Сегодня, когда мы хотим убедиться, что система является квантовой, мы должны показать, что с ее помощью можно производить нелокальные корреляции, другими словами, что с ее помощью можно победить в игре Белла. Сегодня нарушение неравенств Белла — это характерная черта квантового мира.
В некоторых кругах и сегодня модно говорить, что мы стоим перед выбором перед нелокальностью и нереализмом. Услышав это, мы первым делом должы определить, что имеется в виду под нереализмом (имея в виду. что нелокальность означает «то, что невозможно описать, используя лишь локальные сущности»). К несчастью, я не могу объяснить вам, что такое нереализм. По моему ощущению, это что-то вроде психологического выхода: те, кто не может принять нелокальность, прячутся в своего рода интеллектуальное убежище, как некоторые швейцарцы готовы исчезнуть в своих ядерных бункерах, как только зазвучат сирены. Это все очень здорово, но однажды им придется вернуться.
А мультивселенная, напротив, не оставляет надежды на открытый мир.
Аристотел говорил о двух существенных ингредиентах — о содержании и о форме. Сегодня физики говорят о веществе и о физическом состоянии.