Об автореподробнее
Родился: 31 марта 1823 г., Москва, Российская империя
Умер: 2 июня 1886 г., Щелыково, Костромская губерния, Российская империя

"Островский Александр Николаевич — создатель русской бытовой комедии"
(Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

Отец Островского окончил курс в духовной академии, но служил стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Потомственное дворянство было приобретено. Мать, которой он лишился еще в детстве, — родом из низшего духовенства. Систематического образования не получил. Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. Окончив в 1840 гимназический курс в 1-й Московской гимназии…


"Островский Александр Николаевич — создатель русской бытовой комедии"
(Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

Отец Островского окончил курс в духовной академии, но служил стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Потомственное дворянство было приобретено. Мать, которой он лишился еще в детстве, — родом из низшего духовенства. Систематического образования не получил. Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. Окончив в 1840 гимназический курс в 1-й Московской гимназии (поступил в 1835), Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но окончить курс ему не удалось (учился до 1843).

По желанию отца, он поступил на службу писцом в суд. В московских судах служил до 1851; первое жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 15 рублей. К 1846 было уже написано много сцен из купеческого быта, и задумана комедия "Несостоятельный должник" (по другим сведениям пьеса называлась "Картина семейного счастья"; впоследствии - "Свои люди - сочтемся"). Наброски к этой комедии и очерк "Записки замоскворецкого жителя" были напечатаны в одном из номеров "Московского Городского Листка" в 1847. Под текстом значились буквы: "А. О." и "Д. Г.", то есть А. Островский и Дмитрий Горев, провинциальный актер, предложивший ему сотрудничество. Сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником большой неприятности, так как дало его недоброжелателям повод обвинять его в присвоении чужого литературного труда. Литературную известность Островскому принесла комедия "Свои люди - сочтемся!" (первоначальное название — "Банкрут"), опубликованная в 1850. Пьеса вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А. Гончарова. К постановке на сцене комедия была запрещена, Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось "начальству"; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I ( надзор был снят только после воцарения Александра II). На сцену пьеса была допущена только в 1861.

Начиная с 1853 и на протяжении более чем 30 лет новые пьесы Островского появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах почти каждый сезон. С 1856 Островский становится постоянным сотрудником журнала "Современник". В 1856, когда по мысли великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях, Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего. В 1859, в издании графа Г.А. Кушелева-Безбородко, были напечатаны два тома сочинений Островского. Это издание и послужило поводом для той блестящей оценки, которую дал Островскому Добролюбов и которая закрепила за ним славу изобразителя "темного царства". В 1860 в печати появилась "Гроза", вызвавшая статью Добролюбова ("Луч света в темном царстве"). Со второй половины 60-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым.

В 1863 Островский был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 1866 (по другим сведениям - в 1865) в Москве создал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, А.Ф. Писемский, Ф.М. Достоевский, И.Е. Турчанинов, П.М. Садовский, Л.П. Косицкая-Никулина, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский, М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова. С января 1866 был заведующим репертуарной частью московских императорских театров. В 1874 (по другим сведениям - в 1870) было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Работая в комиссии "для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления", учрежденной в 1881 при дирекции Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов.

В 1885 Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Не смотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа быстро истощила организм; 14 июня (по старому стилю - 2 июня) 1886 Островский скончался в своем костромском имении Щелыкове. Похоронили писателя там же, на погребенье государь пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей, вдове, нераздельно с 2 детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трех сыновей и дочери — 2400 рублей в год.

После смерти писателя Московская дума устроила в Москве читальню имени А.Н. Островского. 27 мая 1929 перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков).

Трудовой хлеб
Год выхода: 1874
Рассказ о жизни обычной провинциальной семьи, сотканный из воспоминаний о прошлом и мечтаний о грядущем, выдуманный, но гармоничный, сталкивающийся с далеко негармоничной действительностью, с потоком идей, будоражащих ум и сердце простого обывателя. Хватит ли сил у героев противостоять этой стихии и нащупать свой путь, обрести опору? Удастся ли роду Корпеловых продолжить своё существование или оно прервётся?
Правда – хорошо, а счастье лучше
Год выхода: 1876
Богатая, известная обществу своим темпераментным характером, купчиха Мавра Тарасовна мечтает выдать замуж за генерала свою внучку. Но девушка влюблена вовсе не в него, ее покой уже давно украл бедный приказчик, у которого ни гроша за спиной, и все что он может предложить молодой особе - это свое большое и чистое сердце. Неизвестно, чем бы разрешился любовный треугольник, если бы не хитрая нянька Филицата, которая вовремя пригласила в дом купчихи отставного унтер офицера Грознова, в котором Мавра...


