Информация
Родился: 15 мая 1891 г., Киев, Российская империя
Умер: 10 марта 1940 г., Москва, СССР

Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Михаил Булгаков родился в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. В семье было семеро детей.
В 1909 году Михаил Булгаков закончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года — получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

В 1913 году М. Булгаков вступил в свой первый брак — с Татьяной Лаппа.…

Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Михаил Булгаков родился в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. В семье было семеро детей.
В 1909 году Михаил Булгаков закончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года — получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

В 1913 году М. Булгаков вступил в свой первый брак — с Татьяной Лаппа. Их денежные трудности начались уже в день свадьбы. По воспоминаниям Татьяны, это ощущается явственно: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже — я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье — пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. …Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой после церкви ехали в карете. На обеде гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего — нарциссов…»

Отец Татьяны в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги в их кошельке быстро растворялись, так как Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит — ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“»

После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме.
С 1917 года он стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года М. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как врач-венеролог. В это время М. Булгаков перестаёт употреблять морфий.
Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. В конце августа 1919 года, по одной из версий, М. Булгаков был мобилизован в Красную армию в качестве военного врача; 14-16 октября в ходе уличных боёв перешёл на сторону Вооруженных сил Юга России и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.
В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем — в Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка воевал на Сев. Кавказе. Активно печатался в газетах (статья «Грядущие перспективы»). Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года заболел тифом и из-за этого не смог уйти в Грузию, оставшись во Владикавказе.
В конце сентября 1921 года М. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). В это же время он опубликовал отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.
В 1923 году М. Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898—1987), которая в 1925 году стала его новой женой.
С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом прошла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину, несколько раз посещавшему её представления. В своих выступлениях И. Сталин то соглашался с тем, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш», то утверждал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте положительное для коммунистов (письмо В. Биллю-Белоцерковскому, опубликованное самим Сталиным в 1949 г.). Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и многие другие.
В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира».
В 1928 году М. Булгаков ездил с женой на Кавказ, посетил Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году прошла премьера пьесы «Багровый остров». У М. Булгакова возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей и последней женой в 1932 году.
К 1930 году произведения Булгакова перестали печататься, пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. В 1935 году Булгаков выступил на сцене МХАТ как актёр — в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Театральный роман» («Записки покойника»), где выведены многие сотрудники театра под изменёнными именами.
В январе 1932 года И. Сталин (формально — А. Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТ, это разрешение не распространялось.
Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 году, после почти пяти лет репетиций. После семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. После статьи в «Правде», Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». Дружил с Исааком Дунаевским.
В 1939 году М. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой об И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе. С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у него гипертонический нефросклероз. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начал диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита».
С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.
М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Булгакова связывали дружеские отношения с В. В. Вересаевым, М. А. Волошиным. Булгаков уважал Б. Л. Пастернака. Однажды на именинах у жены драматурга Тренёва, его соседа по писательскому дому, Булгаков и Пастернак оказались за одним столом. Пастернак с особенным каким-то придыханием читал свои переводные стихи с грузинского. После первого тоста за хозяйку Пастернак объявил: «Я хочу выпить за Булгакова!» В ответ на возражение именинницы-хозяйки: «Нет, нет! Сейчас мы выпьем за Викентия Викентьевича, а потом за Булгакова!» — Пастернак воскликнул: «Нет, я хочу за Булгакова! Вересаев, конечно, очень большой человек, но он — законное явление. А Булгаков — незаконное!».
Анна Ахматова после смерти писателя написала стихотворение «Памяти М. А. Булгакова» (март 1940 года).
Роман «Мастер и Маргарита» был впервые опубликован в журнале «Москва» в 1966 году, спустя двадцать шесть лет после смерти автора, и принес Булгакову мировую известность. Посмертно был также опубликован «Театральный роман» («Записки покойника») и другие произведения Булгакова.

