Рецензии на книгу «Битва за Псков. Апрель 1944» Сергей Бирюк

Не сумев освободить Псков в начале марта, командование Ленинградского фронта решило в апреле возобновить наступление на Псковском направлении. В течение второй половины марта, войска были пополнены. С учетом накопленного опыта были созданы штурмовые батальоны, налаживалось взаимодействие артиллерии с другими родами войск. Однако начатое 31 марта наступление, после успешного прорыва немецкой обороны перешло в позиционное сражение на истощение. Его участники, как советской, так и с немецкой...
metaloleg написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Левое крыло у предполья "Пантеры"-2

Псковская наступательная операция левого крыла Ленинградского фронта, планируемое и итоговое продвижение

Эта книга является продолжением монографии Март 1944. Битва за Псков авторства псковича Сергея Бирюка, и описывает вторую фазу наступления вышедшего в историю как Псковская наступательная операция левого крыла Ленинградского фронта с конца марта по середину апреля 1944-го года. Эти бои были успешнее мартовских, но причины неудачи наступления в итоге были теми же самыми - проблемы с логистикой в распутицу и неумение воспользоваться первоначально достигнутыми успехами. В целом книга такая-же однообразная как и первая часть, и состоит из линейного подневного пересказа советских и немецких донесений с редкими вкраплениями советских мемуаров и героических немецких дивизионных историй.

Советская сторона теперь сделала акцент на прорыв обороны с помощью штурмовых батальонов, реально подготовленных, а не номинальных, как в начале марта. Это сработало, по крайней мере при штурме первых линий, прижимаясь к огневому валу пехотинцы достаточно быстро преодолели немецкую оборону в предполье изолируя и расправляясь с не ожидавшими такой прыти немцами в их бронированных укрытиях. Возможно так же не ожидало такого успеха и советское командование, запоздало, спустя дни (!) после первых достижений введшие в бой вторые эшелоны по развитию успеха. Но было уже поздно, немцы в типичной манере "с бору по сосенке" понатаскали для затыкания прорыва по роте-батальону-полку откуда только можно, подогнали бронетехнику и крепко зацепились за следующую оборонительную линию, огрызаясь частыми контратаками и куда лучше используя массированную артиллерию. Вообще, странно это читать, но после всех боев блокады, где артиллерия часто была последней надеждой осажденного города советское командование не могло раз за разом организовать противобатарейную борьбу. Кроме того немцы, как выясняется из донесений, достаточно свободно читали советские переговоры и хорошо представляли себе шаги советской стороны. Вплоть до того, что немецкие дешифровальщики сообщали своему корпусному руководству о том, какие немецкие части ведут переговоры открытым текстом, и их, в свою очередь, слушают и докладывают наверх советские радисты. Организовав вклинение до 8 км вглубь обороны советское наступление выдохлось и линия фронта застыла до лета. В общем-то неудивительно, основной состав 4-5 тысячных дивизий составляли недавно призванные с освобожденных территорий люди, толком не обученные (это в штурмовые отряды старались набирать коммунистов и обстрелянных ветеранов), под стать им были и офицеры низшего звена, вообще проблемы с командованием вплоть уровня дивизии красной нитью проходят через все описание боев.

Последней главой стала вообще неизвестная мне частная операция 67-й армии по срезу одного из выступов фронта, кончившегося вничью, сначала срезали, потом немцы контрнаступлением с привлечением роты "Тигров" отбили клочок земли обратно. Глава примечательна тем, что в ней цитируется Отто Кариус, автор одного из самых известных военных мемуаров XX века, как раз воевавший в этом месте и времени, и можно сопоставить его весьма похожие на действительность рассказы с реально описанными по документам событиями.