Рецензии на книгу «1941: Воздушная война в Заполярье» Александр Марданов

В 1941 году был лишь один фронт, где «сталинские соколы» избежали разгрома, – советское Заполярье. Только здесь Люфтваффе не удалось захватить полное господство в воздухе. Только здесь наши летчики не уступали гитлеровцам тактически, с первых дней войны начав летать парами истребителей вместо неэффективных троек. Только здесь наши боевые потери были всего в полтора раза выше вражеских, несмотря на внезапность нападения и подавляющее превосходство немецкого авиапрома. Если бы советские ВВС везде...
metaloleg написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Первые полгода войны в воздухе над Мурманском


Октябрь 1941го. Советские летчики и представитель английского 151-го крыла RAF планируют проведение совместной операции. Второй справа — Герой Советского Союза (будущий первый дважды Герой Советского Союза) майор Б.Ф. Сафонов, один из советских авиаторов неоднократно упомянутый в книге.

Механизм завоевания господства в воздухе немецким ВВС в начале Великой Отечественной уже хорошо описан в профильной литературе. Непрерывная цепь налетов на советские аэродромы на грани физической способности пилотов, иногда не считаясь с потерями, постепенно выбивала самолеты на местах базирования. Плюс по опыту испанской гражданской войны, а также причинам технического характера, часть частей в Белоруссии была расположена в непосредственной близости от границ, что облегчало задачу немцам, а общая нехватка подготовленных аэродромов затрудняла маневр матчастью по выводу ее из под ударов орлов Геринга. В итоге, советские авиационные части были перемолоты на земле и в воздухе, точно также как в приграничных районах танковые группы и пехотные армии Вермахта перемололи советские армии и механизированные корпуса в Приграничном сражении. И только на одном фронте Люфтваффе не удалось захватить полное господство в воздухе. Это было советское Заполярье. Эта монография стала дебютом Александра Марданова в "большом" формате, до этого были статьи в специализированных сетевых и печатных изданиях.

Военные действия в Заполярье не начались одновременно с Большой Землей, немцы еще неделю сосредотачивали как сухопутные войска, так и авиацию, дав время подготовиться. Сразу же с началом боев и до конца года сложилась любопытная тактическая конфигурация, в которой немцы превосходили наших авиаторов в ударных самолетах и проигрывали в истребителях. Советское командование еще до войны смогло наладить и оповещение о налетах для авиации флота и армии, и взаимодействие в общем виде между двумя авиациями разного подчинения. Немцы попытались вести привычный им воздушный блицкриг на вражеские аэродромы, потеряли почти столько же самолетов в этих атаках, сколько уничтожили на земле и отказались от продолжения подобной тактики с такими жертвами. Наши ответные действия против немецких аэродромов и вовсе закончились полным провалом из-за отсутствия пикировщиков в первых боях. После этого авиаторы занялись своими непосредственными обязанностями по поддержке наземных войск, потому что с июня по конец сентября шли ожесточенные бои на мурманском и кандалакшком направлениях, немцы смогли отбить примерно те же районы, которые Союз отобрал у финнов в 1940 году, после этого их наступление окончательно захлебнулось в стойкой обороне наших частей на подготовленных эшелонированных позициях. Первые два месяца боев шли с разменом почти три самолета за один немецкий, в основном если удавалось застигнуть бомбардировщики противника. Бои истребителей, в лучшем случае уже устаревших И-16 против новых Me-109F, как правило шли несколько однообразно, наши летчики атаковали в лоб, куда более скоростные немцы предпочитали заходить в хвост сталиснким соколам. В случае чего немцы за счет скорости просто выходили из боя, и догонять их было нечем. Потом, в следующие месяцы на театр начали прибывать новые МиГи-3, ЛаГГ-3, английские Харрикейны и ситуация с потерями выровнялись. К слову, единственный воздушный таран с обоюдной гибелью летчиков состоялся только осенью. Общая нехватка сил у обеих сторон и удаленность аэродромов привела к тому, что авиация обеих сторон могла действовать по войскам на линии фронта безнаказанно, сил даже на непостоянное патрулирование над своими позициями явно не хватало.

Вышло практически идеальное исследование о повседневности войны в воздухе.. Это подневный журнал боевых действий советских авиаторов за весь 1941 год, с июня по декабрь, с подбиванием итогов боев за месяцы, их взаимосвязь с действиями сухопутных войск и Северного флота. Как была организована боевая работа с распределением ролей между разными типами самолетов, как происходило эскортирование наших бомбардировщиков и перехват вражеских. О редкой на войне удаче, вроде сброса груза на мост, но попали в соседний барак, где полбатальона немцев получало жалование - одна бомба унесла фашистов больше чем иные дивизии в августе убивали на поле боя. Работа автором проделана солидная, в источниках примерно полсотни отчетов, журналов и донесений из архивов советских полярных авиачастей, плюс такая же кропотливая работа с немецкими источниками для сравнения достижений, потому что прихвастнуть любили все. Самое забавное в статистике потерь оказалось постоянное стремление немцев признавать боевые потери авариями. Изрешетят ПВОшники и летчики какой-нибудь вражеский Ju-88, он доползет до аэродрома, чтобы плюхнуться на брюхо и развалится при посадке - но это, видимо для отчетности наверх, все равно спишут на аварию, а не последствия боя. Кстати, аварии уносили у обеих сторон примерно четверти машин, особенно норовистыми были И-153 из высокой парусности и посему склонности к капотированию даже у опытных летчиков. Плюс неприветливые погодные условия.

Вердикт - читать однозначно, книга на пять сотен страниц вышла на уровне, подкачала только бюджетное черно-бело-серое издание от "Яузы". Надеюсь, что автор продолжит тему Заполярья в следующих книгах, тем более, что впереди 1942 год с его трагедиями северных конвоев.