Жизнь ученика бруклинской иешивы Арьи Идена круто меняется, когда его отца увольняют с работы и семья перебирается из Бруклина во Флориду. Теперь вместо крохотных арендованных квартирок – особняки с бассейном, а вместо иешивы – престижная академия «Коль Нешам». Тут у каждого есть свой Шагал в гостиной, да и вообще, жизнь подростков из еврейских семейств Майами больше напоминает сериал «Сплетница», чем наполненный ограничениями закрытый мир религиозной общины. Старшеклассники быстро принимают Арьи в свою компанию, и вот уже робкий парень, опускающий взгляд при виде женщины, проводит вечера пятницы без меноры и кугеля, зато с косяком и баночкой пива.
В рамках модного нынче жанра dark academia Дэвид Хоупен создал очень необычное ответвление для тех, кто предпочитает не мешать мясное с молочным. «Пардес» – самая настоящая jewish dark academia. Вместо Еврипида герои читают Тору, вместо тог надевают тфилины и цицит, но всё так же тяготеют к мистицизму и пытаются понять, твари они дрожащие или право имеют. Собственно, главный образ романа, тот самый Пардес, райский фруктовый сад познания, тесно связан с притчей о четырёх святых, увидевших бога, и вопросом о том, что важнее: стремление постичь высшие сферы и приблизиться к вечности или соблюдение повседневных ритуалов. По мнению одного из героев книги, богатого избалованного Эвана Старка, вечность доступна нам здесь и сейчас, и если уж человек и есть источник собственных ценностей, значит правильно всё, чего он хочет. Согласно такой логике, даже желания, которых мы боимся, высоконравственны. Человек может уподобиться божеству, а к истине его может привести что угодно, даже неудачный трип. В общем, Ницше и Ко всё так же тревожат умы и сердца молодых людей по всему белу свету, и еврейские мальчики с американского побережья не исключение.
Несмотря на обилие околофилософских и околоэзотерических диалогов, стремящегося превратить «Пардес» в роман идей, долгое время совершенно не понятно ни в чём основной конфликт произведения, ни куда намеревается двигаться его сюжет. Конечно, в воздухе витают вайбы грядущей трагедии, но герои куда больше беспокоятся, как соблюдать кашрут во время пляжного отдыха в компании наркотиков и алкоголя, чем выясняют отношения или разбираются со своими внутренними демонами. Религиозные переживания, поиск идентичности и подростковые кутежи существуют в мире романа словно бы отдельно друг от друга, отчего возникает впечатление, будто Дэвид Хоупен иной раз намеренно сдерживает порыв поговорить с читателем о кризисе веры или божественном знании, чтобы не выйти за рамки выбранного жанра. Тем не менее его текст всё равно явно нечто большее, чем очередное подражание «Тайной истории» Тартт или подростковый роман о трудностях взросления, и уж точно обладает совершенно особой атмосферой.
Telegram-канал Bookовски
Ари начинает последний школьный год на новом месте. Из-за того, что отец потерял работу, умеренно ортодоксальная семья переезжает из Бруклина во Флориду. Обаятельный сосед-одноклассник Ноах помогает герою влиться в коллектив, радушно принимая в свой ближний круг местной "золотой" молодежи
Несмотря на демократичность новой академии, здесь чтут традиции иудаизма, изучают Тору, соблюдают религиозные таинства и обряды. Внеурочная жизнь кипит в лучших традициях американской школы: баскетбол, выборы президента, факультативы, концерты. А вот на то, что делают ученики за стенами академии учителя и родители смотрят как бы сквозь пальцы – многочисленные вечеринки у бассейнов и в дорогих отелях, реки алкоголя, горы запрещенных веществ и сиюминутное наслаждение случайными связями
Перед Ари стоит непростая задача - то ли найти, то ли не потерять себя в новой жизни, осложненная не только прежними религиозными взглядами, но и увлеченностью героя литературой и философией, первой любовью, смелыми экспериментами с изменением сознания и необходимостью выбора дальнейшего пути
Кажущаяся несовместимость 2-х таких разных миров, в которых живет Ари, выводит роман на 2 одинаково увлекательных уровня. С одной стороны – погружение в иудаизм, которое, несмотря на многочисленные сноски, может или усложнить чтение, или слегка приоткрыть огромный новый мир. С другой – философский роман взросления в среде "золотой" молодежи. При этом, в каких бы неприглядных ситуациях не представали герои, Хоупену удалось прорисовать их так, что ты проникаешься к ним симпатией. Ближе к финалу роман совершает резкий поворот в сторону психологического триллера, с элементами психоделики, в традициях Достоевского
"Пардес" - мой фаворит в линейке весенних новинок Фантома, полностью оправдавший возложенные на него ожидания!
