Рецензии на книгу «Быть человеком. Концепция человека у Карла Маркса» Эрих Фромм

Эрих Фромм – крупнейший мыслитель XX века, один из великой когорты «философов от психологии» и духовный лидер Франкфуртской социологической школы. В сборник «Быть человеком» включены статьи и лекции разных лет, посвященные вопросам, интерес к которым Эрих Фромм сохранял на протяжении всей своей жизни. Он полагал, что единственной альтернативой современному развитию общества, ведущему к самоотчуждению человеческой личности, может быть только ренессанс гуманизма, и предлагал внимательнее...
Markyon написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Первая часть книги скучная. Из статьи в статью Фромм повторяет, как важен сегодня гуманизм. Хотя надо помнить, что это не цельная книга, а сборник его неопубликованных статей и докладов. Интерес представляет то, как Фромм "проговорился", сказав, что в СССР государственный капитализм — вероятно, эту идею он почерпнул у Раи Дунаевской.

Вторая половина книги — работа "Концепция человека у Карла Маркса" — заслуживает самого пристального внимания. Фромм в целом очень верно отметил гуманистический посыл Маркса, озабоченность последнего проблемами человека и его (само)отчуждения. Фромм особо обозначил целостность мысли Маркса в противовес разделению её на "молодого Маркса" и "позднего". (Странно, что он совершенно не упомянул в этой связи Альтюссера.) Недостаток работы — её абстрактность. В целом верно реконструировав мысль Маркса, Фромм излишне критикует СССР. Да, он оговаривается, что имеет ввиду сталинизм и "хрущёвизм", но выглядит это так, будто в СССР от идей Маркса не осталось ничего, что абсолютно всё было искажено сталинизмом. Оно так и было бы, будь в Советском Союзе госкап. Жаль, что Фромм не увидел (во всяком случае, не обозначил) положительных моментов в СССР, как это всегда делал Троцкий. Троцкизм в этой связи по прежнему остаётся теорией, давшей наиболее взвешенную оценку СССР. Но даже принимая во внимание этот серьезный недостаток, книга Фромма всё равно должна быть маст рид для любого социалиста.

А вот редактура книги разочаровала. Впечатление, словно редакторской работы не было вовсе.