«Я считаю кружево одной из красивейших когда-либо созданных имитаций фантазии природы… Я не думаю, что любое другое изобретение человеческого разума могло иметь настолько изящное или точное происхождение». Габриель Шанель, «L’Illustration», 1939
Цвет - один из фундаментальных элементов восприятия мира.
Наилучший возможный признак цвета - когда никто из тех, кто его видит, не знает, как назвать его.
Джон Рёскин дал ужасающее описание того, как начинается психотический срыв: «Большой черный кот выпрыгнул из зазеркалья».
Поиск новых, более ярких красок - основа истории живописи от доисторических времен до нынешних дней.
Старые мастера относились к краскам не так, как их современные собратья по цеху. Некоторые красители того времени вступали в реакцию друг с другом, поэтому художникам, выстраивая композицию, приходилось держать в голове список потенциально разрушительных комбинаций, не допуская, чтобы эти красители накладывались друг на друга или соприкасались на холсте.
Считается, что Рембрандт получал свои сложные, темные тени шоколадного оттенка, просто соскребывая остатки всех красок со своей палитры, смешивая их и перенося полученный колер на холст – настолько много различных пигментов обнаруживается при анализе цветовых слоев его живописи.
Ведущие модернисты и минималисты от знаменитого японского архитектора Тадао Андо до Кельвина Кляйна и Джонатана Айва из Apple охотно полагались на высокомерную силу белого. (Стив Джобс сначала был против волны белых гаджетов, которую Айв собирался обрушить на рынок к началу тысячелетия. Но потом согласился на фирменные наушники и клавиатуру в оттенке «лунного серого» – мы воспринимаем их белыми, но на самом деле они имеют очень слабый бледно-серый тон.)
Пурпур неожиданно стал доступен любому по приемлемой цене, но по такой же приемлемой цене стали доступными и тысячи других оттенков. Доступность убивает благоговение – и пурпурный стал таким же цветом, как и все остальные.
Таким образом, цвет стоит считать субъективным культурным явлением: попытка утвердить значимые точные универсальные названия для всех оттенков всех цветов имеет не больше смысла, чем построение системы координат для мечты.
В XX веке с серебром связывали мечты о будущем, космических путешествиях и прогрессе.
В третьем издании «Нового международного словаря» от Merriam-Webster 1961 года можно найти другие потрясающе невразумительные определения цветов.Бегония (цвет) — это «глубокий розовый, который синее, светлее и насыщеннее, чем средний коралловый, синее, чем фиеста, синее и насыщеннее, чем турецкая гвоздика». Ляпис-лазурь — «скромный синий, более красный и тусклый, чем средний copen, и более красный и глубокий, чем азурит, дрезденский синий или помпадур».
Позднее тех, кто производил красители и торговал ими, стали называть москательщиками.
Существует два способа смешения цветов - аддитивный и субтрактивный. При аддитивном смешении световые волны разной длины объединяются, создавая новые цвета; результатом их сложения в конце концов становится белый свет.
Исследовав более 200 тыс. галактик и обнаружив, что Вселенная в целом окрашена в оттенок бежевого, двое учёных немедленно принялись искать для него (бежевого) более яркое имя. Предположения включали big bang buff и "небесная кость". В конечном счёте, выбор пал на "космическое латте".
Красные чернила настолько широко использовались для заглавий и подзаголовков, что такая практика породила новое слово – «рубрика», от латинского rubric, то есть красная охра.
Странным, но очень уместным, похоже, образом этот цвет эволюционировал из цвета овец до цвета овцеподобных. Ни от одного другого оттенка так не разит стадным чувством вялого вкуса потребительства. Нет ничего удивительного в том, что маркетологи Dulux предпочитают не замечать его: бежевый – это слишком скучно.