Дэвид Гребер, американский антрополог, анархист, один из активных участников движения Occupy Wall Streat, написал весьма интересный текст «Бредовая работа: трактат о распространении бессмысленного труда».Гадамер обозначил, что вопрос обладает особой важностью по отношению к ответу. Он направляет мысль. Ценность текста Гребера как раз заключается в том, что он задается правильными вопросами и предлагает обратить внимание на феномен, долгое время остававшийся в тени. — Что такое бредовая работа? Определение понятия. — Бредовость — характеристика аксеологического поля. Не случайно Гребер много внимания уделяет размышлениям о понятиях «ценности» и «ценность». Под ценностью он понимает экономическую, материальную значимость. Под ценностями - элементы нематериальной значимой сферы (семейные ценности, религиозные ценности и так далее). При рассмотрении феномена бредовой работы, необходимо обращать внимание не на материальное вознаграждение, а на нематериальную значимость как для работника, так и для всего человечества. Можно зарабатывать мало, но заниматься осмысленным и ценным трудом. Можно зарабатывать много, но иметь работу, от исчезновения которой никто бы не пострадал. Дэвид Гребер под бредовой работой понимает работу, которая является настолько бессмысленной и даже вредной для общества, что даже сам работник не может оправдать ее существование, хотя в силу условий найма он чувствует необходимость притворяться, что это не так.С одной стороны, проблема заключается в том, что бредовая работа вообще существует. С другой стороны, тенденция к росту числа людей, занимающихся бредовой работой, опасна и вредна для социума. — В чем опасность распространения бредовой работы? —Бредовая работа — проблема не только личная, но и социальная. При этом личный пласт легко тянет за собой социальный и наоборот. Человек не может быть счастливым, если ему приходится значительную часть жизни тратить на дела, которые никому не приносят пользы, а иногда даже приносят вред (например, в случае если суть работы заключается в навязывании каких-то услуг и стимулировании избыточного потребления). Это не проблема отдельного индивида. Мы не можем просто сказать «Займись-ка ты чем-то другим». Потому что зачастую человеку придётся выбирать из двух зол: есть значимая работа, за которую очень мало платят и бредовая, которая позволяет выживать или даже отлично жить. Так уж вышло, что учитель младших классов зарабатывает меньше сотрудника, который занимается тем, что должен улучшать атмосферу в офисе и поддерживать корпоративный дух. Когда многие члены общества заняты на брендовых работах, это обостряет социальные конфликты — те немногие, кому удаётся заниматься чем-то осмысленным, действительно значимым и при этом хорошо зарабатывать, становятся предметом зависти. Кроме того, бредовая работа сильно влияет на психическое состояние человека. Вплоть до того, что может привести к развитию депрессии и психосоматических реакций организма. При этом современный социум сконструирован таким образом, что не смотря на рост числа брендовых должностей, люди не только не объединяются для того, бороться с таким положением дел, но даже не особо охотно озвучивают его. Феномен бредовой работы остаётся неизученным. Неудивительно, что одной из основных целей написания своей книги Дэвид Гребер видит в том, чтоб привлечь внимание к этой проблеме. — Бредовая работа как один из основных признаков посткапитализма — Дэвид Гребер — анархист, которому некоторые приписывают авторство лозунга «Мы - 99%». Эта фраза прекрасна своей смысловой объемностью: с одной стороны, мы — те 99%, которые не относимся к 1% «господ», владеющих 99% ресурсов, с другой стороны, мы — тоже ресурс, которым владеют. Гребер не только не пытается выступать исключительно как антрополог, он подчеркивает — книга имеет политическую цель. Современная цивилизация — цивилизация построенная на работе. И это занятость особого типа. Такая работа не только не похожа на работу человека во времена феодализма. Она не похожа даже то, чем занимались бы люди, если бы мы могли говорить о занятости в рамках классического капиталистического строя. Гребер отмечает, что часто сталкивается с критикой своей теории, согласно которой бредовой работы с каждым годом будет становиться всё больше. Он пишет, что многие люди не верят в то, что капитализму может быть выгодно увеличивать количество людей, которые получают зарплату за деятельность, имеющую минимальный результат, а иногда и вовсе лишь за видимость работы. Гребер настаивает на том, что мир устроен сложно. Нынешний формат труда не был сконструирован сознательно, но когда он появился, людям, находящимся у власти, стало удобным использовать его в политических целях. С одной стороны, можно вспомнить мысль Маркса, согласно которой для существования капитализма, необходима резервная армия безработных. С другой стороны, значимость для любой политической силы лозунга «Больше рабочих мест» сложно переоценить. Кроме того, глобализация настолько усложнила процесс производства, что потребовалось постоянно увеличивать количество офисных сотрудников, которые бы его сопровождали. В том числе и тех, кто должен отбиваться от растущего числа бюрократов, необходимых для государственного регулирования. В условиях классического капитализма важно нанять минимальное число работников и платить им как можно меньше. А вот если рассмотреть ситуацию с бредовой работой в логике феодализма, то всё станет на свои места. В рамках той самой логики феодализма экономические и политические соображения совпадают. Именно это характерно и для функционирования современных крупных корпораций. Феодалу невыгодно держать возле своих владений толпы озлобленных безработных, рискуя спровоцировать таким поведением восстание. Лучше дать этим людям немного денег за какую-то работу, чтоб они были в системе и под присмотром. Современная ситуация, которую можно назвать посткапитализмом, это синтез феодализма и классического капитализма. Бредовую работу следует считать одним из основных признаков последнего. — Есть ли выход из ситуации?