Об автореподробнее
Родился: 14 октября 1938 г., Россия

Владислав Петрович Крапивин родился и вырос на берегах р.Туры в Тюмени. Выходец из педагогической семьи, он и сам одно время мечтал пойти в педагогический институт, но тяга к творческому самовыражению взяла верх. После окончания школы он поступил на факультет журналистики в Свердловский университет, и уже в студенческие годы стал сотрудничать в ряде местных периодических изданий. Но и любовь к миру детства не отпускала — примерно в то же время начинается его дружба с ребятами-подростками: совместные походы, занятия фехтованием наталкивают на идею создать детский клуб на основе самоорганизации. Так родился отряд «Каравелла», объединяющий всех, кто стремится жить насыщенной творческой жизнью (из рядов «Каравеллы» вышло немало известных сегодня деятелей науки и искусства, среди которых и детские писатели Н.Соломко, И.Тяглов).

Первые книги Крапивина («Рейс «Ориона», «Брат, которому семь») появились, когда писателю было всего 25 лет, но тем не менее они сразу были отмечены читателями и критиками. За ними последовали «Палочки для Васькиного барабана», «Звезды под дождем», «Оруженосец Кашка», «Всадники со станции Роса», «Мальчик со шпагой» и многие другие.

Отвечая на вопрос о том, почему он выбрал основным занятием в жизни именно детскую литературу, Крапивин неизменно отвечает — «Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мне наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство... Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят», и еще — «Мне всегда двенадцать лет»...

До конца 70-х гг в творчестве Крапивина преобладала реалистическая линия: все его произведения этого времени по-своему продолжают гайдаровскую традицию романтического подхода к изображению мира детства. Барабаны, паруса, шпаги — неизменные атрибуты его книг, выросшие до уровня символа. Романтика — в крови крапивинских героев, которые умеют мечтать, ощущая зов дальних дорог и островов. В своих произведениях Крапивин создал легко узнаваемый образ подростка: его мальчишки — «мятежники, повстанцы, защитники, воины, романтики». Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства. Не менее важно, что они энергичны в утверждении своего взгляда на мир, жизненной позиции, способны на Поступок, мужественны и последовательны. Может быть, поэтому герои Крапивина часто «лезут в разные истории», чтобы защитить свою честь и спасти кого-то от «молний».

Ощущение достоверности происходящего и его значительности усиливается оттого, что автор не скрывает ни от героев, ни от читателей жестокой правды жизни: у его мальчишек часто происходят конфликты с окружающими, нередко они вступают в стычки с хулиганами, даже бандитами. Жесткость авторской позиции предельна — иногда его герои погибают — третьеклассник Воробьев («Та сторона, где ветер») ценой собственной жизни спасает малышей, оказавшихся на сползающем с обрыва пласте льда, жестоким избиением Кирилла Векшина заканчивается повесть «Колыбельная для брата». Причем ребята редко получают благодарность за свою отвагу — так Сережу Каховского, выступившего против озлобленной бандитской группировки в защиту малышей, осуждают на совете отряда «за возмутительное поведение». И это закономерно — крапивинские мальчишки часто оказываются «нарушителями дисциплины» и «возмутителями спокойствия», они не удобны обывателям своей активностью, чувством сопричастности всему происходящему.

Герои Крапивина — дети разных возрастов, но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их («Та сторона, где ветер», «Оруженосец Кашка», «Валькины друзья и паруса», «Колыбельная для брата»). Герой-подросток оказывается тем старшим другом, которому дано облегчить младшим болезненность и трудность взросления. По сути дела, мир крапивинского детства — мир без взрослых: их присутствие на страницах произведений, участие в действии предельно ограничено и носит часто негативный по отношению к детям характер. Подростки же оказываются мудрыми наставниками и друзьями, которые помнят еще свою беспомощность перед лицом зла и несправедливости, и всегда готовы прийти на помощь.

Трилогия «Мальчик со шпагой» — произведение, в котором наиболее полно воплотилась авторская концепция мира и ребенка в нем. Главный герой трилогии — Сережа Каховский — из тех «чудаков» и мечтателей, которые в борьбе за справедливое мироустройство готовы преодолевать любые трудности, а потому их конфликты с собой и с окружающей средой носят сугубо взрослый, серьезный, драматический характер.

