Поэтому, прежде всего, никогда не подавляйте. Что бы это ни было, это есть. Примите его, и пусть оно приходит – пусть встанет перед вами. Но просто сказать «Не подавляйте» недостаточно. С вашего позволения я бы сказал: «Подружитесь с ним». Вам грустно? Подружитесь с грустью, почувствуйте к ней сострадание. У грусти тоже есть суть. Примите ее, обнимите, посидите с ней, подержите ее за руку. Будьте дружелюбны. Любите ее. Грусть прекрасна. В ней нет ничего плохого. Кто сказал вам, что грустить – это плохо? На самом деле лишь грусть дарит глубину. Смех поверхностен, счастье не проникает глубже вашей кожи. Грусть доходит до самых костей, до мозга костей. Ничто не проникает так же глубоко, как грусть.
Поэтому не переживайте. Останьтесь с грустью, и она приведет вас к вашему сокровенному центру. Вы можете прокатиться на ней и узнать нечто новое о своем существе, то, чего никогда не знали. Это может открыться только в состоянии грусти, оно никогда не откроется в состоянии счастья. Темнота так же хороша, темнота так же имеет божественную природу. Не только день принадлежит Богу, но и ночь.
Вы просто сидите, ничего не делая. Все есть молчание, все есть покой, все есть блаженство. Вы постигли божественное, вы постигли истину.
Будда не является человеком концентрации, он человек осознанности. Он не пытается сузить свое сознание, напротив, старается отбросить все преграды, чтобы стать тотально доступным существованию.
Странно, что ученые-логики продолжают отрицать, что у человека есть внутренний мир. Они принимают внешнее, но отрицают внутреннее, принимают все вещи, что есть у них дома, и отрицают самих себя.
Я слышал, что ирландские атеисты, увидев, что верующие открыли службу «Молитва по телефону», открыли такую же! Они же атеисты, но этот соревнующийся ум… Они тоже открыли службу «Молитва по телефону». Когда им звонят, никто не отвечает.
Ваш ум и ваше тело – не два явления.
Всегда помните об этом. Не говорите «физиологический процесс» или «умственный процесс». Они не два, но части единого целого. Все, что вы делаете с телом, влияет на ум. Все, что вы делаете с умом, влияет на тело. Они не отдельны, они едины.
Физиологические и психические процессы – не два, они одно целое, и вы можете начать с любой стороны, чтобы оказать воздействие на другую и изменить ее.
На самом деле, многие люди живут у себя в голове, или, если у них чуть больше мужества, у себя в туловище.
Чем глубже вы погружаетесь в себя, тем шире открывается перед вами весь мир. А если его нет внутри вас, то и снаружи вы его не увидите, такова закономерность.
Если хотите делать одновременно две формы – пожалуйста, тогда усилие будет более интенсивным. Если хотите делать одновременно все три – делайте. Тогда возможности появятся быстрее. Все зависит от вас, от того, что вам дается легко.
Помните: что легко, то правильно.
Два человека — это два конечных существа, поэтому их встреча не может быть бесконечной, она не может длиться вечно. И это больно, это беда всех браков, это беда всех любящих, они не могут быть с любимым человеком всегда. Мы объединяемся лишь на какой-то момент и затем вновь расходимся на определенное расстояние, между нами возникает пробел, промежуток. Расстояние вызывает боль, быть разделённым больно, боль приводит к отчаянию и бессилию. Постепенно начинает казаться, что это партнёр отдаляется. И тогда начинают расти гнев и раздражение на партнёра.Но знающие люди сказали бы, что два человека по сути своей — два отдельных индивидуума. Они могут спровоцировать короткую встречу, но они не могут быть вместе всегда. Именно эта боль порождает постоянные конфликты между влюблёнными, каждый их них начинает бороться с тем, кого любит больше всего. Напряжение, борьба, отвержение постепенно заполняют пространство их отношений, потому что каждому из них начинает казаться, что тот, кого они любят, не хочет быть вместе. И оба испытывают чувство неполноценности, ощущение, что им чего-то недостаёт. Двое людей не могут встретиться на уровне «всегда». [...]
