Трудно понять, зачем мы здесь, пока мы еще здесь.
Кто в детстве не мечтал стать космонавтом, хотя бы на денек? Якуб — не исключение, хотя нелегко сохранить такую мечту, живя-поживая в деревушке среди свиней и кур, а потом теснясь в дешевой квартире и страдая от семейного проклятия, оставленного отцом, без малого героем при социалистическом режиме, злодеем-извергом — при новом.
Но вот он, Якуб, прорывается через все слои атмосферы и мчит к облаку Чопра — таинственному явлению, которое разукрасило земное небо. Нация воспевает его как героя. За каждым его движением с замиранием сердца следят миллионы людей. Однако путь долгий. Неделя проходит за неделей, любимая жена в какой-то момент исчезает, и Якуб остро чувствует свое одиночество, пока не встречает огромного паука с человеческим ртом, который покушается на его «Нутеллу».
Здесь я призываю остановиться и представить себя на месте Якуба. Вы один, в космосе. Копошение в мыслях вы принимаете за последствие долгого одиночества, огромные лапы, мелькающие то тут, то там — за галлюцинацию. Но вот вы выходите на кухню, а инопланетный паучище с аппетитом уплетает вашу «Нутеллу». Еще и извиняется. Прости, мол, что без разрешения, но блин, это же «Нутелла».
Поначалу ситуация на грани абсурда, становится и страшно, и смешно. Что это, бред или реальный инопланетянин? Якуб не исключает ни того, ни другого. Поначалу отношения с Ганушем не очень ладятся, но потом человек и паук находят друг в друге утешение. Они оба — исследователи. Гануш проникает в мысли Якуба и разделяет его прошлое, его тревоги и страхи. Якуб раскрывает перед Ганушем странные аспекты человеческой жизни, делится вкусняшками и успокаивает по мере сил, потому что у Гануша тоже все не так просто — пусть и не так, как может быть у человека. Вместе они мчатся к облаку Чопра в надежде познать Начало.
Роман неспешный и поразительно теплый. Ни разу у меня не возникло желания отложить его в сторону. Это скорее философское произведение, никаких прорывных истин в нем нет, но многое мне оказалось созвучно. История, политика, жизненный путь человека, его значение, вопросы выбора, любви и одиночества — все сплетено в единый поток, неторопливый и трогательный.
Когда в аннотации пообещали философские беседы главного героя с инопланетным пауком, у меня вырвалось нервное хихиканье, и за книгу я бралась, предвкушая какой-нибудь мозговынос, но эта встреча, эти отношения, чем бы на самом деле ни был Гануш, оказались удивительными, по-настоящему дружескими, болезненными и печальными, но теми, которые хочется помнить и проворачивать в голове снова и снова. Странная история, притягивающая этой своей странностью, но не только ей, и порой даже провоцирующая слезы.
Роман мне понравился, и я не исключаю, что однажды перечитаю его снова — что для меня явление редкое. Рекомендую к прочтению, и если кого-нибудь из нас однажды вынесет в далекий космос, в прямом или переносном смысле, то пусть нам встретится некто, похожий на Гануша.
Заходите в Телеграм-канал
Еще со времен школы не понимала, зачем авторы прозы добавляют в свои философско-социально-депрессивные экзерсисы щепотку фантастики. А уж от издателей, вводящих читателей в заблуждение обложками и аннотациями – и вовсе в недоумении. Зачем? Вы же обманываете ожидания и тем самым ведете к плохим отзывам и оценкам. Ну что ж, получите и распишитесь.
Предупреждаю, Космонавт из Богемии – НЕ фантастика. Что бы там ни утверждали обложка, аннотация и название. Это тяжеловесная современная проза про нытика-чеха. Жанр определяют по основной тематике. Здесь же это рефлексия о суровых буднях европейца, вынужденного жить утибозимой с любимой женой, ходить на любимую работу, где все его ценят, но при этом жаловаться абсолютно на все. Космоса и инопланетянина здесь 1/10 в лучшем случае и скорее для антуража. Хотя искренне не понимаю – зачем. Выкини космос – не изменится вообще ничего!
В процентном соотношении в книге 50% рефлексии по истории Чехии, 40% воспоминаний героя о своей жизни в детстве и с женой (последнее откровенно мерзкое и пошлое, особенно на тему акта вандализма с измазыванием спермой – о, как романтично!), 5% продакт плейсмента и скрытой рекламы (Нутелла точно приплатила автору), 4% русофобских наездов (как на нехороших кгбистов времен СССР, так и на современных) и – аллилуя! - 1% космоса и инопланетянина.
Последние, кстати, тоже абсолютно недостоверные и неправдоподобные, не считая малоприятных физиологических подробностей вроде справления нужды, чистки зубов и смерти от удушья в космосе. Кстати, здесь вообще физиология во главе угла. Честно говоря, я не до конца убеждена, что полет к некоему облаку и встреча с мысленно говорящим на чешском пауком – не бред и не галлюцинация героя. В этом отношении сравнение с Кафкой уместно, потому что никаких НФ объяснений ничему не будет, только авторский произвол. Если хотите настоящее шикарное НФ ровно на ту же тему – Аве Мария у Энди Вейера недавно вышла.
Эту же депрессивную современную прозу не порекомендую читать никому из любителей фантастики. Только тем, кто любит веркиных, рубановых и т.п., потому что здесь из фантастики – только обложка.
Давно не читал фантастику, особенно новинки и вот, глаз упал на подборку, в которой оказалась и эта книга. Прежде всего, заинтересовал синопсис, он вызывает интерес.
В итоге, все очень странно. Впечатления развивались волнообразно: от скучно, пресно, зачем эти вставки из прошлого, через, вполне неплохо, по крайней мере, это что-то объясняет, но все равно, перебор с флешбеками и в конечном счете, автор забрел в болото с клюквой, выбрался из него, но вкус ягоды, который уже ничем не перебить, остался.
В книге больше моментов, которые не понравились, чем наоборот и для меня, это довольно плохой показатель. Многие вещи показались нераскрытыми, как например, наш гость, так и не понял, как он путешествует по вселенной, за счет чего или моменты после прибытия к облаку.
Также, остался осадочек, после описания героя своих чувств и желаний к жене, местами прям, неприятно было, но это возможно, личное.
В итоге, сложилось ощущение, что это скорее рефлексирующий реализм, с элементами фантастики, чем наоборот. Наверное, общее впечатление основано на том, что я ожидал обратного. Все же, упоминание Кундеры, было неспроста, как говорится, вас предупреждали.))