В 80-ые гг. в творчестве Крапивина происходит поворот в сторону условного типа отражения действительности: выходит в свет начатая еще в 1971 г. роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне», а со второй половины 80-ых гг. начинают, одно за другим, появляться аллегорические сказки писателя и произведения, составившие основу цикла о Великом Кристалле. Собственно цикл «В глубине Великого Кристалла» создавался, начиная с 1992 г., когда появились «Выстрел с монитора», «Гуси-гуси, га-га-га» и «Застава на якорном поле». «Крик петуха» и «Белый шарик матроса Вильсона» продолжили его в 1993 г, причем последним произведением автор предполагал завершить цикл, но «потом неожиданно как-то, подспудно, откуда-то изнутри пошла повесть «Лоцман» ... А потом уже туда встряла предпоследней, неожиданно... повесть «Сказки о рыбаках и рыбках». Так был создан космогонический крапивинский Мир с его географией, историей, религией, физикой и метафизикой (о целостности и детальной продуманности этого мира свидетельствуют попытки создать его карты).

Мир Великого Кристалла — это множественность живых миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, существующих в едином «вертикальном времени». Населен он, в основном, детьми (взрослых в нем мало, они редко имеют «решающий» голос, а героями становятся лишь при условии сохранения детства в своей душе).

Любимые герои Крапивина — это дети-«койво» (по определению автора), мальчишки-Пограничники, которые наделены способностью проникать в иные миры. В основе сюжета каждого из произведений цикла — судьба одного или нескольких таких мальчишек.

Слагаемые системы мироздания Великого Кристалла стали появляться в произведениях Крапивина раньше, чем возник замысел цикла. Да и после формального завершения цикла появляются произведения, фактически апеллирующие к мифосемантической системе Великого Кристалла. Уже в 1961 г. в повести «Я иду встречать брата» появляются упоминания Ратальского космодрома, планеты Леда (которые затем войдут в «Великое Кольцо Мироздания». Из повести «Летчик для особых поручений» (1975) приходит в мир Великого Кристалла Яков Михайлович Скицын (центральная фигура «Белого шарика матроса Вильсона»). Трилогия «В ночь большого прилива» (1969-1977) дала Великому Кристаллу образ «светлого штурмана Иту Лариу Дэна» (Дэни), известного во многих мирах Кристалла как один из Святых Хранителей, и живой кристалл Яшку, выращенный из звездного жемчуга. Тогда же появляется в творчестве Крапивина тема параллельных миров, многовариантности их развития, условий и возможности их сближения, даже соединения.

Нельзя не обратить внимание на усложнение картины мира, происшедшее в последние десятилетия в творчестве Крапивина: сохранив верность ведущим принципам конечной победы добра, справедливости, писатель тем не менее отчетливо сознает силу и жизнеспособность зла, в его произведениях есть и боль, и разочарование, и смерть. Героев Крапивина иногда обвиняют в недетской жестокости, в отсутствии «христианского милосердия», забывая о том, что писатель ставит их лицом к лицу с реальным Злом, включает в борьбу, в которой нет и не может быть компромиссов.

Созданный Крапивиным мир Великого Кристалла в современной русской детской и подростково-юношеской литературе пока по-своему уникален (объемностью, детальной проработкой, однородностью мировосприятия), его своеобразным продолжением стали произведения последних лет писателя «Оранжевый портрет с крапинками», «Самолет по имени Сережка», «Дырчатая луна», «Кораблики».

Крапивин — один из самых парадоксальных авторов современной детской и юношеской литературы. При всей своей колоссальной известности этот автор на удивление мало исследован серьезной критикой.

Сам же писатель предельно сдержан в выcказываниях по поводу собственной творческой концепции и оставляет свободу толкования написанного читателям — «no comment».

© Виноградова О., Мещерякова М.