Быть животным — блаженство, потому что это свобода, глубочайшая свобода, вы сами выбираете, что делать и куда двигаться.
[...] религиозные люди довели мир до плачевного состояния. Их намерения были благими, но их разум — это разум идиотов.
В конечном итоге, все желания одинаковы, потому что желание означает, что вы не удовлетворены тем, что у вас есть. Желание — это недовольство. По существу, желание — это тоска по тому, чего нет. По существу, желание — это жалоба относительно существования. Вы говорите: «Я хочу быть не таким. Это не тот дом, я хочу жить в другом, и это не та женщина, которую я бы хотел любить, я хочу, чтобы меня любила другая. Я не могу быть доволен этим миром, этим обществом, этим телом, этим умом».Желание означает неудовлетворённость, желание означает ожидание лучшего будущего, надежду на то, что где-то есть место, в котором вас всё будет устраивать. Желания означают: «Я не в ладу с миром как таковым, поэтому я надеюсь на другой мир, с которым буду в ладу». Но вы не сможете быть в ладу ни с одним из миров, потому что постоянно учитесь лишь одному, тому, как не быть в ладу.Вы не были в ладу с этим миром ни вчера, ни позавчера. В вашем детстве не было гармонии между вами и миром. В молодости вы не были в гармонии. В старости вы тоже не в ладу. Вы надеетесь: «Завтра я буду в ладу со всем, что меня окружает, и всё, что меня окружает, будет в ладу со мной». Но всю жизнь вы учитесь, тренируетесь не быть в ладу. Завтра так и останется всё тем же вчера.На языке хинди «вчера» и «завтра» обозначаются одним словом. Это очень показательно — одно слово для того и для другого! Вчера мы называем kal, и завтра мы тоже называем kal. Это просто означает, что завтра будет всё тоже, что и вчера, будущее есть лишь повторение прошлого. Поэтому не нужно ждать будущего, какой смысл ждать повторения прошлого?Отсутствие желаний означает пребывание здесь и сейчас, означает удовлетворение: всё хорошо так, как есть, всё, что происходит, — единственно возможный путь в существовании на данный момент. И другого пути нет, иначе быть просто не может. Жизнь именно такая, и предназначена она для бытия. Вдруг вы ощущаете мир и покой, как внутри, так и снаружи.
Когда ты начнёшь любить свою пустоту и радоваться ей, ты увидишь, что твоё внутреннее пространство наполнено благоухающими лотосами; они плавают в озере пустоты.
Однако, если вы решили совершить утреннюю прогулку со своим мужем , и он говорит: «Посмотри на эту женщину. Как она прекрасна!» — то у вас уже проблема: «Как он смеет говорить такое!» В действительности не происходит ничего плохого, и вы должны быть счастливы, что ваш муж живой, энергичный, в здравом уме человек. Слава богу, он не превратился в унылого зануду! Вы должны быть счастливы, что он молод и жизнерадостен, что его глаза горят, что он чутко воспринимает красоту.
Любовь не имеет ничего общего с отношениями, любовь — это состояние.
[...] чем больше человек растёт, тем больше он страдает.
Если женщина ни разу не была дикой, она не может быть и красивой, потому что чем более она необузданна, тем более она жива.
Что бы ни происходило — всё хорошо.
Начинать нужно не с попыток изменить себя, – прежде всего нужно попытаться познакомиться с собственным существом: кто живет у тебя внутри? Посмотри на этого гостя, который к тебе пришел… – в дом твоего тела. Какой-то незнакомец живет в твоем теле; незнакомец из запредельного пришел в твое тело. Это и есть ты! Просто смотри, наблюдай, медитируй, осознавай это. Отбрось всякие попытки изменить себя. Вложи всю энергию в то, чтобы познать себя, – и из этого познавания произойдет рост. А этот рост вернет тебе подлинное лицо. Ты должен быть только собой. Ты должен быть только тем, кто ты уже есть.
Начни доверять себе – это основной урок, первый урок. Начни любить себя. Если ты не любишь себя сам, кто еще будет тебя любить? Но помни, что если ты любишь только себя, твоя любовь будет очень бедной.
