Рецензии на книгу «Зависть: теория социального поведения» Гельмут Шёк

В работе немецкого социолога Гельмута Шёка, ставшей классической, представлен всесторонний анализ зависти, как социально-психологического и социального явления и как мотива социального поведения человека. Исследуется роль этой эмоции в поддержании социальной структуры традиционного общества, в возникновении радикальных уравнительных и социалистических движений. Показано, что институционализированная зависть является одним из главных препятствий на пути экономического роста развивающихся стран....
winpoo написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Не знаю, как другие, а я почему-то никогда не доверяла людям, уверяющим, что они совершенно не завистливы, или, если уж им и случается призавидовать, они завидуют только «белой завистью». Я считала их ханжами. Всё не так. Не бывает зависти ни белой, ни чёрной, есть лишь процесс постоянного сравнивания себя с другими в знáчимых сферах жизни - с определёнными эмоциональными последствиями, если результат оказывается не в нашу пользу. Каждый из нас в каком-то смысле – «человек завидующий», да и современная потребительская культура во многом основана на пробуждении бессознательной зависти. И хотя нам столетиями твердили «не возжелай…», мы всё равно упорно желали жены, раба, вола, осла… в общем, всего, что было у ближнего нашего. И продолжаем одновременно желать и открещиваться до сих пор.

Страх, стыд, вина, зависть, даже ревность – плоды одного долгорастущего древа европейской социализации, и они всегда были, есть и будут в человеческих отношениях. Другое дело, что общество всегда стремилось регулировать острые проявления зависти, особенно в крупных масштабах, и зависть (Invidia) была давно объявлена одним из смертных грехов, ведущих напрямую к гибели души. И мы, в общем, привыкли к тому, что завидовать плохо, завидовать нельзя, завидовать стыдно, зависть надо скрывать... Но так ли это?

В своё время «Ресентимент в строении моралей» М.Шелера, «Зависть и благодарность» М.Кляйн неплохо объяснили мне базовые смысловые составляющие этого будто бы греха, перестроив понимание сути завистнической души и зависти как универсального психологического феномена (есть ещё книга А.И.Донцова, но она мне показалась компилятивной, а про «вторсырьё» Е.П.Ильина я вообще умолчу), а книга Г.Шёка, можно сказать, продолжила моё просвещение на этот счёт. Несмотря на то, что с момента её написания прошло около 50 лет, за которые мир завистников и объекты зависти заметно изменились, она всё равно остаётся интересной и даже небесполезной для любопытствующего читателя.

Например, мне показались продуктивными идеи связать зависть с неудачей и неверием в случай, в свой счастливый шанс, а также со страхом соревновательности. Я согласилась, что зависть часто «маскируется» разными психологическими терминами («фрустрация», «агрессия», «депривация» и др.), но, по сути, составляет часть их содержания. Мне было интересно понять, почему общество веками порицало зависть и вело себя так, как будто бы её не должно быть, хотя её плюсы, в общем-то давно были налицо: завидуя, мы либо подталкиваем себя к желанным достижениям, либо снижаем свои потребности, переставая на что-то обращать внимание, и это в обоих случаях способствует увеличению нашего внутреннего благополучия, хотя и разной ценой. Мне понравились этнологические и исторические экскурсы автора и его наблюдения, что есть культуры, с готовностью признающие себя завистливыми и не считающие зависть пороком, достойным осуждения (такова, например, «шведская королевская зависть»), и культуры, отрицающие зависть из страха стать осуждаемыми или – что ещё хуже – быть обвинёнными в магии и колдовстве (навахо), поскольку большинство людей лишено того, что лишь у некоторых - в избытке. Было любопытно узнать, что некоторые социальные институты способны слегка унять в гражданах чувство зависти (майорат, полигамия). Я с удовольствием прочитала главу о литературных завистниках и преступлениях, совершенных из зависти, и задумалась, каким образом вандализм связан с бессознательной завистью и ревностью.

Читалось быстро, легко и увлекательно, как если бы это было не серьёзное исследование, а просветительская литература. Вообще, мне очень импонировало, что у этой книги – широкие социокультурные контексты, и, если какой-то (политический или социологический) был не особенно близок, в ней всё равно легко отыскивалось что-то новое и меняющее привычный взгляд на завистников. Конечно, кое-что уже устарело и выглядит слегка неактуальным для одержимых рекламами и продажами консумеристских социумов, но основное осталось неизменным – книга заставляет задуматься, а не завистник ли ты сам? и что это для тебя означает - завидовать? чему и почему ты завидуешь? как ты справляешься с приступами зависти? зависть разрушает тебя или помогает «строить и жить»? можно ли вообще конструктивно распорядиться собственной завистью? есть ли в тебе самом что-то, чему можно позавидовать, или ты «обречен» на всеобщую обезличенную симпатию? И задуматься обо всём этом – уже немало.