Том Вулф — журналист и писатель, пионер направления «новая журналистика» в литературе.
Родился 2 марта 1931 года в Ричмонде, штат Виргиния, США. Отец Вулфа, Томас Кеннерли, был учёным в области сельского хозяйства и писал для журнала Southern Planter. Мать, Хелена, на момент рождения сына была студенткой первого курса медицинского факультета. Ещё в детстве Том мечтал стать профессиональным писателем — в девять лет он пробовал написать биографию Наполеона, однако в итоге написал и проиллюстрировал работу, посвящённую Вольфгангу Амадею Моцарту.
Учился в епископальной школе для мальчиков им. Святого Кристофера в Ричмонде, где был редактором местной газеты. Был полупрофессиональным игроком в…
Том Вулф — журналист и писатель, пионер направления «новая журналистика» в литературе.
Родился 2 марта 1931 года в Ричмонде, штат Виргиния, США. Отец Вулфа, Томас Кеннерли, был учёным в области сельского хозяйства и писал для журнала Southern Planter. Мать, Хелена, на момент рождения сына была студенткой первого курса медицинского факультета. Ещё в детстве Том мечтал стать профессиональным писателем — в девять лет он пробовал написать биографию Наполеона, однако в итоге написал и проиллюстрировал работу, посвящённую Вольфгангу Амадею Моцарту.
Учился в епископальной школе для мальчиков им. Святого Кристофера в Ричмонде, где был редактором местной газеты. Был полупрофессиональным игроком в бейсбол. В 1951 году закончил Университет Вашингтона и Ли, где являлся сооснователем журнала Shenandoah. В 1957 году получил докторскую степень по специальности «Американистика» в Йельском университете.
Первый опыт работы в качестве журналиста Вулф получил в 1956 году, сотрудничая с газетой The Republican. Первое признание к писателю пришло спустя пять лет — работая штатным журналистом газеты The Washington Post, он получил премию Гильдии издателей периодической печати за обзор революции на Кубе. Одновременно с этим Вулф получил награду за юмор, которым представители Гильдии издателей сочли его эксперименты с использованием элементов беллетристики в репортажах.
В 1962 году Вулф переехал в Нью-Йорк и приступил к работе в газете New York Herald Tribune, однако стремительно набирающую обороты карьеру молодого журналиста потрясла Нью-йоркская газетная забастовка 1962 года. Спасением для него стал главный редактор журнала Esquire Байрон Доубелл , согласившийся отправить Вулфа в Калифорнию, чтобы тот написал серию репортажей о культуре форсированных автомобилей.
Написанный по заказу Доубелла материал был настолько велик, что писатель попросту не видел возможности связать текст воедино, о чём и сообщил редактору. В ответ Доубелл попросил Вулфа прислать ему то, что было у журналиста на руках, и, вырезав из полученной рукописи первую фразу, «Уважаемый Байрон», опубликовал весь остальной текст эссе без изменений, оставив предложенный Вулфом вариант названия — «Ур-ра! Ур-ра! Вот она — та самая Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка!». После публикации Вулф продолжил записывать свои впечатления от увиденного в Калифорнии, и его эссе нашли отражение в публикациях для Esquire, New York Herald Tribune и Harper’s Bazaar. Итогом возросшей популярности работ Вулфа стал выход в 1965 году его первой книги, издателем которой выступили Farrar, Straus and Giroux. Книга, представлявшая собой сборник работ Вулфа, получила немного видоизменённое название включённого в неё эссе — «Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка». Выход сборника считается днём рождения «новой журналистики».
Книга стала бестселлером и утвердила Вулфа в роли главного экспериментатора от литературы в жанре документальной прозы — в новообразованном течении Вулф стал восприниматься не иначе как мастер. Основной идеей данного направления писатель видел построение документального описания человека или группы после интенсивного наблюдения и глубокого интервьюирования с использованием литературных приёмов и техник писателей-реалистов, смешанных с реконструированными драматическими сценами.
Год спустя, в 1966 году, Вулф решил написать о сущности культа «кислотного калифорнийского хиппи» Кена Кизи и начал работу над «Электропрохладительным кислотным тестом». Как писатель признался позже, он принимал непосредственное участие только в ряде описываемых событий, а другие воссоздавал на основе интервью с членами коммуны Весёлых Проказников, вокруг которых и строится сюжет книги, а также на основе документальных данных — писем, фотографий, аудио- и видеозаписей. Книга была выпущена спустя два года, в 1968 году, и получила много положительных отзывов со стороны критики. По версии Института журналистики имени Артура Л. Картера при Нью-Йоркском университете, она входит в список 100 лучших работ по журналистике в Соединённых Штатах Америки XX века.
В 1975 году, после ряда работ, посвящённых контркультуре 60-х, Вулф вернулся к критике искусства в книге «Раскрашенное слово», где изобразил искусство «зашоренной деревней» законодателей моды. Успех предыдущих двух книг дал писателю карт-бланш на публикацию книг на любую тему, и Вулф заинтересовался современным искусством. Книга представляет из себя собрание критики искусства Вулфа — писатель рассуждает о современном искусстве 1970-х, авангарде, Энди Уорхоле, Виллеме де Кунинге и Джексоне Поллоке. Первоначально материал был частично опубликован в Harper’s Magazine, а в 1975 вышел отдельной книгой.
