Волконский Михаил Николаевич - князь, русский писатель и драматург, автор исторических романов и пародий.
В 1882 году окончил училище правоведения. В 1892-1894 годах был редактором журнала «Нива». После революции 1905 года состоял членом монархических организаций. Автор романов из русской истории 18-19 веков. Некоторую популярность приобрели в свое время романы Волконского на исторические темы, написанные в духе произведений Вс. Соловьева и Е.А. Салиаса. Волконскому принадлежит ряд пьес и театральных пародий. Пьеса «Принцесса Африканская» (1900) – пародия на условность и традиционность оперных штампов – послужила основой для создания оперной пародии «Вампука, невеста Африканская»,…
Волконский Михаил Николаевич - князь, русский писатель и драматург, автор исторических романов и пародий.
В 1882 году окончил училище правоведения. В 1892-1894 годах был редактором журнала «Нива». После революции 1905 года состоял членом монархических организаций. Автор романов из русской истории 18-19 веков. Некоторую популярность приобрели в свое время романы Волконского на исторические темы, написанные в духе произведений Вс. Соловьева и Е.А. Салиаса. Волконскому принадлежит ряд пьес и театральных пародий. Пьеса «Принцесса Африканская» (1900) – пародия на условность и традиционность оперных штампов – послужила основой для создания оперной пародии «Вампука, невеста Африканская», поставленной в театре «Кривое зеркало» (1909) и сделавшей нарицательным выражение «вампука».
Представитель старинного княжеского рода, ведущего свое происхождение от Рюрика. Закончил Императорское Училище правоведения. В 1892—1894 был редактором журнала «Нива», сотрудничал в «Новом времени» и в разных журналах. В 1905—1906 принимал участие в правом сатирическом журнале «Виттова Пляска», после его запрещения в журналах «Плювиум» и «Продолжение Виттовой пляски».
Автор многочисленных романов, повестей, рассказов и пьес. В прозаическом творчестве Волконского прослеживаются 2 линии. Первая представлена произведениями из современной ему жизни, исследующими поведение личности в состоянии выбора между укоренившимся в обществе материализмом и аморализмом («мертвое») и религиозно-нравственной тенденцией («живое»). Другая, количественно преобладающая линия, преимущественно связана с разработкой русской исторической темы. В 1891—1915 Волконский опубликовал более 20 исторических романов и повестей. В центре исторических произведений — «неофициальная история» XVIII столетия, «сплетающаяся из целого ряда интриг и отношений, разгадать и открыть которые представляется возможным лишь спустя многие годы». Продолжая (вслед за Вс. С. Соловьевым) «авантюрную» линию развития исторического романа, Волконский почти полностью отказался от языковой стилизации и от точности в бытописании, что лишает многие его романы исторической достоверности.
Принимал активное участие в право-монархическом движении. С первых лет существования он был членом Русского Собрания, но особенно активное участие принял в деятельности Союза русского народа. Князь Волконский подчеркивал, что с каждым днем увеличивается приток членов из числа рабочих, что члены Союза «все больше и больше закаляются в безусловной преданности знамени Союза; пред ними трепещут явные и тайные революционеры, понимающие, что многочисленная и сильная общественная организация, действующая мирными средствами, непреклонная в своем исповедании, является главнейшим тормозом для торжества возлюбленных революционерами разрушительных начал». Некоторое время был редактором органа СРН - газеты «Русское знамя». Публично выступал по вопросу о возникающих тайных обществах. При обсуждении проекта постановления внес предложение о необходимости самого строгого наблюдения за исполнением запретительных законов о евреях.