“Уж сколько раз твердили миру” не ведись на интригующие аннотации и завлекающие красочные обложки (особенно, если книга маркированная как “тёмное фэнтези”, подозрительно напоминает мой любимый янг-эдалт, хотя это личное, оставим пока), но нет-нет, а читательское любопытство заставляет дать слабину.
Мара Резерфорд - автор мне незнакомый, хотя, как информирует обложка, “Ядовитый сезон” – это “новое фэнтези от автора романа «Корона из жемчуга и кораллов». Честно скажу, среди всех этих тронов, королевств, корон, проклятий и бог знает, чего еще, из пепла, крови, огня, кораллов, алмазов, теней, шипов, льда, роз, одиночества, тьмы и т.д. и т.п. очень легко затеряться.
Однако, не буду всё-таки злобным критиком и отмечу, что роман Мары Резерфорд получился вполне читабельным с приятным славянским колоритом, хотя и совершенно непроработанным в отличие, например, от Марты Краевской и её фэнтези-сказки “Иди и жди морозов”. Здесь Марта даёт Маре сто очков вперед. Тем не менее, “Ядовитый сезон” – это пример книги, когда аннотация намного интересней содержания.
Далеко-далеко в горах есть глубокое озеро, а посреди озера – остров. Ничто не тревожит спокойную зеркальную гладь воды: ни птицы, ни животные, ни местные рыбаки не подходят к озеру, да и как иначе, ведь всем известно, что вода в озере – смертоносная, как кровь ксеноморфов, с которыми боролась отважная Рипли. Стоит глупому лебедю сесть на воду, как в считанные минуты от него остаются только кости, да и те скоро растворятся под действием яда; стоит спустить в озеро лодку, как вода мгновенно начинает растворять дерево. Надежно защищен остров, окруженный озером, от вторжений извне. На острове, названном Эндла, живёт небольшая община людей, обладающих магией. Уже много поколений, как они обосновались на Эндле, оборвав все контакты с внешним миром. И эндланцев, и внешний мир такое положение вещей вполне устраивает. Когда-то, давным-давным, обладающих магией песни изгоняли отовсюду. Люди боялись их, а всё потому, что своими песнями будущие эндланцы могли свести с ума и заманить в свои ловушки любого человека, так как никто не может сопротивляться их пению. А еще в незапамятные времена по земле перемещались страшные Блуждающие Леса, выраставшие то в одном, то в другом месте, питавшиеся кровью птиц и животных, осмелившихся укрыться в его ветвях и в норах среди изгибающихся корней, а порой и кровь человека удобряла землю, из которой возносились к небесам горделивые сосны и ели. Такое соседство тоже не пришлось по нутру людям, и пришли они, и выжгли все Блуждающие Леса, кроме одного, того, который нашёл убежище на Эндле. Так началось взаимное сосуществование и защита обладателей магии и Леса.
Жителям Эндлы с детства внушают, что остров – превыше всего, и долг каждого эндланца – защищать остров от чужаков, а сакральные ритуалы призваны дать пищу Блуждающему Лесу, который, наравне с озером, оберегает общину. Юная Леэло не знает жизни вне острова. Эндла – её дом. Но иногда ритуалы и правила могут быть очень жестоки. Так, очень скоро ей и её матери придётся распрощаться с Тейтом, младшим братом Леэло, родившимся без магических способностей, а потому, согласно правилам жизни на Эндле, по достижению двенадцати лет он должен покинуть остров навсегда и никогда не возвращаться, как делали это на протяжении веков все дети-инканту, то есть неспособные петь магические песни. В отчаянии Леэло нарушает одно из правил, запрещающее несовершеннолетним петь в одиночестве, и приносит жертву Лесу с просьбой дать Тейту магию. Её песня-молитва разнеслась далеко над спящим озером, и случайно её услышал Ярен, заплутавший в лесу недалеко от озера, и с тех пор юноша потерял покой, несмотря на все предупреждения близких, он раз за разом начал возвращаться к озеру, пока не случилась беда…
Надо отдать должное автору – задумка получилась очень даже ничего: изолированный мирок маленькой общины, скрывающей множество тайн, в том числе и от собственных жителей, жуткий Блуждающий Лес, ядовитое озеро, уклад жизни на острове, подчиняющийся природным циклам, таким как празднование летнего и зимнего солнцестояния, фестиваль весны – всё это настраивает на приятное увлекательное чтение. Но, увы, как это часто бывает, красивая авторская задумка не получила достойного исполнения. Чего было много в книге? Центральное место отдано совершенно предсказуемой любовной линии, тут нет и не будет никаких сюрпризов. Еще много семейных тайн, скелетов в шкафу, недомолвок в лучших традициях какой-нибудь семейной саги. Чего мало? Собственно, фэнтези, прорисовки мира. Страшный, загадочный, зловещий Блуждающий Лес, питающийся кровью, самое большее на что оказался способен – это убить маленькую птичку. Тайные тайны, которые доступны жителям острова только после закрытой церемонии совершеннолетия на поверку оказались так себе тайнами, а самой церемонии мы не увидим. Самое главное – магия пения, её тоже ничтожно мало, и в принципе всё сводится к охотничьим да праздничным песнопениям, которые скупо описаны, а в отсутствие чужаков и их реакции, их ощущений, о которых, конечно, хочется узнать читателю, как действует эта мощная магия, из-за которой эндланцы были отовсюду изгнаны, вообще смотрятся обычными песнями. Что в книге хорошо? Бодрое, я бы даже сказала, прыткое повествование. Вот за это спасибо и поклон Маре Резерфорд. Действие книги, очень простое и линейное, без затей и вывертов, легко несёт читателя к финалу: встретились, влюбились, разобрались с проблемами, всё предсказуемо, привычно, но не успевает наскучить, так как действия быстренько сменяют друг друга. И еще один несомненный плюс книги – похоже, что история Леэло и Ярена прекрасно уместилась в одном томе, что не может не радовать, учитывая любовь современных авторов в жанре янг-эдалт фэнтези задумывать как минимум дилогию.
“Ядовитый сезон” чтение, конечно, одноразовое, но при этом не самый плохой образчик жанра. До тёмного фэнтези, на мой взгляд, Мара Резерфорд не дотянула, хоть и очень старалась разнообразить историю и вместить в неё как можно больше всего. Скорее, это фэнтезийный янг-эдалт с превалирующей романтической составляющей, чтение лёгкое, ненавязчивое и исчезающее из памяти с последней закрытой страницей, но способное развлечь и отвлечь.