Павел Владимирович Санаев — современный российский прозаик, режиссер, сценарист, переводчик и актер, автор книг в жанре современного романа.
Павел Санаев родился в Москве 16 августа 1969 года. Отец мальчика, Владимир Конузин, был инженером, мать – известная актриса Елена Санаева, а дед - народный артист СССР Всеволод Санаев. После развода родителей с четырех до одиннадцати лет Павел жил у бабушки, позже его отчимом стал Ролан Быков. Именно известный актер подтолкнул приемного сына к литературному творчеству. По словам самого Санаева, «… я начал писать первые рассказы очень рано — в восьмом-девятом классе. Некоторые получились удачным, и стали потом главами книги, как например, „Цемент“ или „Купание“. А некоторые не получились совсем… С этого и пошло, спасибо Ролану Антоновичу».
В 1983 году Павел попробовал себя в кино, снявшись в фильме «Чучело», а позже сыграл роль в ленте «Первая утрата», получившей гран-при кинофестиваля в Сан-Ремо. После окончания ВГИКа Санаев активно занялся переводом мультфильмов и таких кинофильмов, как «Остин Пауэрс», «Властелин колец», «Очень страшное кино». По мнению Павла, эта работа оказалась хорошей практикой для него, начинающего сценариста и режиссера, снявшего позже «Каунасский блюз», «Нулевой километр», «На игре». Писатель счастливо женат, воспитывает дочь Веронику.
Литературный дебют Санаева состоялся в 1996 году, кода в журнале «Октябрь» вышла повесть «Похороните меня за плинтусом», основанная на его детских воспоминаниях. Произведение вызвало живой интерес у критиков и читателей, и в год публикации было отмечено премией журнала, а вскоре — премией «Триумф». Книга сразу вошла в список наиболее популярных российских бестселлеров и была переведена на немецкий, итальянский, французский, болгарский и польский языки. По мотивам повести поставлены театральные спектакли, снят одноименный фильм со Светланой Крючковой, Марией Шукшиной и Алексеем Петренко в главных ролях. История обаятельного Саши Савельева, завоевавшая огромное количество поклонников, нашла свое продолжение в новом романе Санаева «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом - 2», вышедшем в 2013 году.
Похороните меня за плинтусом (1996)
Нулевой километр (2007)
Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2 (2010)
* Павел Санаев о себе:
"Родился в 1969 году в Москве, и первые четыре года прожил в безоблачном счастье. Дальше началась сплошная драма, длившаяся до двенадцати лет и описанная в повести "ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ". Настоятельно рекомендую прочесть и готов поспорить, что ничего более смешного и в то же время трагичного вы не читали.
В двенадцать лет драма детства закончилась, и в жизнь вошло самое знаменательное событие первых двадцати лет жизни - съёмки в кинокартине "ЧУЧЕЛО", где я сыграл Васильева - небольшую роль очкарика, который заступался за Лену Бессольцеву. Тогда же я первый раз влюбился, умудрившись выбрать для этого девочку, игравшую Шмакову. Девочка была на два года старше, на голову выше, но нельзя сказать, чтобы любовь была совсем уж безответной, и помнится, мы очень мило общались. Разумеется, настолько мило, насколько позволял детский возраст.
В пятнадцать лет я написал школьное сочинение "Один день нашей Родины", которое случайно прочёл мой отчим Ролан Быков. Он пришёл в ужас и громко кричал, что я или полный идиот или жертва образовательной системы. Чтобы выяснить наверняка, он поставил передо мной маленькую черепашку склеенную из ракушек и потребовал написать про неё рассказ.
- Что угодно, всё, что сочтешь нужным, - объяснил он, - главное, чтобы она не "ковала у тебя в общем улье мощь и процветание страны".
Написанный в стиле фельетона рассказ понравился отчиму, и так выяснилось, что я не идиот, а жертва. Я же смекнул, что достаточно время от времени писать небольшие рассказы, и можно спокойно бить баклуши, не боясь воспитательных бесед отчима, который то и дело усаживал меня перед собой и объяснял, что я должен учиться и думать, кем хочу стать, а не прожигать жизнь, шляясь до позднего вечера непонятно с кем и оглушая себя хэви металом. Полтора десятка написанных за три года рассказов подарили мне относительную свободу, а по окончании школы сыграли решающую роль при выборе института. В 1987 году я поступил во ВГИК на сценарный.
Мастер курса Александр Александров в первый же день сказал, что учить нас ничему не будет и сдержал слово. Он заставлял писать, требовал к определённому сроку определённое количество страниц, но никогда не анализировал текст и не требовал что-то менять или переделывать.
- Пишите, что хотите. Чтобы научиться писать, нужно писать - ничего больше, - объяснял он.
Не знаю, как другие, но я за такую учёбу бесконечно благодарен. Систематическая необходимость что-то писать дисциплинировала и приучала к столу, но если бы в то же время мою девятнадцатилетнюю голову загрузили понятиями "инициирующее событие", "драматические перипетии", "прогрессия усложнений" и прочими, необходимыми для сценариста терминами, институт я бы никогда не закончил. Спасибо вам, Александр Леонардович, огромное!