Официальный сайт: rusf.ru/vk

Взрыв Генерального штаба
Год выхода: 2009
Мальчик-разведчик — это так удобно. Он запросто ходит по вражескому городу, купается, играет в прятки… Никто и не подозревает, что на самом деле он выполняет ответственное задание Генерального штаба… Фантастические повести известного детского писателя о мальчишках, которые мужают в борьбе с опасностью, о том, как доброта и истинная дружба позволяют людям оказаться сильнее преград, поставленных перед ними пространством и временем.
Мраморный Кролик
Год выхода: 2011
В маленькой повести «Мраморный Кролик» автор рассказывает о мраморной фигурке кролика, «размером с мелкую картофелину». Фигурка появилась у автора ещё в раннем детстве и сопровождает его до сих пор, являясь не менее дорогим талисманом, чем известный всем заяц Митька. В повести автор вспоминает своё детство, школьные прогулы, с хорошо сочинёнными оправданиями и «пророчеством» мужа сестры: «Может быть, он станет писателем…»; о своём отношение к моральному облику маленького Володи Ульянова; о...


Непроливашка
Год выхода: 2007
Сколько ярких эмоций может быть связано с самой обыкновенной чернильницей-непроливашкой! Этот предмет заставляет автора вспомнить о старом графе Андрее Гаврилыче Трубчинском, о своем детстве и о многом другом…
Лужайки, где пляшут скворечники (Сборник)
Год выхода: 2005
Вторая книга из цикла, рассказывающего о жизни Безлюдных Пространств. Драматическая реальность сплетается с многомерностью Вселенной, и обитатели Безлюдных Пространств с их помощью и по мере возможностей противостоят жестокости современного мира... Полосатый жираф Алик (повесть), стр. 5-110 Лужайки, где пляшут скворечники (роман), стр. 111-338 Бабушкин внук и его братья (роман), стр. 339-560
Бабушкин внук и его братья
Год выхода: 2014
Подросток Алька живет с родителями и бабушкой в небольшом провинциальном городе. За окном — непростые девяностые годы прошлого века. Душа мальчика не принимает многого из этой жестокой и временами страшной действительности. Вместе со своими друзьями, близкими ему по духу, он мечтает о другой жизни и настойчиво ищет Дорогу, которая способна вывести его туда, где царит справедливость. Для среднего и старшего возраста. Иллюстрации Е. Ремизовой.
Рейс «Ориона» (Рассказы)
Год выхода: 1962
Двое друзей собираются добраться домой не обычным путем, на поезде, а на собственноручно сделанном плоту, собранном из крепких бревен. Их не пугают ни трудности сборки плота, ни ухудшающаяся погода. И именно их плот становится спасительным мостом для многих машин, застрявших в непогоду на размытой глинистой дороге. Для младшего и среднего школьного возраста.
Вечный жемчуг.
Год выхода: 1978
Небольшая повесть «Далекие горнисты», где читатели впервые познакомились с юными героями Владислава Крапивина — Валеркой и Братиком, Володькой и самим рассказчиком, сохранившим добрую память о детстве, стала как бы истоком, второй его повести «В ночь большого прилива» («Уральский следопыт», 1977, № 12). С теми же основными героями встречаемся мы и в новом произведении Владислава Крапивина, заключительной повести трилогии,— «Вечный жемчуг».
Флаг-капитаны
Год выхода: 1975
Журнальная версия повести В.Крапивина "Флаг-капитаны". Последняя часть трилогии. Первая часть, «Всадники на станции Роса», печаталась в «Пионере» в 1973 году (№№ 5–7), вторая, «Мальчик со шпагой», — в 1974 году (№№ 3–6).
Сказки и были Безлюдных Пространств. Летящие сказки. Сказки о парусах и крыльях. Стальной волосок. Фантастические романы.
Год выхода: 2020
Книга собрана из материалов, находящихся в свободном доступе в интернете и бумажных книг из личной библиотеки, купленных во времена СССР. В сборник включены произведения, входящие в циклы: Сказки и были Безлюдных Пространств Летящие сказки Сказки о парусах и крыльях Стальной волосок и три внецикловых фантастических романа. Иллюстрации в издании отсутствуют.  
Голубятня на желтой поляне (сборник)
Год выхода: 2004