Великий еврейский мистик Хиллель сказал: «Если ты не заботишься о себе, кто о тебе позаботится?» А также: «Если ты заботишься только о себе, какой смысл может быть в твоей жизни?» – очень важные слова. Помни: люби себя. Потому что если ты не любишь себя, тебя не сможет любить никто другой. Никто не может любить человека, который себя ненавидит.А на этой несчастной земле почти каждый ненавидит себя, каждый осуждает себя. Сможешь ли ты любить человека, который себя осуждает? Он тебе не поверит. Он сам не может любить себя, а ты – как ты смеешь? Он сам не может любить себя, а ты – как ты можешь? Он заподозрит какой-то подвох, какую-то уловку, какую-то ловушку. Он заподозрит, что под прикрытием любви ты пытаешься его обмануть. Он будет очень настороженным, недоверчивым, и его подозрения отравят твое существо.Если ты любишь человека, который себя ненавидит, ты пытаешься разрушить его представление о себе. Никто так просто не расстается с представлением о себе; оно удостоверяет, кто он такой. Этот человек будет сопротивляться, он докажет тебе, что он прав, а ты ошибаешься.Вот что происходит во всех любовных отношениях – позвольте мне сказать, в так называемых любовных отношениях. Это всегда происходит между мужем и женой, между влюбленными, между мужчиной и женщиной. Как ты можешь разрушить представление другого человека о себе? Это все, что он знает о себе; это его эго, это его личность. Если ты все это у него отнимешь, он не будет знать, кто он. Это слишком рискованно; нельзя так легко отбросить представление о себе. Он тебе докажет, что он недостоин любви, что он достоин только ненависти.
Не спрашивай меня, что важнее, быть собой или познать себя. Я понимаю, откуда идет этот вопрос: в знаменитой максиме Сократа говорится: «Познай себя», – а одно из величайших открытий современной психологии гласит: «Будь собой». Отсюда вопрос: что важнее?Сократ не такой человек, которого можно отнести к прошлому. Иногда бывают люди, которые всегда будут оставаться современными. Сократ из тех людей, которые всегда будут оставаться современными. Когда он говорит: «Познай себя», – в этих словах подразумевается: как можно познать себя, не будучи собой? Так что, если ты хочешь познать себя, тебе придется быть собой. Это две стороны одной монеты.Но, для начала, будь собой, – потому что в тебе многое было перепутано и нарушено, многое было перевернуто и смещено, многое было вообще у тебя отнято. Твое существо покрыто множеством слоев личности, поэтому тебе придется проделать с ним то же самое, что делают с луковицей: начни его чистить, как луковицу. Когда ты чистишь луковицу, стоит тебе снять один слой, как под ним обнаруживается следующий, более свежий, более живой. Ты снимаешь и его, но под ним – еще один, еще более свежий и живой… Так же и ты: многослойная личность покрывает тебя как луковая шелуха.Английское слово personality – личность – весьма примечательно. Оно происходит от корня persona. В греческом театре актеры играли в масках и говорили из-под маски. Sona значит «звук». Persona значит «звук, исходящий от маски». Неизвестно, кто скрывается под маской, слышен только звук, и звук доносится от маски. От этого слова, persona, происходит английское слово «личность» – personality. Так и есть на самом деле: твоя личность, в буквальном смысле этого слова, не что иное, как великое множество масок. И все, что ты делаешь и говоришь, исходит от маски; ничто из этого не твое собственное, ничто не несет твоей истинной подписи.Итак, сначала отбрось все свои личности.
Люди живут так глупо. Кто-то, например, беспрерывно ест, – доктора запрещают, все говорят об опасностях переедания, – и какое этот человек получает удовольствие? Вкус ощущает только маленький участок языка; как только пища минует этот участок, вы больше не чувствуете вкуса, не получаете удовольствия. Это же сущая глупость! Но люди гонятся за всеми возможными удовольствиями, не сознавая даже, что тратят впустую драгоценное время. За это самое время кто-то мог стать Гаутамой Буддой, за это самое время кто-то мог стать Сократом. То же время, та же энергия, тот же потенциал… А вы растрачиваете все это в погоне за совершенно бессмысленными вещами.