Рецензии на книгу «Монстр памяти» Ишай Сарид

Молодого израильского историка Мемориальный комплекс Яд Вашем командирует в Польшу – сопровождать в качестве гида делегации чиновников, группы школьников, студентов, солдат в бывших лагерях смерти Аушвиц, Треблинка, Собибор, Майданек… Он тщательно готовил себя к этой работе. Знал, что главное для человека на его месте – не позволить ужасам прошлого вторгнуться в твою жизнь. Был уверен, что справится. Но переоценил свои силы… В этой книге Ишай Сарид бросает читателю вызов, предлагая задуматься...
Miriamel написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Очень тяжёлая история,не только из-за связи с Холокостом и кровавыми страницами мировой истории,но и из-за мироощущения главного героя.
Есть такое понятие,как профессиональная деформация и именно это болезненное состояние переживает молодой и талантливый историк.
2 мировая война, лагеря смерти и массовые убийства настолько вошли в его жизнь,что все происходящее вокруг просто перестало  быть важным. Он забросил семью,не занимался воспитанием и проблемами сына ( то,что он устроил в саду просто переходит рамки приличия). Историк просто тонул в своей рабочей теме.
Очень чётко автор описывает стирание границ между реальностью и внутренним миром/ убеждениями.
Произведение очень яркое на описания,много внимания уделено концлагерям, их порядкам,различиям, принципу действия камер смертников. Сложно остаться в здравом уме,если все это пропускать через себя. Поразительнее всего,что Историк знал всех охранников на старых фото,их биографию и финал жизни,он копался в историях узников,поддерживал с некоторыми связь и использовал их истории в работе.
Не забыл автор и про внешнее изменение своего единственного,но безумянного рассказчика- он становился безумным,неаккуратным,нервным,возбудимым и нетерпимым.  Историк был консультантом для военных,политиков, режиссёров, это помогло разрастись его мании до предела огромного пузыря и я ждала,что он лопнет...Взрыв был довольно мощным...

Elena_Derevyankina написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Память может быть опасной

Это книга-исповедь, а точнее что-то вроде длинной объяснительной записки учёного, водившего экскурсии по польским концлагерям.

Я не сразу поняла, что же передо мной: художественный роман — вымысел, или же истина — кусочек чьей-то горькой биографии? Оказалось, что вымысел, основанный (естественно) на реальных событиях и поданный как нонфикшн.

Учёный рассказывает начальству, почему совершил некий проступок (какой именно, мы узнаём лишь на последней странице). Но начинает издалека: как попал на эту работу — водить экскурсии в Аушвиц, Треблинку или Собибор, с чем там столкнулся, каких людей видел вокруг, как, сам того не замечая, медленно стачивался где-то внутри…

Я изо всех сил пыталась понять рассказчика, пыталась постичь всё его напускное равнодушие, боль, ярость… Но мне не хватало опыта, знаний, впечатлений. Я до сих пор чувствую, что от меня ускользает что-то важное, будто я хватаю руками сухой песок, а он просыпается сквозь пальцы. Я хорошо его вижу, ощущаю, даже держу в руках, но никак не могу охватить его весь. Кажется, это невозможно. Но я стараюсь. Однако в своём стремлении быть на одной волне с рассказчиком я всё же чувствовала по-другому, подмечала не те детали, ожидала иного поведения.

Автор не хочет вкладывать свои идеи в наши головы, он хочет зародить сомнение, показать то, о чём мы, возможно, толком не задумывались. Он задаёт неудобные вопросы, как например: а что бы сделал ты, окажись на месте заключённого, которому враг предложил сотрудничать? Так ли всё однозначно в истории или там нет чёрного и белого?

Временами он заявляет: «Миром правит сила» или «ненависть порождает ненависть». А потом описывает ситуации, от которых по коже бегут мурашки. И ты думаешь: каждый ли готов к экскурсии в Собибор? Стоит ли вести туда школьников? Нужно ли в красках описывать, ЧТО здесь происходило? А вдруг эта дань памяти "выстрелит" совсем в другом направлении?

