художник обязан знать своё ремесло во всех его низменных подробностях. как ты можешь требовать, чтобы подмастерье затем и выровнял для тебя стену, если сам не умеешь приготовить штукатурку?
— Почему это невозможно для тебя, а Рафаэлю все дается так легко? Он тоже исполняет большую работу, и с высоким мастерством, и все же он каждый день бывает на обедах то в одном, то в другом дворце, ужинает с близкими друзьями, ходит на спектакли и только что купил чудесный дом в Трастевере для своей новой дамы сердца. Ты не будешь оспаривать, что он живет полной жизнью. Заказы предлагают ему чуть ли не каждый день. И он ни от чего не отказывается. Почему же он все это может, а ты нет?
— Честно говоря, ваше преосвященство, я не знаю, как вам это объяснить. Для Рафаэля работа над произведением искусства — это вроде яркого весеннего дня в Кампанье. Для меня — это трамонтана, холодный ветер, дующий в долины с горных вершин. Я работаю с раннего утра до наступления темноты, потом при свечах или масляной лампе. Искусство для меня — это мучение, тяжкое и исступленно радостное, когда оно удается хорошо. Искусство держит меня в своей власти постоянно, не оставляя ни на минуту. Когда я вечером кончаю работу, я опустошен до предела. Все, что было у меня за душой, я уже отдал мрамору и фреске. Вот почему я не могу тратить своих сил ни на что другое.
— Даже тогда, когда это в твоих же жизненных интересах?
— Самый жизненный мой интерес — это как можно лучше исполнить свою работу. Все остальное проходит как дым.
Произведение искусства делает частное всеобщим. Время же придает произведению искусства вечность.
Идеи — это естественная функция ума, как дыхание у легких. Может быть, идеи приходят от Бога.
Разве это не лучший способ - исчислять время по тому, чем оно заполнено?
Любовь изобрел Бог. Она прекрасна.
— А вдруг нас искушает дьявол?
— Дьявол — это изобретение человека.
— Но разве нет на свете зла?
— Все, что безобразно, есть зло..
Любовь не требует объяснения. — Она повернулась и, привстав, обвила его шею своими длинными гибкими руками. — Любовь требует, чтобы ею наслаждались..
Не довершайте же переворота в искусстве. Оставьте что-нибудь и на долю тех, кто пойдет по вашим стопам
Отдых исцеляет все, — сказал доктор.
— За исключением старости..
Гнев — лучшее топливо, какое я только знаю. Горит и не сгорает.
Человек должен быть художником не потому, что он может им быть, но лишь потому, что он не может не быть им..
Формы были великолепны, но где сущность?.
Микеланджело склонялся к мысли, что возвышенную одухотворенность Христа надо связывать не с телесной его хрупкостью, а с непреложностью и вечностью его учения..
Талант достается недорого, дорого обходится служение искусству. Оно будет тебе стоить всей жизни.
— А на что же иное нужна наша жизнь?.
удовольствие — одна из самых важных вещей в жизни, столь же важная, как еда, питье или искусство..
Если бы любовь к Христу отвращала женщин от любви к живым мужчинам, итальянский народ давным-давно бы вымер..
Великие и подлинно достойные люди извлекают из бедствия новую отвагу и становятся еще сильнее»..
у искусства есть враг, и имя ему — невежество».
Его святейшество хотел теперь, чтобы Микеланджело расписал свод Сикстинской капеллы — самого неуклюжего и безобразного, самого дурного по конструкции, самого забытого господом архитектурного сооружения во всей Италии..
В искусстве любое произведение — автопортрет.
Идеи — это естественная функция ума, как дыхание у легких
Все люди рождаются с задатками таланта, но у большинства так быстро тухнет этот огонь.
Искусство – это удел тех, кто без него всю жизнь испытывал бы страдания
Вся сила в единственном законе, который гласит: надо выжить.
«Терпи! Когда рождается человек, с ним рождается и его работа»..