Из современных русских авторов, которые пишут по истории античности, Станислав Чернявский - мой самый любимый. И без того насыщенную войнами и дипломатическими интригами эпоху Эллинизма он умудряется раскрутить до такого градуса увлекательности, что книги часто читаются как хороший авантюрный роман. При этом он не разменивается на театральные приёмы, как любят это делать многие авторы, обходится без художественных вставок и не ступает без нужды на зыбкую почву спекуляций и предположений. Если автор и прибегает к гипотезам, то сразу обозначает, где заканчивается известный нам исторический материал и начинаются догадки. То есть, читателю даётся выбор: или порассуждать вместе с создателем книги, или сразу пропустить этот вынужденный мостик над пустотами в рассказах античных авторов и перенестись на другой, более устойчивый берег проверенного и закреплённого в источниках материала.
Филипп V - сильная, выдающаяся персона, даже на фоне многоликой портретной галереи дошедших до нас жизнеописаний античности. Человек воевал практически всю жизнь, прошёл путь от неопытного царственного подростка до хитрого, осторожного и вдумчивого стратега, который берёг людей и ресурсы и не допускал одной и той же ошибки дважды. И если верно то, что подлинный гений полководца раскрывается не на фоне побед, а на фоне того, как он умеет справляться с поражениями, то Филипп V, без сомнения, был одним из самых лучших стратегов античности. Если сравнивать его с трусливыми Антиохом III и Фарнаком II, с сотнями других, забытых ныне вождей и царей, встававших на пути Рима, которые при аналогичных обстоятельствах, сталкиваясь с крупным военным поражением, сразу гибли вместе со своим царством, то фигура Филиппа показывает вдохновляющий пример мужества и силы духа, равный которому по упорству дают, наверное, только Ганнибал и Митридат. Особенно если мы вспомним о том, что мало было самому не свалиться на колени при первой же неудаче, нужно было снова собрать людей, сохранить авторитет, на фоне отсутствия эффективных средств массовой пропаганды, и убедить солдат идти на бой снова.
Оказавшись заведомо перед лицом практически неодолимой силы (за Римом уже стояла половина Средиземноморья), среди врагов и предателей, с истощёнными людскими и материальными ресурсами, Филипп V продолжал делать всё, что только может сделать мудрый правитель, чтобы спасти и укрепить свою страну. Он не сдавался, когда коварная лживая дипломатия римлян настроила практически всех греков против Македонии; когда легионы, подкреплённые многочисленными союзниками, вторглись в его страну. И наконец, он не бросал своё дело, когда его войско было уничтожено, цвет гвардии перебит, наложены унизительные условия мира. Филипп всю оставшуюся жизнь посвятил тому, чтобы залечить эту зияющую рану и восстановить могущество Македонии. И ему это удалось!
Об этом удивительном человеке и его богатой, непростой, наполненной победами и поражениями биографии, вам расскажет подробная и превосходно написанная книга Станислава Чернявского.