Если вам интересна тема холокоста и геноцида, если вы любите думать и не боитесь действительно страшных текстов, то присмотритесь к этой книге.

GudiniWord написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Очень важная книга

«Только силой можно противостоять силе, и всегда нужно быть готовым убивать.»

Ишай Сарид — израильский писатель. Из-под его пера вышло шесть книг, но на русский язык переведена только одна, «Монстр памяти». Она посвящена размышлениям о холокосте.

Я заинтересовалась этой книгой после того, как увидела ее в инстаграме издательства Сиднбад. По тем тезисам, которые издательство включило в пост, сложилось впечатление, что «Монстр памяти» — это исследование, которое расскажет о холокосте и его причинах, последствиях. Мои ожидания оказались не оправданы, и сначала книга вообще оставила меня в недоумении.

Повествование ведется от первого лица. Книга представляет собой отчет для председателя мемориального комплекса Яд Вашем, написанный молодым гидом. К концу становится ясно, что это не столько отчет, сколько очень длинная объяснительная, в которой герой обосновывает некий поступок. Видимо, чтобы председатель в полной мере понял мотивацию героя, он начинает очень издалека — со студенчества.

Герой рассказывает, как он пришел к изучению холокоста, как стал работать гидом по концентрационным лагерям и к каким выводам он пришел за время работы.

Из повествования читатель узнает весьма интересные факты. Например, как вообще немцы придумали концлагеря и почему многие из них строили не на территории Германии, а, например, на территории Польши. Но «Монстр памяти» — это не исследование холокоста и не подробная его история. Это переосмысление истории.

Главный герой работает не просто гидом, он возит на экскурсии школьников. В лагерях смерти они накидывают на плечи израильские флаги, поют гимны, молятся. Гид рассказывает о том, что и как происходило в этих страшных местах. Одновременно с этим гид наблюдает за экскурсантами — какие эмоции они испытывают? Понимают ли они в полной мере, что здесь происходило?

Такие экскурсии вроде бы призваны рассказать историю народа, почтить память погибших и, конечно, вложить ребятам в голову мысль, что о холокосте нужно помнить, чтобы он больше никогда не повторился. Странное дело — дети, конечно, грустят, но им сложно осознать масштаб. Зачастую они вообще предпочитают не слушать и воспринимают такие экскурсии как повинность. На дискуссиях после посещения концлагерей дети или отмалчиваются, или отвечают так, как положено. Но между собой говорят совсем иначе, и главный герой улавливает эти разговоры:

«Ашкеназы, — слышал я не раз и не два, — это предки леваков, не сумели защитить своих женщин и детей, сотрудничали с убийцами, это не мужики, не умеют отвечать ударом на удар, трусят, червяки, дают арабам творить что хотят. Я слышал в их голосах злорадство, слышал, как они говорят между собой, что ашкеназы не были невинными жертвами, видно, не просто так их убивали, смотрите что они сделали с мизрахим, таких змей никто не любит.»

Можете вообразить — дети не просто не сочувствуют убитым евреям, они их обвиняют в трусости и в сотрудничестве с немцами.

На протяжении всей книги герой рассказывает о таких эпизодах из своей работы, попутно делясь с председателем, которому он пишет, своими мыслями обо всем, что он видел и слышал. Именно вот этот рассказ от первого лица, наполненный эмоциями и дополненный деталями из личной жизни героя, и привел меня в недоумение.

Закрыв книгу, я сначала задалась вопросом, к чему это все было вообще? Но чем дольше я думаю, анализирую, чем больше эта книга оседает во мне, тем глубже я вижу.

Что такое история холокоста сегодня? Зачем мы водим детей на экскурсии в концлагеря и на братские кладбища? Чтобы передать память о зверствах прошлого? Но как мы подаем эту информацию? Ведь детям можно вложить в голову что угодно. Их восприятие будет зависеть от того, какую информацию и как им преподнести.