Не все коту масленица
Год выхода: 1871
Богатый купец-самодур и его бедный племянник ухаживали за бесприданницей. Она предпочитала купца, но её мать не хотела для дочери мужа-тирана. Когда у племянника появились деньги, девушка выбрала его.
Комик семнадцатого столетия
Год выхода: 1872
Островский поставил перед собой задачу раскрыть в своей пьесе народные корни русского театра, показать, что театр на Руси был основан в 1672 году не для «царской потехи», а явился результатом потребности народной жизни.
Лес
Год выхода: 1870
Немолодая помещица влюбилась в молодого парня. Чтобы обеспечить его будущее, они лишила наследства племянницу, и та не могла выйти замуж. Спас девушку брат, вытребовав у помещицы давний долг.
Поздняя любовь
Год выхода: 1873
Когда-то Герасим Порфирьич Маргаритов был одним из самых известных московских адвокатов, вел большие дела. Но писарь выкрал у него документ на большую сумму и продал должнику. Герасиму Порфирьичу пришлось своим состоянием отвечать перед клиентом. Жена умерла от горя, сам он думал о самоубийстве, но только жалость к маленькой дочери удержала его. Прошли годы. Маргаритов с взрослой дочерью снимает комнату в бедном доме у Фелицаты Антоновны Шабловой. Людмила влюбляется в сына хозяйки дома,...
Не было ни гроша, да вдруг алтын
Год выхода: 1871
Бедная девушка Настенька приезжает к скупому дяде Крутицкому от крёстной, которая в юности взяла её к себе, но потом забеспокоилась, что красота Насти отвлечёт женихов от дочек, и прогнала её. Настя встречает своего бывшего возлюбленного — Баклушина, но из гордости не признаётся, что живёт в бедности. Тем временем Крутицкий заставляет жену Анну и Настеньку просить милостыню. Чтобы уйти от Крутицкого, Настя даёт согласие на брак с богатым купцом. Баклушин признаётся, что любит её, но не может...
Василиса Мелентьева
Год выхода: 1867
Историческая драма из жизни Ивана Грозного и его окружения.
Тушино
Год выхода: 1866
Драматическая хроника времен правления Василия Шуйского в стихах.
Бешеные деньги
Год выхода: 1870
Серия: Глумов (#2)
Глумов, персонаж пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» продолжает мечтать о богатой невесте, по-прежнему злоязычен и готов на интриги, стравливая своих знакомых, не брезгуя подбрасывать им анонимные письма, карьера его не состоялась, в финале он уезжает за границу с богатой пожилой барыней в качестве её личного секретаря и с надеждой вскоре унаследовать состояние своей доверительницы.
Горячее сердце
Год выхода: 1868
Пьеса А.Н. Островского «Горячее сердце» рассказывает историю дочери богатого купца, которой трудно жить по чужому указу, поэтому она борется за собственное счастье и свободу.
На всякого мудреца довольно простоты
Год выхода: 1868
Серия: Глумов (#1)
Действие происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра II. Егор Дмитриевич Глумов говорит своей матери, что отныне будет делать карьеру через знакомства в свете. Теперь Глумов для себя будет вести дневник и в нём писать откровенно, что думает о людях, расположения которых добивается...
Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский
Год выхода: 1866
Драматическая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» являлась, как говорил сам автор, «плодом пятнадцатилетней опытности и долговременного изучения источников». Пьеса рассказывает о трагических событиях в истории России – Смутном времени, когда в народе росло недовольство правящей верхушкой, а при дворе велась непримиримая борьба за трон. Тема народного патриотизма выведена автором на первый план.
Воевода (Сон на Волге)
Год выхода: 1864
Сюжет вращается вокруг воеводы-самодура, который влюбляется одновременно в двух молодых женщин и, не будучи удостоен взаимности, сажает их в тюрьму. Первая женщина замужем, вторая ― помолвлена. Их возлюбленные пытаются освободить их, но безуспешно; спасение приходит тогда, когда назначается новый воевода.
Пучина
Год выхода: 1865
Драма о «маленьком человеке», слабом и добром, тонущем в пучине житейского моря. Герой пьесы Кисельников проходит путь от студента – идеалиста 30-х годов до мелкого судейского чиновника 40-х годов. Каждое действие пьесы происходит через 5 – 7 лет и рисует путь молодого человека, окончившего университет, вступающего в жизнь с надеждами и упованиями на светлое будущее. Каков же итог? Женясь на замоскворецкой девице, он проваливается в быт, как в пучину. Чистота помыслов заканчивается преступлением...
На бойком месте
Год выхода: 1865
Ох, уже эти дороги российские! Спешат тройки, катятся тарантасы. А в них – купцы да помещики видные, кто побогаче, кто попроще. Но для каждого уставшего путника найдется приют. На бойком, людном месте устроил свой постоялый двор Вукол Ермолаевич Бессудный. И привечают у него гостей красавица Евгения Мироновна, супруга хозяйская, да сестра его Аннушка. И все было бы ладно! Да ночами Бессудный (ох и говорящая фамилия!) со товарищами подлым промыслом занимаются – грабежами да разбоями на лесных...
Шутники
Год выхода: 1864
У бедного отставного помещика две дочери. В младшую, Верочку, влюблен бедный скромный юноша. Он делает предложение, которое охотно принимается, и уже идут договоры о свадьбе. Но выясняется, что с ним произошла беда — на похороны матери он потратил чужие деньги. Долг надо немедленно отдавать, но никто не желает помочь бедному молодому человеку. Богатые соседи и приятели лишь жестоко и весело подшучивают над ним...
Грех да беда на кого не живет
Год выхода: 1862
Название пьесы Островского, сложное современному уху, отсылает к русской пословице, которая звучит также и означает: каждый может столкнуться с бедой, каждый может впасть в грех. В пьесе с бедой сталкивается Татьяна. Девушка вышла замуж за молодого купца Краснова не по любви, а из-за необходимости получить средства к существованию. Краснов свою жену любит безумно. Между тем, в их город приехал бывший возлюбленный Татьяны Валентин Бабаев. Вспыхнула старая страсть. Молодой муж неожиданно для всех...