На третьем курсе мне посчастливилось снова оказаться на съемочной площадке, причём в главной роли. В институте проходил кастинг и немецкий режиссёр Максим Дессау выбрал меня для роли советского военнопленного в своём дебютном фильме "Женщина у позорного столба", названного потом "ПЕРВАЯ УТРАТА". При росте 187 сантиметров я весил 64 килограмма, и лучшей кандидатуры на роль военнопленного не было не только в институте, но, пожалуй, во всей Москве. Фильм снимался на студии DEFA, и я укатил на четыре месяца в Германию бриться налысо, косить пшеницу косой, доить корову и получать за это по сто социалистических марок в день. Звёздная болезнь не ударила мне в голову по одной единственной причине - к тому времени отчим и Александров крепко вбили мне в голову, что работать - это писать, а всё остальное - баловство, особой гордости не заслуживающее. Я снимался в главной роли, выходил в семь утра на площадку, меня поливали водой, возили пятнадцать дублей на телеге с конским навозом, а я постоянно думал: "Я не работаю... Я ничего не пишу... Я не работаю..." Самобичевание хорошо ложилось на роль, и отражение внутренней муки на лице моего героя очень нравилось режиссёру. Роль, по его мнению, я исполнил прекрасно. Может и так - в 1991 году мы получили за фильм Гран-при на международном фестивале в Сан-Ремо.
В 1992 году я благополучно закончил ВГИК с дипломным сценарием, ставшим наброском к написанной позже повести. Сценарий многим нравился, но я знал, что это всего лишь одна двадцатая той истории, которая должна быть написана. Именно должна - хочется мне её писать или нет. Писать не хотелось, хотелось переписывать видеокассеты, получая за это лёгкие деньги, гулять с девушками и веселиться с друзьями. Но идея написать повесть не отпускала, и к началу 1993 года стала вопросом "быть или не быть". Я понял, что нужно или сейчас же садиться писать и не вставать из-за стола, пока не будет поставлена финальная точка, или забыть про эту идею и про само дело как таковое, оставив его в прошлом на уровне ученических опусов. Не сочтите за преувеличение, но второй вариант ужасал, как мысль о самоубийстве. О друзьях, кассетах и девушках пришлось забыть. Повесть забирала все силы, и я полтора года прожил в четырёх стенах фактически взаперти. Финальная точка была поставлена летом 1994 года, окончательная редакция закончена к весне 1995. В июле 1996 года повесть была опубликована в журнале "Октябрь" и удостоена премии журнала за лучший дебют. Издавать книгу я не хотел, чувствуя необходимость написать прежде ещё одну полноценную вещь. Вторая вещь была написана только в 2002 году."
* Жена Павла Санаева модель Алена Фомина намного его младше, но он этого совсем не замечает, потому что считает свою вторую половинку очень мудрой женщиной, общаться с которой для него сплошное удовольствие. Павел женился относительно поздно, когда уже почти отчаялся найти девушку, которая бы устроила его во всех отношениях, как совершенно случайно, придя в кафе с другом отметить премьеру выхода своего фильма «На игре» не увидел там симпатичную девушку.
Когда они разговорились, эффектная брюнетка Алена оказалась, к тому же, еще и очень интересным собеседником. Спустя шесть месяцев после знакомства Павел и Алена поехали отдыхать на Кипр, где и было сделано предложение руки и сердца, на которое Алена ответила согласием совсем не задумываясь. Павел решил, что это судьба. Через два года после свадьбы жена Павла Санаева родила дочку, чем осчастливила не только своего супруга, но и его маму – актрису Елену Санаеву. Когда дочке исполнилось пять месяцев, Алена поехала вместе с ней следом за их папой в Анапу, где он был в служебной командировке.
Она вообще старается расставаться с супругом, как можно меньше, да и он плохо представляет, как прожить продолжительное время без Алены и дочки Вероники. Павел говорит, что он может общаться с женой беспрерывно, и это очень важный показатель, характеризующий их взаимоотношения, потому что с другими людьми он не может общаться подолгу. Жена Павла Санаева до сих не оставила работу моделью, и это его вполне устраивает, Санаев говорит, что совсем не ревнует Алену, потому что полностью доверяет своей жене. Но работа моделью для Алены лишь временное явление – недавно она, окончив институт, стала преподавателем русского языка и литературы.
Павел начал замечать, что жена во многом похожа на его маму, она стала ему таким же другом и соратником. Алена не всегда скрупулезно следит за порядком в доме, и может иногда не убрать на место свои вещи, но Павла это не пугает. Наоборот, он старается привыкнуть к этому, потому что знает, когда в их доме появятся дети, беспорядка будет еще больше, поэтому готов смириться с этим неудобством. Они с женой планируют завести не менее трех детишек, поэтому у Вероники в будущем должны появиться братья и сестренки. Когда есть время, Павел сам помогает жене по хозяйству, ведь он долго жил холостяцкой жизнью и за это время научился многим хозяйственным делам.
Каунасский блюз 2004
Последний уик-энд 2005
Нулевой километр 2007
Похороните меня за плинтусом 2008
На игре 2009
На игре 2. Новый уровень 2010
Джерри 2012