Мой класс тоже ездил в Саласпилс, это концлагерь на территории Латвии. Нас водили на братское кладбище. Мне очень запомнились могилы детей, у которых брали кровь для немецких солдат и которые погибали из-за этого. Что мне это дало? Горечь и боль, конечно. И ненависть — лютую, ярую ненависть. Но каким-то образом эта ненависть во мне сформировалась не по отношению к немцам или другим людям, а к войне как к явлению. Это уже много лет спустя, прочитав «У войны не женское лицо», во мне укрепится мысль, что на войне нет однозначно плохих и хороших.

Герой книги пишет: «Только несколько лет спустя я осознал, что места, пропитанные ненавистью, лишь плодят ненависть.»

В школьные годы стоя среди детских могил, я испытывала ненависть к войне. А что испытывали другие дети? Что или кого они ненавидели? Ведь именно так можно привить ненависть к немцам. Или к русским. Или к латышам. К кому угодно.

В одном из интервью Ишай Сарид говорит о том, что для того, чтобы понять и осмыслить трагедию холокоста, лучшего способа, чем посещение концлагерей, нет. Но при этом он против того, чтобы на экскурсии возили подростков, потому что они еще не способны в полной мере осознать масштаб, а во-вторых, ими легко манипулировать.

И еще один большой вопрос, как мы действительно относимся к памяти? На самом ли деле мы все сожалеем и скорбим или делаем вид, что это так? Мы посещаем памятники, возлагаем цветы, вспоминаем родных, которых задела война. И в то же время делаем огромные деньги на компьютерных играх по мотивам страшных событий. Имитируем войну и эти самые концлагеря в виртуальном мире. Зачем? Везем детей смотреть на места массовых убийств, а потом покупаем им игрушки в виде оружия. Нет ли тут противоречия?

Что еще хотел сказать Ишай Сарид своей книгой? Сам автор говорит о следующих проблемах. По его словам, холокост — трагедия не только еврейского народа, но и всего мира. Молодежь не просят задуматься, что нужно сделать, чтобы подобное не случилось больше никогда и нигде. Экскурсии, описанные в книге, невыдуманные. Израильских школьников действительно возят по концлагерям. Но их возят в Польшу, не в Германию. Это приводит к тому, что школьники обвиняют поляков в геноциде евреев, что, по словам Сарида, является исторической неточностью.

Своей работой Ишай Сарид поднимает все эти важные вопросы. «Монстр памяти» — книга с сильным послевкусием. По мере чтения мне было не совсем ясно, к чему все идет, какие выводы я должна сделать. Эти выводы пришли потом, когда я еще несколько дней после прочтения обдумывала книгу, перечитывала некоторые эпизоды. «Монстр памяти» только с виду маленькая и простая книжка, на деле же это важная работа, которая спрашивает нас: действительно ли мы вынесли урок из событий прошлого и достаточно ли хорошо мы его усвоили?

Инстаграм

Sasha_Mikhaleva написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Зло в каждом из нас

Первый раз читаю книгу, а мысли и чувства возникают не столько о сюжете, сколько о жизни вообще. Это чем-то напоминает мне, будто я взбираюсь по дереву - и сначала я ползу по стволу-сюжету, но в какой-то момент вижу столько веток, можно выбрать любую и передвигаться уже по ней, "изучать" её. Кстати, метафору здесь справедливо продолжить - в конце ветка непременно истончится, и я полечу вниз, со всей тяжестью своих мыслей и чувств.

Книга "Монстр памяти" о еврее, который работает гидом по польским концлагерям, рассказывает разным людям о трагедии Холокоста. Это максимально кратко. А больше и не надо, потому что весь основной слой книги - это встряска читателя.

Думаете Холокост далеко от вас и никак не касается? Увы, это не вполне верно. Конечно, фашисты умерли, евреи отстрадали своё. Но вот история человека и его зла продолжается.

Если вы не боитесь неудобных вопросов, мучительной правды, нестрашно вытряхнуть пыль истории из головы, избавиться от заученных лозунгов типа "ничто не забыто, ужас не повторится" (фигня фраза, я в неё теперь совсем не верю), тогда читайте эту книгу. Она оглушает. А потом, через несколько дней, когда чувства и мысли успокоятся, можно будет снять свои "розовые очки" окончательно и жить дальше.