Российская колонизация была внутренней. У нас калечили не какие-то заморские колонии, а собственную страну. Меньшая часть общества всегда грабила ресурсы другой, огромной ее части. Это вранье, что между дворянами и крепостными была патриархальная идиллия. Это было сожительство патрициев и рабов.
Потом возникла другая форма колонизации. Пара столиц и десяток крупных городов питались ресурсами нищий провинции. В одном "сосуде" сияли витрины изобилия, в другом сменяли друг друга голодоморы. Это большевистская и сталинская дуальность - снова между сосудами мало общего.
Возник новый разрыв двух противоположных реальностей. Один полюс - города, где на столе по праздникам осетрина и виноград, а на кухне в ходу рецепты из "Книги о вкусной и здоровой пище". Другой полюс - деревня, где работали за трудодни, где рожались сплошь рахитные дети, где до середины 1960-х не было не только электричества, но даже и паспортов у граждан(!) страны. Иллюзия единства страны держалась на оболочке идеологии, которую вдалбливали старшим поколениям партийные профессора. Оболочка лопнула в 1990-х, и выяснилось, что в России на самом деле две страны!
Сегодня их по-прежнему две. Вопрос не в том, "есть ли жизнь за МКАДом". Она там есть. В традиционном секторе, в тысячах городах и городишек страны едят досыта, там есть мобильники, кока-кола и иномарки. Но оттуда по-прежнему не выберешься, там по-прежнему не заработаешь. Там нет грамотной рабочей силы, чтобы привлечь капитал современного сектора. Главная поддержка для людей - собственная среда, микросоциум.
С одной стороны - столица и крупные нефтянные и промышленные центры, с другой - Тамбов или Ржев, деревни, населенные пункты - слово-то какое! - Калмыкии или Алтая. В них все разное: технологии, ценность рубля, доступ к информации, понятия справедливости и закона. Тяжкий исторический багаж, который надо изживать, но к его анализу еще никто не подступался.
Так и остается загадкой, почему укоренилось в российском сознании убеждение "что немцу хорошо, то русскому смерть". Понятное желание видеть свою страну великой оборачивается дикими идеями о том, что рассчитывать на чужие деньги - позорно и опасно. Но ведь в этом и состоит искусство государства и задача экономического управления - заставить чужие деньги работать на свой народ. Вместо этого его страшают "западными ценностями". Дешевка ведь это, но как любят ее повторять лидеры нашего парламента - Госдумы.