Маленький человек думает, что маленькие добрые дела не приносят ему пользы, и он не делает их; и что маленькие злые дела не причиняют вреда, и он не отстраняется от них. Поэтому его злоба растет до тех пор, пока ее уже невозможно скрывать, а его вина становится столь большой, что ее уже невозможно скрывать, невозможно простить…
Согласно древним традициям, китайские поэты всегда пытаются избежать повторения одного и того же слова даже в стихотворениях, в которых несколько тысяч иероглифов.
Европейцев часто называли «океанскими дьяволами», причем это прозвище сохранялось за ними до самого последнего времени. В буддийской религии демоны ада изображались с рыжими волосами и зелеными глазами. Неудивительно, что к европейцам относились как к представителям сатаны, ведь многие из них были блондинами со светлыми глазами.
Дао, который может быть выражен словами, не является вечным Дао; имя, которое можно произнести, не является вечным именем. Без имени – это начало небес и земли; с именем – это мать всех вещей. Только тот, кто лишен всякого желания, может осознать его духовную сущность; тот же, кто является рабом своих желаний, видит только его внешние признаки…
Не вылезайте вперед, и вы окажетесь впереди; держитесь в стороне, и вы окажетесь в самом центре. Добродетель не бросается в глаза, поэтому за нее не осуждают.
Тот, кто принижает себя, сохранит свою целостность. Тот, кто склоняется, выпрямится. Тот, кто пуст, будет наполнен. Тот, у кого много, потеряет все.
Великий Путь гладкий и ровный, однако люди предпочитают идти тропинками и обходными путями.
Как можно сказать, что человек лишен человечности и справедливости? Он просто потерял свои добрые чувства точно так же, как лишились жизни деревья. Если на человека нападают день за днем, может ли его сердце сохранить свою доброту? И даже если так, под влиянием свежего утреннего воздуха и силы жизни, которая не иссякает ни днем ни ночью, человек развивает в своем сердце желания и стремления, свойственные всем людям. Но скоро эти добрые чувства истощаются и уничтожаются под влиянием сил дня. Так, истощаясь снова и снова, они мучаются, пока целительное влияние ночи не перестает поддерживать в них жизнь. И в конце человек приходит к состоянию, мало чем отличающемуся от состояния животных и птиц, и, видя его таковым, другие люди начинают считать, что у него никогда не было добрых чувств. Но разве такова природа человека?
Древние институты власти создавались, чтобы управлять древним обществом, и поэтому не могут быть использованы в настоящих условиях. Поэтому мудрый человек даже не пытается создать тщательно обустроенные и спланированные системы. Он использует то, что хорошо для управления страной именно сегодня; но это не означает, что подобное будет хорошо и завтра. Времена меняются, условия жизни тоже.
Даосизм был, по сути, антиконфуцианством, однако альтернативы идеям конфуцианства, которые он предлагал, были скорее нацелены на то, чтобы видоизменить, а не победить конфуцианство. Когда даосские мудрецы призывали «мобилизовать внутренние силы», они предлагали альтернативу конфуцианскому акценту на «приобретенные общественные силы»; когда даосы призывали своих последователей избегать стремления к недостижимому и ничего не делать, они лишь пытались заменить этим призывом конфуцианский идеал бесконечного самосовершенствования.