Ирина Александровна Антонова была человеком, наделённым удивительной харизмой.
В каком бы виде не появлялась информация о ней, она всегда привлекала зрителей, читателей, слушателей. У неё был дар просветителя, обладающего энциклопедическими знаниями и безупречным художественным вкусом .
Книга мемуаров состоит из 2-х разделов: автобиографии "Воспоминания. Траектория судьбы" и "Истории в фотографиях", который составлен Маргаритой Задеевой и прокомментирован Лилией Дубовой.
Я слушала аудиокнигу. Из 4-х с половиной часов звучания книги, полтора часа занимает второй раздел, который также читает Галина Чигинская, и поэтому он воспринимается как продолжение автобиографии Ирины Александровны. Эти комментарии написаны с большой любовью, уважением и тактичностью и дополнены теми фактами из биографии, о которых Антонова не умолчала, а просто не успела рассказать.
Мне запомнился совет, который дал студенткам-первокурсницам искусствоведческого отделения, в том числе и Ирине Антоновой, старшекурсник, отличник и сталинский стипендиат:
"Кто-то спросил его: «А что надо читать?» И он ответил: «Старайтесь ничего не читать». Все вытаращили глаза. Это как же так – не читать? А он в первый раз сказал то, что на самом деле нам надо было понять. «Самое главное – смотреть и стараться увидеть. Старайтесь как можно меньше читать, вы потом еще начитаетесь. Если есть репродукции – смотрите на них. Сумели дойти до музея – смотрите на картины в музее. Листайте книги, смотрите как можно больше, старайтесь увидеть. Главное дело – смотреть и запоминать, что вам нравится, что вы понимаете, что вам интересно». Эти его слова я запомнила и следовала им всю жизнь".
Спасибо всем, кто был причастен к выходу этой книги.
В длинном ряду прочитанных мной (авто)биографий "Воспоминания. Траектория судьбы" - одна из лучших. Для меня она стоит в одном ряду с воспоминаниями Капицы и Гинзбурга, далеко впереди Вишневской и Плисецкой. Прекрасный слог, отличное оформление. И что еще очень важно (для меня, по крайней мере), Ирина Антонова ни о ком ни единого дурного слова не сказала.
Прочитала книгу "Ирина Антонова. Воспоминания. Траектория судьбы". Состоит она из мемуаров Ирины Александровны и фотогалереи с комментариями составителей. Рассказ Антоновой самоценен. Издание же получилось до обидного халтурным, сделанным наспех. Понимаю, что люди торопились. Смерть - лучшая реклама. Но хотя бы грамотного редактора можно было найти. Жуткие опечатки вроде "сколькоЕ ещё предстоит" или "Иринке Антоновой". 2 раза в одном предложении повторяется слово "блистательный". Фотографии словно подобраны случайно. Кошмар.
Воспоминания Ирины Александровны, конечно, сглаживают впечатление. Отношения с родителями, детство в Германии, мир книг и театра, военные годы, работа в музее, размышления об искусстве и религиозности... Оказывается, возможность показать в Пушкинском "Джоконду" появилась благодаря любви) Когда Ирина Александровна обратилась к Екатерине Фурцевой с просьбой посодействовать в организации выставки одной картины, то министр культуры сказала: "Французский посол в меня влюблён. Поговорю с ним, может, во имя любви договорится со своими". Ещё очень тронула глава про первую любовь, мальчика по имени Лолка Эйферт. "Он навсегда остался в моей памяти как самый лучший на всём белом свете мальчик".Жаль, что очень мало Ирина Александровна успела рассказать. "Скромные получились воспоминания". Но, наверное, иначе не могло быть.
Я большая поклонница мемуарной литературы, поэтому книгу прочла сразу, как только она появилась. Конечно, если бы об Ирине Антоновой писал кто-то другой, и книга была бы потолще, и фактов было бы побольше, и описаны они были бы подробнее. Зато не был бы виден е характер. А так - сразу ясно, какой стержень внутри этой необыкновенной женщины, какая сила воли, профессионализм и честность, любовь к своему делу и СКРОМНОСТЬ. Я очень люблю такие книги: читаешь напечатанный текст, а ушами слышишь живую речь.