Добротный, в меру сложный, но увлекательный роман о становлении, потере и обретении духовности, о дружбе и предательстве, о смелых и опасных экспериментах в поисках собственного Я
Источник
"Четверо вошли в Пардес: Бен-Азай, Бен-Зома, Ахер и Рабби Акива. Бен-Азай глянул - и умер; о нем Писание говорит: "ДорогА в глазах Господа смерть тех, кто предан Ему". Бен-Зома глянул - и повредился в уме, и о нем Писание говорит: "Мед нашел ты - ешь в меру, а то пресытишься им и его изрыгнешь". Ахер порубил посадки; Рабби Акива вошел в мире и вышел в мире".
Именно на этой притче завязана суть романа и ее философское значение.
Пардес - "райский сад" или четыре уровня постижения Торы. И как вы уже, наверное, поняли - тут будет много иудаизма.
Ари Иден - единственный ребенок в семье, учится в Бруклине в ультраортодоксальной школе. В последний год обучения семья Ари вынуждена переехать в другой город из-за проблем с работой в Бруклине. Ари попадает в элитную школу, в выпускной класс и сразу обретает компанию друзей во главе с Ноахом - любимчиком всех взрослых и подростков, а также старшего наставника в лице равви Блума.
За этот год парню из Бруклина придется познать не только адаптацию на новом месте, обрести новых друзей и даже подружку, попробовать все, что можно и нельзя, но и познать до самой глубины Бога. Узнать, что такое настоящая дружба, любовь и предательство, познакомиться с прекрасным (картины, книги) и увидеть ту стороны жизни, которая в Бруклине под запретом.
Если первая часть книги более размеренная, уравновешенная - из нее мы узнаем более подробнее о жизни новых друзей Ари, мы видим как Ари вливается в новый для него мир, как его это все удивляет и завораживает. То вторая часть книги - похожа на вихрь, бурю, которая пройдется не только по территории Флориды, но и душам героев.
Мне кажется, это очень серьезная книга и для того, чтобы действительно ее понять, до нее нужно дорасти. Это очень философская и интеллектуально напичканная книга (в хорошем смысле этого слова). В процессе чтения я восторгалась такому обучению, уровню знаний и начитанности наших героев. То, как они мыслили, вызывает восхищение. И в конце, признаюсь, мне было даже немножко печально прощаться с героями.
Дэвид Хоупен - новое имя в литературе. Дебютный роман получился очень сильным. Это не просто книга про взросление, или про адаптацию хассидского мальчика. Эта книга затрагивает более важные и опасные темы, к которым нужно относиться осторожно. В то же время - эта книга что-то очень новое и очень интересное в современной литературе.
В иудаизме есть любопытная притча про Пардес, или райский сад. На её основе определяют четыре уровня понимания Торы:
▪︎буквальное
▪︎слегка аллегорическое
▪︎серьёзное изучение разных текстов
▪︎мистическое
Притча оказалась знаковой для компании выпускников, в которую неожиданно для себя попадает Ари, мальчик из ортодоксальной еврейской семьи. Южная Флорида, новая школа и раскрепощённые сверстники ошеломляют совсем "зеленого" в социальном плане парня.
Тех, кто боится обилия непроизносимого идиша, успокою: вы боитесь правильно) Но после нескольких глав на первом плане всё же окажутся взаимоотношения бедовых подростков, а не сноски с терминами (которые малообразованной мне тоже пришлось гуглить).
Я опасалась читать про ортодоксальных иудеев, чтобы не дай Бог не поколебаться в вере. Барух ха-Шем! Шаббат не соблюдаю, мицвот не усвоила. Расходимся.
Если без шуток, то ожидала большей строгости именно от родителей Ари, которые отпустили неприспособленного их воспитанием мальчика в новую компанию и будто бы самоустранились из жизни сына.
Да и не только они, к сожалению. Этот роман кричит об одиночестве подростков. Самые разные родители - жёстко планирующие жизнь ребенка и предоставляющие полную свободу, требующие блестящих результатов в учёбе и ограничивающиеся изучением исключительно религиозных трудов, финансирующие любой каприз и сводящие концы с концами - не смогли стать опорой и ориентиром для своих детей. А от этого школьников штормит и возможно внутреннего штиля в своей взрослой жизни они так и не обретут.