Книга монаха Симеона Афонского «Девять слов» включает девять глав, каждая из которых состоит из кратких поучений или определений, необходимых для того, чтобы человек прозревал в духовной жизни, учился добродетелям, достигал совершенства в Господе.
Каждое из девяти слов (о молитве, о мире, об уме, о рассуждении, о послушании, о смирении, о Свободе, о Спасении, о Любви) состоит из ста пятидесяти трех высказываний (сентенций). И это не случайно: каждая из глав ассоциируется с рыбой, пойманной апостолом Петром: «Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три» (Ин. 21. 11). Эти «духовные рыбы» должны стать для читающего пищей его ума. Такая пища укрепляет и духовно услаждает. Однако рыбы должны быть «поджарены», то есть высказывания (сентенции) усвоены умом и исполнены делом.
Книга написана как поучение Старца своим ученикам. Ведь Старец, когда «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил» его «от закона греха и смерти» (Рим. 8. 2), очищает для учеников «бездны» ума, наполняя их водой Духа, «и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там» (Иез. 47. 9).
Жизнь в Боге это свобода от мира. Искренняя Свобода есть забвение человеческого. Искреннее забвение человеческого и преходящего есть божественная Любовь. «Божественная Любовь требует предельной униженности, – пишет монах Симеон, – поэтому она труднодостижима и возвышенна». Именно словом о Любви завершается книга Симеона Афонского, так как Любовь есть безпредельное обожение, самая большая рыба в «сетях» ума, которая никогда не бывает пойманной, но сама ловит ум неводом Царствия Небесного (см. Мф. 13. 47), ибо если ум «ставит сеть, сам будет уловлен ею» (Сир. 27. 29).
Когда Господь взял «пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу» (Мф. 14. 19), люди собрали после трапезы «кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов» (Мк. 6. 43), ведь «Любовь невозможно раздать до конца – чем больше отдаешь, тем больше остается». «Девять слов» – необходимейшее приношение современному человеку, сердце которого стремится к встрече с Богом, но всегда откладывает. Не важно, монах ли этот человек, или живет в миру, – та духовная требовательность, которой пропитаны высказывания, призвана пробудить в нем твердое желание измениться в Боге, «умереть за Любовь, чтобы начать жить».