Рецензии на книгу «Блюстители» Джон Гришэм

22 года назад Куинси Миллер был приговорен к пожизненному заключению без права досрочного освобождения. Его обвинили в жестоком убийстве Кита Руссо, адвоката из небольшого города во Флориде. В этом деле не было ни надежных свидетелей, ни внятного мотива, а единственная улика сгорела в пожаре незадолго до суда. Теперь у Куинси появляется шанс выйти на свободу. За дело берется Каллен Пост — адвокат из фонда «Блюститель». За двенадцать лет работы организация реабилитировала восемь человек,...
majj-s написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Спасти невиновного

Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор...
Шекспир, сонет 66

Для Джона Гришема восстановление справедливости и спасение невинных тема сквозная,  эта книга не  исключение. Несовершенство судебной  системы  обрекает на  страдания, а порой и на смерть, людей, не совершавших тех поступков, в которых их признали виновными. Тысячи людей, отбывающих в тюрьмах наказание, теряя молодость, здоровье, самое жизнь, оказываясь вырванными из реальности, из судеб своих близких, из общества, которому  могли бы  приносить пользу.

Ну ты наговоришь, послушать, так там все ангелы с крылышками. Нет, конечно, хватает и настоящих преступников, и подлинных злодеев, а все же из без малого четырехсот тысяч российских заключенных, неужто, думаете, не наберется тысячи,  мотающих срок в результате судебной ошибки или по вине коррумпированности системы, или за преступление, которое завтра таковым перестанет считаться (как это было с валютчиками в  СССР). И я не знаю. есть ли в России организации, которые помогают  реабилитации таких людей, но в Америке есть.

Реальным прототипом фонда "Блюститель" в одноименном романе некоммерческой организации, занимающейся освобождением невинно осужденных, стал фонд "Центурион", основанный в 1980 году студентом теологом Джеймсом Макклоски. Во время своей работы тюремным священником, он познакомился с человеком, который утверждал, что несет наказание за преступление, которого не совершал, а заинтересовавшись делом и начав собственное расследование, убедился, что тот говорит правду. Этот человек стал первым, пересмотра чьего дела Джеймс добился.

За сорок лет работы фонд вернул свободу шестидесяти трем узникам - нескорое это дело, кропотливое трудоемкое, требующее денежных затрат. А деньги нужно откуда-то добывать. и потому всю жизнь с  протянутой рукой. Но тут уж, такой путь ты выбрал, это твоя дхарма. Да и не для себя просишь, чего уж тут стыдиться.  Священник-адвокат Каллен Пост, который добивается оправдания чернокожего Куинси Миллера, двадцать два  года отсидевшего в тюрьме, списан с Макклоски. Ситуация, в которой человек на десятилетия отправился за решетку, имея железное алиби - к сожалению тоже имела место в реальности.

Детектив, на самом деле, прекрасный. Без расчлененки, без крови-кишок-доброты  и клочков по закоулочкам. но от того не менее интересный и захватывающий. Двадцать два года назад в маленьком городке был убит преуспевающий адвокат. Подозрение пало на его темнокожего клиента, жизнь которого пошла под откос после того, как в результате бракоразводного процесса его обязали платить неподъемные алименты. Тот, вроде как, угрожал расправой, а после убийства сделался козлом отпущения, и ни судью, ни присяжных не смутило, что дело явно сфабриковано, орудие преступления отсутствует, экспертное заключение по главной улике - фонарику (?), сделано на основании  фотографии (!) последнего, который после и вовсе потерялся.

Спокойная рассудительная, какая-то очень степенная повествовательная манера. С  подробным объяснением техники работы правозащитников: кропотливые поиски улик, бесконечные уговоры подписать аффидевит фигурантов, которые по каким-то причинам (были запуганы, ошибались, из чувства враждебности) прежде оговорили человека. Объясняю, что это такое, потому что я, например, не знала. Нотариально заверенное письменное показание под присягой (æfɪˈdeɪvvt  AF-ih-DAY-vit; средневековая латынь,  "он заявил под присягой"), сделанное добровольно и удостоверенное  лицом, уполномоченным на это законом.

А в аудиоформате, когда книгу исполняет Игорь Князев, это просто чудо погружения в историю. Не устаю удивляться, как ему удается посредством одного только голоса обеспечивать столь полный и совершенный эффект присутствия.


##Джон Гришем, детектив, правозащитники, АСТ, аудиокнига, Игорь Князев

ТГ Book Addict