведенная нам его тюремщиком. Поэтому чтение напоминало мне некую чехарду - от главы к главе приходилось прыгать между событиями, которые верно, но медленно складывались в общую картину произошедшего. Главы двух основных направлений были короткие, динамичные и невероятно захватывающие. Плюс ко всему, в романе присутствовали многочисленные сноски-комментарии, принадлежащие (и это очень оригинально!) не автору, а другому персонажу, который фактически и являлся ироничным рассказчиком этого романа. По сути - еще одна временная линия. Пожалуй, с таким интересом я еще никогда не читала подстрочные замечания. Их изюминка заключалась в том, что они не просто дополняли книгу необходимой информацией, а зачастую вносили противоречия к уже имеющимся сведениям и создавали еще большую путаницу. Но и это еще не все! Мало того, что многослойное повествование вносило свою неразбериху, так писательница добавила еще больше сумятицы, придумав мироустройство с сложными уникальными чертами. Надо ли говорить, что от подобного мозгоразрушающего чтения я была в восторге!?
"...настоящее зло - это не демон и не волшебник, а империя вроде Куура, общество, которое пожирает собственных бедняков и угнетенных, словно мать - собственных детей. Демоны и монстры - очевидные мишени; мы всегда объединяемся, чтобы отразить их натиск."
Дженн досконально продумала огромный по масштабам мир и постепенно описывала нам его богатую историю, культурные ценности, военные конфликты, особенности религии и магию. Поэтому периодическое обращение к приложениям и глоссарию было неотъемлемым атрибутом моего чтения. Само мироздание оказалось сложным и состояло из двух миров (мира живых и мира мертвых), разделенных между собой метафизической рекой - магией. Система магии основывалась на понятии "аура", которой обладали даже неодушевленные материалы. Заглянуть за Первую Завесу и увидеть ауру могли лишь одаренные люди, а изменять ее - только волшебники. Не могу не отметить, что в книге было очень много музыки. Вместе с героями мы играли на арфе, пели с драконом, выбивали чарующий ритм на огромных барабанах и наблюдали танец превращающегося в круги песка. Также произведение пестрило всеми цветами радуги, передавая читателям не только мерцающую палитру сияния ауры, но и краски внешнего облика невообразимо ярких героев. Интересным показался пантеон, состоящий из восьми божеств. Автор сумела придумать необычное возникновение и развитие божественной сути этого фэнтезийного мира. Вместе с тем поражало, насколько тесной была связь Богов с людьми и различными фантастическими существами, среди которых были драконы, демоны и мимики. О последних я умышленно умолчу, дабы создать вокруг романа дополнительную интригу. Вдобавок ко всему, в этом мире существовала реинкарнация, была возможность воскрешения умерших, а редкие магические предметы позволяли обмениваться телами. Другими словами, если в начале книги вы познакомились с персонажем, то не было абсолютно никакой гарантии, что к ее середине он останется тем же, за кого выдавал себя ранее. Многочисленные герои-перевертыши, от которых не знаешь, что можно ожидать. По-моему это шикарно!
"У всех действий есть причины, даже у тех, которые на первый взгляд могут показаться бессмысленными. И, как ты красноречиво выразился, мы действуем только ради собственной выгоды."
Достаточно интересными получились у автора конфликты главный герой/антигерой (своего рода) и главный герой/социум. Сюжетные линии были подчинены режимам повествования как от первого лица, так и от лица автора. При этом весь сюжет вращался вокруг образа Кирина, рост личности которого мы наблюдали на протяжении всего чтения. Однако надо отдать должное писательнице - развитие Кирина не мешало наслаждаться другими героями, которые иногда выглядели значительно интереснее, чем он сам. Каждый второстепенный персонаж имел свою индивидуальность и свой отчетливый голос в общем хоре произведения. Поэтому центральный персонаж приобретал интересные черты лишь в жестком зацеплении с другими действующими лицами. Говорить, что перед нами яркий представитель подростковой литературы, я не могу. Книга задевала все отвратительные аспекты человеческого существования: рабство, расовые войны, инцест, убийства, человеческие жертвоприношения. Перед нами раскрывал объятия опасный и жестокий мир, представители которого имели темные истории и еще более темные мотивации. Здесь также присутствовали сцены насилия, которые я бы не советовала читать целевой аудитории жанра Young Adult. И в двух словах хочу сказать о том, что мне не понравилось в этом романе. Всегда считала, что во время погружения в книгу читатель должен не просто анализировать слова, а переживать эмоционально прочитанный текст. Именно переживаний от сердца и души я не испытывала. Было интересно и увлекательно, но лично мне не хватило небольшого драматизма, неких трагических ноток, которые заставили бы меня всецело пропустить через себя историю мальчика по имени Кирин. Не теряю надежду встретить недостающие октавы в следующей части цикла, которую я обязательно буду читать. Финал принес развязку основополагающего конфликта, однако много всего интересного нас еще ждет впереди.