Библиография

Романы

1924 — Белая гвардия
1962 — Мольер (Жизнь господина де Мольера)
1965 — Театральный роман (Записки покойника)
1940 — Мастер и Маргарита

Повести и рассказы
Более ста произведений, в том числе:

1913 — Огненный змей
1919 — Советская инквизиция
1921 — Смерть Иоанна Грозного
1922 — Уплата вовремя
1923 — Записки на манжетах
1924 — Богема
1925 — Роковые яйца
1926 — Пропавший глаз
1927 — Морфий
1939 — Детский рассказ
1968 — Собачье сердце
1973 — Типаж

Пьесы

1921 — Сыновья Муллы
1924 — По телефону
1924 — Сильнодействующее средство
1925 — Зойкина квартира
1925 — Кулак бухгалтера
1926 — Дни Турбиных
1927 — Багровый остров
1930 — Кабала святош (Мольер)
1955 — Александр Пушкин (Последние дни)
1962 — Бег
1962 — Дон Кихот
1965 — Иван Васильевич
1965 — Полоумный Журден (Мольериана в трех действиях)
1966 — Блаженство (Сон инженера Рейна в четырех актах)
1971 — Адам и Ева
1977 — Батум
1986 — Война и мир
1986 — Мертвые души

Киносценарии

1983 — Ревизор
1987 — Мертвые души

Статьи

1919 — Грядущие перспективы
1921 — С.П. Аксенов (35 лет служения сцене)
1922 — «Из ничего создаем!» 3-й Государственный авторемонтный завод
1922 — Когда машины спят. 1-я ситцевая фабрика в Москве
1922 — Москва краснокаменная
1922 — Рабочий город-сад (Закладка 1-го в Республике рабочего поселка)
1922 — Юрий Слезкин (силуэт)
1923 — В театре Зимина (Наброски карандашом)
1923 — В школе городка III Интернационала
1923 — Золотистый город
1923 — Ноября 7-го дня (Как Москва праздновала)
1923 — Путевые заметки. Скорый № 7. Москва — Одесса
1924 — В часы смерти (От нашего корреспондента)
1924 — Часы жизни и смерти (С натуры)
1925 — Путешествие по Крыму
1973 — Мне приснился сон

Сборники

1925 — Дьяволиада
1925 — Записки юного врача
1926 — Рассказы библиотеки «Смехач»
1926 — Трактат о жилище
1928 — Роковые яйца

Прочие произведения

1922 — «Знаменосцы грядущих боев». День 3-го сентября
1922 — Автоклавы нужно получить, а корпус достроить
1922 — Американские рабочие отдают нам свой труд
1922 — Безобразия на заводе «Яриг»
1922 — Братский подарок немецких рабочих
1922 — Бывший Зингер. Гос. механический завод в Подольске
1922 — Вагонно-ремонтный завод московского трамвая
1922 — Государственный завод минеральных и фруктовых вод № 1
1922 — Дело идет
1922 — Дело расширяется
1922 — Инжектора. У немецких эмигрантов на инженерном заводе
1922 — Красный флаг. Как шли бои в Париже
1922 — На Красной площади
1922 — От мая к маю. 5-летие комячейки на фабрике быв. Сиу. Май 1917 — май 1922.
1922 — Поднятая целина. Подольск
1922 — Почему закрывают. Механический завод Гознака
1922 — Присяга на площади Революции
1922 — Словарь русских писателей
1922 — Там, где лечат паровозы. Государственный завод «Паро-ремонт» в Подольске
1922 — Трудовой праздник на заводе «Динамо»
1922 — Чайные кружки из старых жестяных банок. 2-й механический завод Межрабпрома
1922 — Электрофикация Москвы. 1000 человек дают 10 000 лошадиных сил
1922 — Эмигрантская портняжная фабрика
1925 — Автобиография 1924 года
1925 — Восстановите платформу!
1930 — Письмо правительству СССР
1931 — Письмо И.В. Сталину
1936 — Письмо в редакцию
1980 — Минин и Пожарский
1988 — Пётр Великий
1988 — Рашель
1988 — Чёрное море
1990 — Под пятой (Мой дневник 1923 года)
1994 — Юбилейное заседание

Незаконченные произведения

1991 — Курс истории СССР

Премии
Номинант
1999 г. — Премия SFinks (Книга года, Мастер и Маргарита)
Интересные факты

