Вальтер Шубарт провозглашает спасение Европы Россией и «рождение западно-восточной мировой культуры». Книга Шубарта – увлекательный очерк о национальных характерах ведущих народов мира. Хотя главное для автора – это грядущее преображении человечества и спасительная миссия «исцеляющей русской души».
«Англичанин смотрит на мир как на фабрику, француз – как на салон, немец – как на казарму, русский – как на храм.
Англичанин жаждет добычи, француз – славы, немец – власти, русский – жертвы.
Англичанин ждет от ближнего выгоды, француз симпатии, немец хочет им командовать. И только русский не хочет ничего».
Вальтер Шубарт. «Европа и душа Востока»
Русский философ-эмигрант Иван Ильин писал: «…книга Шубарта разительно отличается от той западной публицистики, где русские предстают как мазохистические трусы, блудливо ждущие позорного наказания». Ильин считал, что в лице Шубарта «мы впервые видим» западного европейца, который по-доброму «открыл глаза на нас», сиротливо сидящих у порога. «Да, да, у порога, ибо к очагу нас, странников, не пускают».
Книга «Европа и душа Востока» (1938) была внесена германскими нацистами в список «нежелательной и вредной литературы».
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Западная культура приходит к атеизму через обмирщение святого, а восточная – через освящение мирского.
В зависимости от того, на кого равняются люди – на ближнего или на Бога, - зависит и их стремление либо к внешнему успеху, либо к спасению души.
Путешественники, не знавшие дореволюционной России, впадают в грубую ошибку, объясняя социальную задушевность русских новым государственным и общественным строем. То, что их восхищает, есть не коммунистическое, а русское в советском государстве. Это не благодаря большевизму, а вопреки ему. Большевизм именно разрушает эту русскую естественность, превращая всю жизнь в театр.
Чувство братства во многом облегчает русскому жизнь и делает её более сносной, чем у западного человека с его инстинктом борьбы, хищничества, конкуренции.
Только в опоре на божественную сторону своей души люди могут надеяться образовать истинное сообщество.