Волконский Михаил Николаевич - князь, русский писатель и драматург, автор исторических романов и пародий.
В 1882 году окончил училище правоведения. В 1892-1894 годах был редактором журнала «Нива». После революции 1905 года состоял членом монархических организаций. Автор романов из русской истории 18-19 веков. Некоторую популярность приобрели в свое время романы Волконского на исторические темы, написанные в духе произведений Вс. Соловьева и Е.А. Салиаса. Волконскому принадлежит ряд пьес и театральных пародий. Пьеса «Принцесса Африканская» (1900) – пародия на условность и традиционность оперных штампов – послужила основой для создания оперной пародии «Вампука, невеста Африканская»,…
Волконский Михаил Николаевич - князь, русский писатель и драматург, автор исторических романов и пародий.
В 1882 году окончил училище правоведения. В 1892-1894 годах был редактором журнала «Нива». После революции 1905 года состоял членом монархических организаций. Автор романов из русской истории 18-19 веков. Некоторую популярность приобрели в свое время романы Волконского на исторические темы, написанные в духе произведений Вс. Соловьева и Е.А. Салиаса. Волконскому принадлежит ряд пьес и театральных пародий. Пьеса «Принцесса Африканская» (1900) – пародия на условность и традиционность оперных штампов – послужила основой для создания оперной пародии «Вампука, невеста Африканская», поставленной в театре «Кривое зеркало» (1909) и сделавшей нарицательным выражение «вампука».
Представитель старинного княжеского рода, ведущего свое происхождение от Рюрика. Закончил Императорское Училище правоведения. В 1892—1894 был редактором журнала «Нива», сотрудничал в «Новом времени» и в разных журналах. В 1905—1906 принимал участие в правом сатирическом журнале «Виттова Пляска», после его запрещения в журналах «Плювиум» и «Продолжение Виттовой пляски».
Автор многочисленных романов, повестей, рассказов и пьес. В прозаическом творчестве Волконского прослеживаются 2 линии. Первая представлена произведениями из современной ему жизни, исследующими поведение личности в состоянии выбора между укоренившимся в обществе материализмом и аморализмом («мертвое») и религиозно-нравственной тенденцией («живое»). Другая, количественно преобладающая линия, преимущественно связана с разработкой русской исторической темы. В 1891—1915 Волконский опубликовал более 20 исторических романов и повестей. В центре исторических произведений — «неофициальная история» XVIII столетия, «сплетающаяся из целого ряда интриг и отношений, разгадать и открыть которые представляется возможным лишь спустя многие годы». Продолжая (вслед за Вс. С. Соловьевым) «авантюрную» линию развития исторического романа, Волконский почти полностью отказался от языковой стилизации и от точности в бытописании, что лишает многие его романы исторической достоверности.
Принимал активное участие в право-монархическом движении. С первых лет существования он был членом Русского Собрания, но особенно активное участие принял в деятельности Союза русского народа. Князь Волконский подчеркивал, что с каждым днем увеличивается приток членов из числа рабочих, что члены Союза «все больше и больше закаляются в безусловной преданности знамени Союза; пред ними трепещут явные и тайные революционеры, понимающие, что многочисленная и сильная общественная организация, действующая мирными средствами, непреклонная в своем исповедании, является главнейшим тормозом для торжества возлюбленных революционерами разрушительных начал». Некоторое время был редактором органа СРН - газеты «Русское знамя». Публично выступал по вопросу о возникающих тайных обществах. При обсуждении проекта постановления внес предложение о необходимости самого строгого наблюдения за исполнением запретительных законов о евреях.
Романы
Семья Колениных (1890)
Князь Никита Федорович (1891) (Персонажи: Анна Иоанновна, Эрнст Иоганн Бирон)
Мальтийская цепь (1891)
Воля судьбы (1893)
Брат герцога (1895)
Кольцо императрицы (1896)
Записки прадеда (1897)
Забытые хоромы
Сирена
Вязниковский самодур (1900)
Черный человек (1901)
Два мага (1902)
Гамлет XVIII века (1903)
Ищите и найдете (1904)
Темные силы (1907)
Жанна де Ламот (1910)
Тайна герцога (1912)
Две жизни (1914)
Слуга императора Павла
Магический перстень
Пленница иезуитов
Любовь крепостной актрисы
Екатерина Великая
Тайна жизни
Повести
Горсть бриллиантов
Судьба (1890)
Мертвые и живые (1898)
Одержимые (1899)
…
Романы
Семья Колениных (1890)
Князь Никита Федорович (1891) (Персонажи: Анна Иоанновна, Эрнст Иоганн Бирон)
Мальтийская цепь (1891)
Воля судьбы (1893)
Брат герцога (1895)
Кольцо императрицы (1896)
Записки прадеда (1897)
Забытые хоромы
Сирена
Вязниковский самодур (1900)
Черный человек (1901)
Два мага (1902)
Гамлет XVIII века (1903)
Ищите и найдете (1904)
Темные силы (1907)
Жанна де Ламот (1910)
Тайна герцога (1912)
Две жизни (1914)
Слуга императора Павла
Магический перстень
Пленница иезуитов
Любовь крепостной актрисы
Екатерина Великая
Тайна жизни
Повести
Горсть бриллиантов
Судьба (1890)
Мертвые и живые (1898)
Одержимые (1899)
Благородные чувства (1902)
Мне жаль тебя, герцог! (1913)
Пьесы
Вампука, принцесса Африканская, образцовая во всех отношениях опера (1900) — блестящая пародия на оперные штампы, с большим успехом ставилась до революции во многих театрах (под псевдонимом Анчар Манценилов). Выражение «вампука» стало нарицательным.
Гастроль Рычалова — пародийная пьеса.
Гастроль Рычалова - 1-й фильм телесериала Страницы театральной пародии (1996)
Вампука - принцесса Африканская - 4-й фильм телесериала Страницы театральной пародии (1996)