Эта книга о том, как сила человеческих привязанностей оказывается сильнее межгалактических расстояний, безжалостного времени и поселившегося в мире зла. Правда, чтобы преодолеть одиночество, взрослым и юным героям надо пройти немало трудных путей и порой решаться на смертельный риск... А иногда, чтобы не разорвалась дружба, достаточно связать веревочкой две разбегающиеся планеты. Однако и это - после многих приключений, опасностей и трудов...
Мушкетер и фея и другие истории из жизни Джонни Воробьева
Год выхода: 1987
В книгу известного советского писателя входит цикл из пяти повестей, объединенных общим героем Евгением Воробьевым по прозвищу Джонни. Джонни и его товарищи переживают много веселых, увлекательных приключений, но при этом сталкиваются и с серьезными проблемами, которые ставит перед ними жизнь.
Мальчишки, мои товарищи
Год выхода: 2006
Серия: Рассказы
«Собрание рассказов и маленьких повестей, разных по жанру и стилистике, но объединенных единым героем — мальчишками, с их проблемами, надеждам и переживаниями. Данный цикл объединяет ранние работы автора и может выступать как отражение пробы пера…»
Алые перья стрел.
Год выхода: 1984
В книгу вошли уже знакомые читателю повести и новая — «Шесть лет спустя». Через все три повести проходит единый приключенческий сюжет. Романтика необычных событий четко высвечивает характеры, судьбы, самобытность героев, дает живое представление о далеких послевоенных годах. Адресуется средним и старшим школьникам. Художник Е. И. Стерлигова.  
Шестая Бастионная
Год выхода: 1987
В новой книге В. Крапивина на автобиографической основе показана неповторимая пора детства, в неожиданном ракурсе предстают улицы родного города писателя Тюмени и облик города-героя Севастополя. Вторую часть книги составляют повести, в которых, несмотря на фантастический сюжет, продолжена основная тема. По-прежнему лейтмотивом звучат нравственные проблемы, существующие в мире взаимоотношений детей и взрослых. Адресуется школьникам среднего и старшего возраста.  Художник Е. И. Стерлигова.  
Далёкие горнисты
Год выхода: 1970
Трое мальчиков, сидящих у развалин старинной крепости, слышат позывные далёких горнистов — «Ждёт вас доро-о-о-оога». Сон или явь? Где эта дорога? В каком месте Вселенной и в каком времени? Повесть опубликована в журнале «Пионер» № 01 за 1970 г.
Застава на Якорном поле (Сборник)
Год выхода: 1992
Три фантастические повести из большого цикла «В глубине Великого Кристалла»: «Выстрел м монитора», «Густ-гуси, га-га-га…», «Застава на якорном поле». В столкновении со злом и несправедливостью взрослого мира дети осознают свою незащищенность, но не думают сдаваться. В борьбе они обретают и надежных старших друзей, и искреннюю готовность прийти на помощь. Повести объединяет мысль о том, что достичь взаимопонимания в отношениях между людьми порой не легче, чем преодолеть грани многомерного...
Белый шарик Матроса Вильсона (Сборник)
Год выхода: 1993
Вторую книгу цикла «В глубине Великого Кристалла» составили новые фантастические повести «Крик петуха» и «Белый шарик Матроса Вильсона». Герои этих произведений, мальчишки-Пограничники, наделены особым даром — способностью проникать в иные миры Вселенной. Их Дорога часто бывает тернистой, и ребят подстерегают настоящие, жестокие испытания. Только «крепкие духом и ясные душой» остаются верными дружбе, любви и долгу, проявляя истинное мужество, благородство, жертвуя собой для спасения Друга. ...
В глубине Великого Кристалла. Помоги мне в пути
Год выхода: 2019
Наша Вселенная – бесконечно большой многомерный кристалл, каждая грань которого – отдельный мир, со своей историей, географией, со своим течением времени. Между мирами Великого Кристалла можно перемещаться – например, при помощи дороги, идущей через все Грани. А еще из мира в мир умеют путешествовать дети с особыми способностями – койво. Множество приключений, неожиданных встреч, смертельных ситуаций в разных мирах и временах предстоит пережить героям Владислава Крапивина, но настоящая дружба,...