• С детства Булгаков был страстным читателем, и, по свидетельству старшей сестры, в восьмилетнем возрасте прочитал «Собор Парижской Богоматери». При этом с детства имея исключительную память, многое из прочитанного запоминал наизусть.
• Булгаков хранил театральные билеты на все спектакли, которые посещал.
• По сообщению вдовы писателя, Елены Сергеевны, последними словами Булгакова о романе "Мастер и Маргарита" перед смертью были: "Чтобы знали… Чтобы знали".
• На могилу мужа Елена Булгакова положила глыбу из гранита – Голгофу, служившую ранее подножием креста, ранее стоявшего на могиле писателя Гоголя до его перезахоронения.
• Однажды Булгакову пришлось отсасывать ртом через трубочку дифтеритные пленки из горла тяжелобольного мальчика.
Одна из пленок попала в рот самого врача, от страшной боли могла спасти только инъекция морфия. Шприц со спасительным раствором принес покой и отдых от несносной боли. Прошло несколько дней, Булгаков вылечился, и необходимость в морфии отпала, но доктор не спешил отказываться от чудесного действия белого кристаллического порошка. Более того, Булгаков стал принимать его два раза в день. Через какое-то время Булгаков мог писать только после дозы, он садился за стол и начинал писать, пытаясь передать то, что открывалось тогда его мысленному взору. К счастью через некоторое время Булгакову удалось выбраться из сладкого рая. Жена Булгакова вовремя заметила нездоровую привязанность писателя к наркотику.
• В 1936 Булгаков зарабатывал переводами и написанием либретто для Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа. Когда была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 название "Мастер и Маргарита", писатель уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене Е.С.Булгаковой. Работа над романом была закончена в феврале 1940, за месяц до смерти писателя.

Экранизации

1968 — Bekstvo
1970 — Бег
1971 — La fuite
1971 — Don Kihot i Sanco Pansa
1972 — Пилат и другие - Фильм на Страстную пятницу
1972 — Мастер и Маргарита / Il maestro e Margherita
1973 — Иван Васильевич меняет профессию
1976 — Собачье сердце / Cuore di cane
1976 — Дни Турбиных
1977 — Le uova fatali
1977 — Boldogság
1978 — Molijer
1988 — Кабала святош
1988 — Собачье сердце
1990 — Мастер и Маргарита / Mistrz i Malgorzata
1990 — История болезни
1991 — Incident in Judaea
1991 — Красный остров
1991 — Pilát Pontský, onoho dne
1991 — Записки юного врача
1994 — Мастер и Маргарита
1995 — Роковые яйца
1998 — Bekstvo
2000 — Зойкина квартира
2003 — Театральный роман
2005 — A mester és Margarita
2005 — Мастер и Маргарита
2008 — Морфий
2012 — Белая гвардия
2012 — Записки юного врача / A Young Doctor's Notebook
2012 — The Master and Margarita. From Once Till All Over

geimgerl1 поделилась мнением о книге «Мастер и Маргарита» 3 недели назад
Моя оценка:
очень интересная история
Представлять читателям роман Булгакова "Мастер и Маргарита" нет необходимости. Его называют "шедевром мировой литературы", "самым загадочным романом 20-го века", "великим", даже - "закатным" и прочее, прочее... Его исследуют филологи, восхищаются или ругают читатели, о нем пишут песни, снимают фильмы. А вот иллюстрации к этому роману требуют комментария. Они созданы известным художником-иллюстратором Андреем Карапетяном. Он работает в стиле "символизм". Поэтому его рисунки - это не только...
Ирина № 72 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Мастер и Маргарита» 4 месяца назад
Моя оценка:
Представлять читателям роман Булгакова "Мастер и Маргарита" нет необходимости. Его называют "шедевром мировой литературы", "самым загадочным романом 20-го века", "великим", даже - "закатным" и прочее, прочее... Его исследуют филологи, восхищаются или ругают читатели, о нем пишут песни, снимают фильмы. А вот иллюстрации к этому роману требуют комментария. Они созданы известным художником-иллюстратором Андреем Карапетяном. Он работает в стиле "символизм". Поэтому его рисунки - это не только...
Лиса Элис № 7 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Жизнь господина де Мольера» 5 месяцев назад
не оторваться
познавательно
Моя оценка:
«Жизнь господина де Мольера» (1932 – 1933, опубл. 1962) – одно из своеобразнейших произведений выдающегося отечественного писателя и драматурга Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940). Романизированная биография Мольера, основанная Булгаковым на известных ему документальных свидетельствах, стала, в силу личности главного героя и его чаяний, произведением глубоко личного свойства – писатель повествовал не только о Мольере, но и о себе. Именно это и задержало на десятилетие приход книги к...