—«Бредовая работа» Дэвида Гребера интересна в том числе и тем, что автор предлагает возможный вариант выхода из сложившейся ситуации, хотя сам он подчеркивал, что больше любит обращать внимание на проблемы, чем навязывать какие-то из решения. Особенно если учесть, что те, кто действительно может здесь и сейчас повлиять на ситуацию, едва ли имеют желание это делать. Гребер акцентирует внимание на том, что феномен бредовой работы активно захватывает мир, но сложно представить митинг против неё или какую-то общественную организацию, которая бы взялась за борьбу с этим явлением. По мнению Гребера, решить проблему можно с помощью безусловного базового дохода. Человек, которому нравится его работа, работает не только и не столько ради зарплаты. Он делает это ради самоуважения, развития, чтоб получить удовольствие. Никто не откажется от работы, которая радует. Но безусловным базовым доходом могли бы воспользоваться те, кто ощущает свою работу бессмысленной и кого гнетёт это ощущение. По мнению Гребера намного больше пользы для каждого отдельного человека и общества может быть от того, кто начнет дома изучать Спинозу, выращивать цветы, переслушает всю немецкую классическую музыку или выучит какой-то иностранный язык, чем от людей, которые продолжат заниматься чем-то для галочки или чтоб стимулировать потребление. «Бредовая работа» Гребера интересна тем, что проливает свет на феномен, которому уделяется мало внимания. Ещё одним ее достоинством является то, что в ней автор предпринимает попытку описать и объяснить посткапитализм.
К недостаткам книги можно отнести рыхлость структуры. С одной стороны, структура есть: сразу Гребер даёт определение бредовой работе и пытается описать суть феномена, потом классифицирует виды бредовой работы, затем переходит к историческому экскурсу и рассуждениям о феодализме и капитализме, а потом завершает текст блоком про безусловный доход. При этом средняя часть книги самая хаотичная. Хотя именно в ней хотелось стройности и чёткости, так она кажется самой важной. Начало и финал книги отвечают на вопросы «Что происходит?» и «Что с этим делать?». Мне же интересней всего было увидеть ответ на вопрос «Почему это происходит?», так как что именно ответ на этот вопрос позволяет максимально углубиться в рассуждения о тех вопросах, которые я назвала выше. Мои рецензии на книги в Telegram
Судя по всем этим случаям, основная разница между государственным и частным сектором заключается не в способности порождать больше или меньше бестолковой работы. Она даже не в том, какую именно бестолковую работу они генерируют. Главное отличие в том, что обычно в частном секторе бестолковую работу контролируют намного строже.
<...> давать людям незначительные задания, оправдывая тем самым их существование рядом с вами, и создавать благодаря этому впечатление собственной значимости - традиция с долгой и славной историей.
В большинстве отраслей предложение растёт намного быстрее спроса, так что теперь производят спрос.
Раз мы находимся в ситуации, когда, чтобы что-то продать, нужно сначала хитростью заставить людей поверить, что это им нужно, то, я думаю, сложно утверждать, что эта работа не бредовая.
Мало что может быть менее приятным, чем ситуация, когда тебе приходится, вопреки своей природе, убеждать других сделать то, что противоречит их здравому смыслу.
Между чертежами, схемами, планами и их реализацией всегда есть определенный зазор; следовательно, всегда будут люди, которым придется вносить необходимые коррективы. Эта роль становится бредовой, когда план очевидно не может сработать. Как если бы домовладелец, обнаружив протечку в крыше, решил бы, что нанимать кровельщика для починки слишком хлопотно, вместо этого подставил бы под нее тазик и нанял на полную ставку человека, чтобы тот периодически выливал воду.
Комиссия по расследованию фактов - это способ заявить обществу, что правительство занято тем, чего оно на самом деле не делает.
По всему миру экономика постепенно превращается в огромную машину по производству бессмыслицы.
Карл Маркс однажды заметил, что до промышленной революции никому, судя по всему, и в голову не приходило написать книгу о том, при каких условиях можно достичь наивысшего уровня общего богатства. В то же время многие писали книги о том, при каких условиях будут созданы наилучшие люди, то есть как лучше всего организовать общество, чтобы производить таких людей, которых хотелось бы видеть рядом в качестве друзей, возлюбленных, соседей, родственников или сограждан. Этот вопрос беспокоил Аристотеля, Конфуция и Ибн Хальдуна – и в конечном счете по-прежнему только этот вопрос действительно важен. Человеческая жизнь – это процесс, посредством которого мы, будучи людьми, создаем друг друга, и даже самые ярко выраженные индивидуалисты становятся индивидами благодаря заботе и поддержке своих товарищей. А «экономика», в конце концов, – это просто способ обеспечить себя необходимыми для этого материальными ресурсами.