В дополнение к своим представлениям о новой журналистике совместно с редактором Э. У. Джонсоном Вулф написал книгу «Новая журналистика». Книга включила в себя ряд работ известных американских публицистов — Трумена Капоте, Хантера Томпсона, Нормана Мейлера, Гэя Талезе, Джоан Дидион и некоторых других, объединённых общей идеей экспериментов в журналистике с использованием различных писательских техник. Помимо этого в «Антологию» вошли несколько статей самого Вулфа, посвящённых романистам, журналистам и их творчеству.
В 1978 году Том Вулф женился на Шейле Бергер — на момент помолвки являвшейся арт-директором Harper’s Magazine.
По состоянию на начало 2011 года писатель работает над своей четвёртой художественной книгой, рабочее название которой — «Back to Blood». Действие романа будет разворачиваться в Майами, основной темой станет проблема эмиграции. Из-за плохих продаж романа «Я — Шарлотта Симмонс» Вулфу пришлось разорвать длительные отношения с издательством Farrar, Straus and Giroux, выпустившим 13 книг писателя, — издателем для готовящейся к выпуску книги выступили Little, Brown and Company.
Романы
1987 — Костры амбиций / The Bonfire of the Vanities
1998 — Мужчина в полный рост / A Man in Full
2004 — Я — Шарлотта Симмонс / I Am Charlotte Simmons
2012 — Голос крови / Back to Blood
Документалистика
1968 — Электропрохладительный кислотный тест / The Electric Kool-Aid Acid Test
1970 — Критика современной политики в кругу нью-йоркских знаменитостей / Radical Chic & Mau-Mauning the Flac Catchers
1975 — Критика современного искусства / The Painted Word
1979 — Битва за космос ( = Нужная вещь ) / The Right Stuff
1980 — In Our Time
1981 — From Bauhaus to Our House
1982 — The Purple Decades
Сборники эссе
1965 — Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка / The…
Романы
1987 — Костры амбиций / The Bonfire of the Vanities
1998 — Мужчина в полный рост / A Man in Full
2004 — Я — Шарлотта Симмонс / I Am Charlotte Simmons
2012 — Голос крови / Back to Blood
Документалистика
1968 — Электропрохладительный кислотный тест / The Electric Kool-Aid Acid Test
1970 — Критика современной политики в кругу нью-йоркских знаменитостей / Radical Chic & Mau-Mauning the Flac Catchers
1975 — Критика современного искусства / The Painted Word
1979 — Битва за космос ( = Нужная вещь ) / The Right Stuff
1980 — In Our Time
1981 — From Bauhaus to Our House
1982 — The Purple Decades
Сборники эссе
1965 — Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка / The Kandy-Colored Tangerine Flake Steamline Baby
1968 — The Pump House Gang
1973 — Новая журналистика и Антология новой журналистики / The New Journalism
1976 — Mauve Gloves & Madmen, Clutter & Vine
2000 — Hooking Up
Белый костюм
Белый костюм (как символ «джентльмена с юга») стал отличительной чертой стиля Вулфа после 1962 года — писатель обратил внимание, что окружающие с удивлением реагируют на человека в белом в разгар зимы, и стал носить его постоянно. «Это [ношение костюма] делает меня человеком с Марса», — отмечает писатель. Вулф воспринимает себя критически настроенным денди — в белом костюме, подчёркивающем данную роль. Кэтрин Капута отмечает здесь интересный факт: выбранный писателем стиль в точности дублирует манеру одежды Марка Твена; другое мнение выдвигает Нэт Брандт, относя популяризацию образа мужчины, носящего исключительно белые пиджаки, к американскому архитектору Бенджамину Генри…
Белый костюм
Белый костюм (как символ «джентльмена с юга») стал отличительной чертой стиля Вулфа после 1962 года — писатель обратил внимание, что окружающие с удивлением реагируют на человека в белом в разгар зимы, и стал носить его постоянно. «Это [ношение костюма] делает меня человеком с Марса», — отмечает писатель. Вулф воспринимает себя критически настроенным денди — в белом костюме, подчёркивающем данную роль. Кэтрин Капута отмечает здесь интересный факт: выбранный писателем стиль в точности дублирует манеру одежды Марка Твена; другое мнение выдвигает Нэт Брандт, относя популяризацию образа мужчины, носящего исключительно белые пиджаки, к американскому архитектору Бенджамину Генри Маршаллу.
Вулф в искусстве
Картина кисти американского художника Эверетта Кинстлера была написана в 2002 и позже передана в дар Национальной портретной галерее женой Вулфа Шейлой. Картина была включена в выставку «Американцы двадцатого века». С Вулфом Кинстлер познакомился в 1964 году, когда художник писал портрет астронавта Скотта Карпентера, а Вулф собирал материал для книги «Битва за космос».
Том Вулф в «Симпсонах»
Вулф появляется в восемнадцатом сезоне популярного сериала The Simpsons, в серии Moe’N’a Lisa, выпущенной 19 ноября 2006 года. В эпизоде высмеивалась преданность Вулфа к белым пиджакам — испачканный шоколадом, писатель незамедлительно снимает его, обнаруживая точно такой же, надетый под ним. Комментируя своё появление в сериале, Вулф сказал: «Это единственная телевизионная программа, которую я смотрю».
1973 — Последний американский герой / The Last American Hero
1983 — Парни что надо / The Right Stuff
1990 — Костёр тщеславий / The Bonfire of the Vanities