"Смерть - последний и окончательный экзамен, к которому, как я полагаю, большинство из нас хотело бы готовиться еще много лет."
Я не ставлю пока оценку. Аннотация была весьма интересна, но, по ходу, книга попала ко мне не в то время и не в том настроении. Я не осилила и трети. Завязла на 12 главе. Ужасно бесили сноски, которые относят тебя в конец книги без права на возврат. Только возвращением к самому началу и поиску нужной страницы. Вроде бы и интересно, но чего то не хватает. Я себя все время ловила на мысли, что нечто похожее уже читала. P.S. Может, когда нибудь, я попытаюсь снова. Но не сейчас
Новинка в жанре эпик фэнтези предназначена для тех, кто любит очень сложную структуру во всем.
Временная линия 4 в 1 заставит вас как следует поскрипеть мозгами.
1) Действие завернуто в петицию к императору от Турвишара, он же дает комментарии по ходу представленных заметок
2) Разговора между тюремщицей Талон и пленником Кирином, каждый из которых рассказывает свой кусок:
3) Главный герой Кирин - основную сюжетную линию, но его через каждые 5 страниц перебивает
4) умеющая читать мысли Талон. Она и отвечает за завязку и самое начало.
Честно, я довольно быстро плюнула и начала читать сначала нечетные главы Талон, потом четные от Кирина — это и есть хронология ( а на пометки Турвишара и вообще перестала обращать внимание). И в конце они объединяются и продолжается сюжет от лица Турвишара.
Если абсолютно беспричинно усложненная структура вас не смущает, расскажу о героях.
Все действие сосредоточено вокруг одного неудачливого 15-летнего парня Кирина: он и вор, и музыкант, и потерянный отпрыск, и раб, и волшебник, и убийца и не буду спойлерить кто еще. И сразу и добрый и злой. А противостоит ему Талон, универсальная тюремщица: почти все герои, с кем на разных отрезках повествования общается Кирин рано или оказываются ею. Она мимик: съела=получила личность (Это видимо чтоб с другими героями не заморачиваться).
️
Если и этого вам мало, то и сюжет подкинет дров в топку необычности. Все оказываются друг друг другу отцами, братьями, дочери становятся женами - мыльные оперы отдыхают. Про толерантность я вообще молчу: герой бисексуал, к его ногам сыпятся все от мала до велика, любого пола, возраста и расы...
И да, он носит на шее амулет, дающий возможностью поменяться телом с убийцей. Этим амулетом за сотни лет успели перепользоваться все, а потому постоянно приходится напрягаться, чтобы вспомнить кто есть кто. А еще всех убитых можно вернуть к жизни! А потому трупы и воскрешения сыпятся как мухи, не вызывая при этом особых эмоций. И это я молчу про загробную жизнь и десятки перерождений...
Все время что-то происходит, кто-то гонится за Кирином: то демоны, то собственная ненормальная семья, то драконы, то боги, то злые волшебники... Но сюжет при этом с мертвой точки сдвигается только в последних главах!
К чему такие сложности? Догадаться к чему можно, подсказки жирные, жанр, опять же, обязывает, но... уж больно путь извилистый.
И название с обложкой (которая в русском издании красуется убогой шаттерсточной картинкой)... Первое — имя меча, всплывшего на последних 50 страницах. А дракон и вообще в 4-5 главах всего глубоко третьестепенным персонажем. Почему название и обложка именно такие — самая любопытная для меня загадка...
Ну и самая беспомощная любовная линия из всех что я видела....
Этого достаточно, чтобы дальше я читать не планировала. Если у богов там такая же санта-барбара, то я пас
Instagram @olga.bookaddicted