Случается, что внезапно возникший вопрос: «Что ты знаешь о своей жене?» может трансформироваться в: «Насколько многого ты не знаешь о своей жене?». И, как правило, ответы на него ничего хорошего не сулят. Потому что не имеют никакого отношения к историям, когда жена два года назад спасла тонущих котят из холодной воды ноябрьского пруда и никому об этом не сказала. Собственно говоря, вокруг этого посыла и строится основная сюжетная линия романа.
Как оказалось, Мэтт Хантер о своей супруге Оливии не знал практически ничего, а все возникшие перипетии с ними и вокруг них были связаны с её прошлой, другой, жизнью. Вполне себе реальная ситуация, когда у одной из сторон имеются «скелеты в шкафу» и она не торопится о них делиться. Так можно благодушно прожить всю жизнь, как чаще всего у большинства и происходит, ничего не узнав. Но иногда звёзды сходятся таким образом, что твоя половина вынуждена представить свою версию неких событий, желая опередить кого-то, кто преподнесёт их в иной интерпретации. И вот тогда, как иронизируют некоторые, наступает вечер «офигительных» историй. Тут Мэтт с Оливией не исключение.
Когда начинает вылезать правда, у каждого, естественно, происходит индивидуальное восприятие «открывшихся обстоятельств»: скажем образно, некоторые от пореза на пальце падают в обморок, а другие с рваными ранами только стискивают зубы. Но оно – восприятие - тем горше, чем дольше ты живёшь с человеком и чем сильнее к нему чувства. Самое же ужасное - потом, когда неотступные мысли начинают глодать тебя изнутри: как быть дальше?
Понятное дело: Харлан Кобен выбрал подобную сюжетную линию не для копания в человеке в момент, когда у того рушится мир, а из-за открывающихся возможностей сделать детектив более насыщенным. Но до этого у Кобена как-то получалось с правдоподобием, а здесь, когда роман выходил на финишную прямую - нельзя было терять динамику. Поэтому реакция Мэтта на признания – это особый случай в психиатрии, а сам он как бы редкий экземпляр, уникум, с врождённой нечувствительностью к душевной боли. Ибо даже законченный дебил взорвался бы от любого из тех фактов и обозначенных вёшек жизненного пути, что вывалила на него Оливия, а наш Мэтт один раз «почувствовал, как его охватывает гнев», а второй «закрыл глаза», и – всё. А не испытав боли, у него не возникло никаких терзаний «как быть дальше». И понеслись события в нужном направлении своим чередом.
Ну, и конечно финал. Я словно перенёсся на много лет назад и сидя в переполненном зале кинотеатра снова лицезрел кульминационную развязку в индийском фильме, когда в конце второй серии выясняется, что канувший когда-то родственник жил под личиной другого человека рядом, остерегаясь открыться. После чего и персонажи, и зрители плачут, у всех счастье и умиротворение.
А так, в общем, детектив очень неплохой. Харлан Кобен в моих оценках как автор котируется высоко. Его детективное творчество можно условно разделить на две части: «Майрон Болитар» и «Прочие», и вот эти прочие романы до уровня Болитара не дотягивают. Выбранная тема, повторюсь ещё раз, очень перспективная для «разработки», хотя в реальной жизни никому бы не пожелал оказаться в подобной ситуации. Не случайно итальянцы имеют пословицу: «Жену и быка не бери издалека», как бы предостерегая заранее горячие головы от сюрпризов из прошлого, что могут стать ударами судьбы.