Как же долго я, да наверняка и еще куча народу, ждали от Григория Шалвовича возвращения к приключениям Фандорина. Получись новая книга еще хуже, чем вышло я бы все равно закрыл ее последнюю страницу с той же улыбкой довольного слона. Удовольствие от чтения на 5 баллов!
Другое дело, не будь на обложке фамилии Акунин, а героев бы не звали Эраст и Масахиро, книгу бы мало кто порекомендовал к обязательному прочтению.
Историю из собственной жизни автора, что заставила пренебречь прежними заявлениями о том, что писать романы про Фандорина ему уже не интересно, мы все знаем из постов Акунина в соцсетях. Довольно жуткое событие, ставшее толчком к срочному написанию новой книги должно блокировать само желание что-то покритиковать в прочитанном тексте, но цинизм придумали еще до того, как хейтеры на свет появились.
Так, что начнем.
Давненько не попадалось в руки столь легковесного текста. Спустя страниц 50 до меня наконец-то дошло что же так напоминает «Яма» - «Дестроер» от американских акул пишущей машинки Уоррена Мерфи и Ричард Сэпира: два сверхчеловека европеоид и азиат, вооружившись духом китайской философии физически наказывают инфернальное зло не оставляя камня на камне. Миллион лет назад, когда я прочитал одну из книг данного цикла, то был впечатлен двумя вещами: «это» кто-то читает и трехзначным порядковым номером романа. Сегодня знаю - читают, да еще как читают, опубликовано уже 155 томов «Дестроера». И это тоже литература, имеющая право на существование как бы я ни подхихикивал.
Просто не нужно воспринимать подобные книги с максимальной серьезностью, а «Яму» не стоит сравнивать с любым из произведений про «Фандорина» до «Нефритовых четок» включительно. Тот Эраст Петрович, судя по всему уже не вернется.
Писатель словно издевается над читателями – хотели новых книг, сломали меня через колено? Ну, вот – получите и пеняйте только на себя.
Получили. Интригующая завязка, а дальше в максимально гиперболизированной форме всё то за, что мы любим и ругаем Акунина: совы не то, чем они кажутся. Близкие люди как обычно окажутся совсем не теми, за кого себя выдают, предательские удары из-за угла будут сыпаться на головы героев, второстепенные герои умирать как мухи, будучи умерщвленными самыми зверскими способами, а из очередной безвыходной ситуации, что случается каждые 15-20 страниц будет найден силовой выход с максимальными физическими страданиями антагониста. А еще литературные вставки из кусков текста, что не подошли в другие книги, отсылочки к мультивселенной фон Дорнов всех времен и народов и прочее, и прочее.
Интеллектуальный детектив? Не, это в прошлом. Здесь у нас новый образчик цикла «Жанры» - комикс в тексте.
И это тоже хорошо!
Какое-то время назад я ради любопытства прочитала пару историй из серии «Приключения Шерлока Холмса и Ната Пинкертона в России». Это были такие простенькие фанфики начала 20 века, незатейливые и наивные. Так вот, «Яма» выглядит примерно таким же жалким фанфиком.
Начало, впрочем, довольно симпатично. Повествование идет от лица Масы, которого вдруг задели лавры доктора Ватсона, и он решил сохранить в веках подвиги своего господина. Не Холмсом, так сказать, единым. Ну и вот, написал. Стиль получился забавный, такой же округлый, как и сам Маса.
Но где-то примерно четверть текста спустя автору стало лень писать «как Маса» и еще более лень придумывать сюжет. Примерно там же закончился юмор. И вообще все закончилось. Началось нагромождение погонь, тайных школ, властелинов мира, всяческих хитроумных помещений и прочего дешевого низкосортного бреда с уникальным (разумеется) розовым алмазом в качестве вишенки на торте. До кучи в текст впихнули массу второстепенных персонажей, имеющих реальных прототипов, вроде Альфонса Бетильона и Роберта Андерсона (с их портретами), картинок из википедии (типа этикетки к шампуню или открыток с видами городов), а также добавили многовековой экскурс в генеалогию Эраста Петровича, чье древо почти сплошь состояло из людей редких и талантливых.
Сам Маса внезапно обрел способности разговаривать почти на всех европейских языках и запросто бороться с империей зла, вне зависимости от числа и навыков ее приверженцев. При этом самого Фандорина, о приключениях которого вроде как вначале книги собирался рассказать Маса, вообще забыли где-то в тихом уголке, чтобы не отсвечивал. Половину книги он даже не появляется на ее страницах.
