Если это ад, мы будем с ним сражаться, даже если Господь нас покинет. Знаете, мы специалисты по поражениям.
Взявшись читать (или слушать, как было в моем случае) "Пепел и пыль", стоит помнить, что эта книга написана до феерически знаменитой эпопеи "Владыка ледяного сада". Тогда самому народно-любимому из ныне живущих польских фантастов еще не пришла гениальная идея отправить своего героя в Дальний космос, чтобы найти там нечто загадочное и пугающее, у чего неожиданно окажутся земные корни - салют, пан Станислав и "Солярис"!
Этот роман и предваряющая его повесть написаны еще в русле массового увлечения эзотерикой, оккультизмом и различными практиками рубежа веков. Они обещали адептам сверхспособности, богатство и до кучи уж просветление (все, везде и сразу). Обещать - не значит исполнить, и абсолютное большинство увлеченных вскоре переключили внимание на новые предметы. А те, кто достиг-таки просветления, вкупе с умением ходить сквозь стены банковских хранилищ и заранее узнавать сочетание выигрышных номеров лотереи, предпочитают умений не афишировать.
Ну, за исключением героя этой книги, но он же литературный персонаж, кто ему поверит? Здесь все за что мы любим Гжендовича: неведомые миры, которые живут по неизвестным законам и одинокий странник по Междумирью. Герой - перевозчик душ как Харон, переправляет тех, кто застрял в промежуточном пространстве снов и галлюцинаций. В глубине души и по внутренней сути он Воин Света, но старательно маскирует свою благородную сущность даже от себя самого, уверенный, что работает исключительно за плату.
Символический обол - мелкая монета, которую клали в рот усопшего, чтобы она послужила платой перевозчику, в его случае превращается в реальные деньги, порой очень солидные (но сойдут и акции, ювелирные украшения, информация, коды доступа к программному обеспечению), о том, как забрать которые, неприкаянные души рассказывают ему.
Жизнь налажена, дело процветает, все прекрасно, пока однажды не погибает друг героя, историк, ставший монахом. Перед смертью отправив ему зашифрованное послание. Дальше будет смесь эзотерического детектива в духе "Имени Розы" и "Кода да Винчи" с боевиком: интриги, драки, погони, смертельная опасность, неожиданное спасение в густом эзотерическом соусе.
Будет загадочный, очень древний и очень жестокий монашеский орден, будут промежуточные миры, так похожие и так непохожие на наш; прекрасная ведьма, любовь, предательство, потеря и возможность нового обретения, от которого по здравом размышлении откажемся - все беды от баб. Будет похищение тела, погребение заживо, опыт бомжевания, угроза распятия на терновом кресте и вот это вот все.
А то, что Игорь Князев читает Гжендовича замечательно, мы еще со времен "Владыки Ледяного сада" знаем.
#АСТ-аудиокнига, Игорь Князев, Ярослав Гжендович, фэнтези, польское, странствия между мирами
ТГ Book Addict
Ярослав Гжендович известен российскому читателю как автор неплохих, но спорных романов, написанных в разных жанрах. Его «Владыка Ледяного Сада» совмещал в себе фэнтези и научную фантастику с элементами «попаданчества». «Гелий-3» был ближе к киберпанку и твёрдой нф. Ну а «Пепел и пыль» представляет собой мистику с элементами фэнтези и детектива, нечто близкое к «Константину», «Коду да Винчи», «Сайлент Хиллу» и «Ночному дозору».
«Пепел и пыль», кстати, является частью цикла «Рассказы из мира Между», в который помимо романа входит ещё рассказ «Обол для Лилит». Не знаю, как было в польских изданиях, но в нашем – рассказ является прологом романа, то есть весь цикл издан под одной обложкой. И это отличное решение, потому что такой пролог отлично вводит в курс дела и цепляет читателя. Роман же раскачивается далеко не сразу.
Перед нами, в общем-то, обычный мир с единственным допущением, что рядом существует загадочное Между, место, куда попадают неупокоенные умершие, а также те, кто находится в коматозном состоянии, либо очень восприимчивы к потустороннему. Небо здесь красное, по округе мечутся демоны, а окружающие предметы немного не такие, как в нашем мире. Главный герой ходит в Между как на работу. Он взвалил на себя обязанности психопомпа и за плату помогает душам перебраться дальше. В «Оболе для Лилит» он разбирается с проблемами своего племянника, причём разбирается очень бодро, немного цинично и довольно жёстко, с выстрелами из обреза и покатушками на мотоцикле. Детектива минимум, разборок с нечистью – максимум. А вот с «Пеплом и пылью» ситуация несколько иная.
Роман представляет собой неспешный, но очень атмосферный мистический детектив. Друг главного героя погиб при загадочных обстоятельствах. Естественно, это стоит расследовать. Естественно, чем глубже главный герой погружается в это дело, тем больше заговоров и потусторонних сущностей обнаруживает. Но сюжет настолько нетороплив, что в формате повести ему было бы лучше. По крайней мере, мне так показалось. Однако, если не считать лёгкой затянутости, роман вполне не плох. Читается с интересом, интригу держит, яркие образы имеет. Прочитал его буквально за одну ночь и, может быть, когда-нибудь перечитаю.
Рекомендую всем поклонникам добротных мистических триллеров и детективов. Если хотите почитать что-то в духе раннего творчества Сергея Лукьяненко с уклоном в мистику, то попробуйте «Пепел и пыль».