В общем, это такое жалкое чтиво, что даже как-то неловко за автора. И да, детектива здесь нет вообще, что особенно разочаровывает. В общем, Акунин – все.
Как же хочется, чтобы Акунин, как в былые годы, написал классный интересный детектив с закрученным сюжетом, кучей сомнительных персонажей, разбегающимися линиями, неожиданной развязкой. И ведь среди дел Э. Ф. , вскользь упоминаемых в других романах, имеется огромный выбор: какое-то секретное расследование для Габсбургов, служба в Великобритании (явно не одно дело он там расследовал, раз такие тесные связи со Скотлэнд Ярдом завязались), попытка решить южно-африканскую проблему, какие-то дела в Германии, расследования для Рокфеллеров и т.д. Казалось бы – бери, закручивай интригу, а потом раскручивай. Он совершенно точно умеет это делать блестяще, мы же знаем, читали. Прекрасно, без заявок на высокую литературу, но с обаятельными персонажами и интересным сюжетом. Все были бы счастливы.
Но нет, он зачем-то стал всё валить в кучу: нашпиговал роман теоретизированиями, нудным изложением псевдофилософских концепций, скучными притчами и пр. Детектив при этом совершенно потерялся, размазался, утратил свою главную черту – остроту, а остальные лини и темы выглядят как какие-то нелепые и не очень интересные придатки. У него, конечно, и прежде, в других романах серии, бывала тяга к пространным отступлениям "на тему о... ", любил подпустить "концепции" и " взгляды на жизнь", но это было в меру, без ущерба для основного сюжета. Тут же это поглотило книгу, сожрало вчистую.
А начало-то было очень хорошее, я прям радовалась и предвкушала, пока читала первую четверть романа: несколько дней в Сен-Мало, потом первые шаги в Париже – класс, всё, как мы любим. А потом пошли сопли, полное отсутствие юмора, все на серьезных щах, и мелодрама, и боевик, и еще философский трактат до кучи. Эраст Петрович в этой книге – влюбленный баран (это, кстати, уже было), который очевидного не видит, тупит на каждом шагу, два факта связать не может, а потом просто пропадает из поля зрения почти до самого конца, да и в конце тоже просто сидит и молча грустит. Что такое дедукция – забыл вовсе. И это очень обидно. Просто взял и слил классного персонажа. Мне Маса тоже, конечно, очень нравится, но выдвигать его вперед за счет того, что Фандорин вдруг резко отупел и потерял все свои способности разом – по-моему, кислый ход. Да и сам Маса тоже растерял колорит, обаяние, стал просто каким-то суперменом, ездит по Европе, крушит все подряд.
Детективной интриги во второй половине, если не двух третях, книги вообще нет. То, чем оказались дамы сердца – почти сразу очевидно, и это тоже уже было и не раз. Подсказки, ведущие Масу – просто в лоб, примитивно, как будто, совсем было лень запариваться. Куча боковых, невнятных персонажей. Они не очень интересные и действуют всего ничего, но нам зачем-то рассказывают их подробные предыстории.
В итоге, история рассыпается - то тут, то там валяются отдельные ошметки сюжета, ряд ярких, но неприкаянных сцен, не слепленных в одно целое. И самое нелепое - то, вокруг чего наверчена вся эта фантасмагория. Когда встаёт в итоге вопрос, какова же была собственно цель и причина того убийства, которое лежит в основе сюжета? Да, считай, что почти что без цели, просто так.
И еще. Акунин поднял тут тему двойничества. Казалось бы – крайне благодатная тема, а для русской литературы – особенно. Из нее можно было бы вытащить что-то любопытное. Но и тут – зачин есть, а развития ноль. Ввести в книгу тёмного двойника Фандорина, при этом, не сделав никакого противостояния, физической или метафизической или интеллектуальной борьбы между ними – это какой-то пустой ход, холостой выстрел, на мой взгляд.
Не очень понятно, для кого эта книга. Любителям детективов - облом, потому что его тут почти нет. Любителям Масы и Э.Ф. - тоже облом, оба подслиты. Любителям исторических концепций - тоже как-то по верхам, не глубоко, не очень интересно. История с бриллиантом - что-то совсем невразумительное. Очень жаль.