Не жалей о том, что прошло, – ни о плохом, ни о хорошем. Живи сейчас. Даже если немало дров наломал, ты можешь сделать счастливыми, многих утешить. О них думай, на них смотри. Во все глаза смотри на то, что есть, отпуская то, что было. Не проморгай того, что теперь, что близко дыханием и взглядом. То живое, что рядом, – более право, чем все прекрасное и вожделенное в прошлом или будущем. Для прошлого – тихая грусть, для грядущего – озорное и нетерпеливое любопытство, для тех, кто рядом, – объятия и поцелуи и море нежности, которое плещется только в настоящем.
не примеряй на себя прошлое, его больше нет – ни плохого, ни хорошего. Не жалей об ушедшей юности, не скорби об упущенных возможностях, о несделанном, о несказанном – отпусти, забудь. Прошлого нет. Нет и будущего. Я – только здесь и однажды. Живи сейчас. Люби сегодня. Радуйся с теми, кто рядом. Не примеряй на себя чужую жизнь, ведь жизнь тебя вчерашнего уже не твоя.
Обиженным и униженным быть очень приятно, а иногда даже и выгодно. И самое отвратительное, что может придумать человек, – это прикрывать и оправдывать свою страсть Евангелием. Почему святой назвал этот недуг сладострастием? Потому что обида – это процесс, это не статичное состояние. Если ты в ней задержишься дольше положенного, незаметно можно пересечь черту, когда тебе уже начинает нравиться быть обижаемым и угнетенным, и это сладострастие так накрывает человека, что он уже сознательно ищет повода к мучению, как пьяница бутылку. Таким людям невыносим покой и счастье. Дай им прекрасного мужа, они постепенно превратят его в «жестокого деспота». Родись у них внимательный сын, он непременно станет «неблагодарным тираном» и «жестокосердым мучителем». Эти люди способны обратить в ад все, что их окружает, – дом, монастырь, учреждение. Мне не хочется писать о них подробно, потому что их портретами «увешаны» романы Достоевского.
Мысль о посте всегда будит легкую грусть. Нет, не о мороженом и пирогах я жалею. Хотя чувствуется вина и перед ними. Будто в спину тебе, уходящему с головой в аскезу, слышится кроткий упрек: «На кого же ты нас покинул? Кто тебя пожалеет – одинокого, голодного?» Говорящие пироги! Доведенное до отчаяния мороженое! Как же я без вас? Как вы без меня? Сырные плюшки, стыдливые кексики, обманутые торты. Когда еще увидимся? Но как же без поста? Ведь это время для духовного труда. А если я не буду трудиться, совсем пропаду. Простите, милые сердцу торты, потерпите, плюшки, преданное до последнего мороженое, верь в меня, будут у нас еще светлые деньки!
Доброта - плод титанических усилий. Быть хорошим человеком очень тяжело. Кто пробовал - знает.
Потому что святой человек - это прежде всего человек благодарный, а самый очевидный признак благодарного сердца - это когда вам очень нравится жить. Ведь Господь для того и создал нас - чтобы мы жили и получали от этого радость. Живым - все хорошо! Быть - это хорошо! Жить - хорошо!
Есть сознательные обидчики. Но большинство людей обижают других не из злобности, а потому что им очень плохо. Единственный способ поделиться своей болью - обидеть другого. Несчастные люди! Их никто не научил состраданию! Сострадать - это не только сочувствовать больному, но еще и уметь делиться своей болью с другими так, чтобы никого не "оцарапать". Поэтому не торопитесь обижаться!
Быть добрым и быть сильным - одно и то же.
Учитель заходит в класс. Дети встают. Зачем? Какая в этом польза? Дети проявляют уважение к учителю. Уважение - категория духовной жизни человека. Почему духовной - потому что это состояние духа, его не видно, пока оно не облечется в тело знака. Уважение должно быть означено, проявлено, оно должно обрести форму, оформиться в осязаемый символ, жест, духовный опыт должен обрести воплощение в понятном людям образе.Знак необходим там, где человек переживает значительное, значимое событие. Значительное должно быть означено.
Постмодернизм - это кризис перепроизводства знаков. Помните? Значительное должно быть означено. А если знаков много, а значительного мало? Если за знаками нет значимого, нет значительного? Если все это не свидетельства подлинного и непреходящего, а маски, полые внутри? Вот и не удивительно, что приходит кому-то мысль, будто и нет ничего значительного, и все разговоры про справедливость, правду, истину и честь не более чем игра в слова, и все вокруг - карнавал пустых знаков в утомленном мире, не знающем ни пророков, ни добродетелей, ни святых, ни злодеев.
Неудача и поражение дают нам более адекватное представление о том, как устроен мир, но, пожалуй, самое главное, этот опыт знакомит нас с собой. Поражение - опыт самопознания, освоение пределов и границ.
Надо уметь говорить "нет". Иначе вы узнаете все ужасы дружбы из жалости, любви из сочувствия, фальшивой радости и натужных восторгов. А самое противное - превратитесь в безотказную куклу, которой все вертят, как хотят, но никто не уважает.
Потому что сначала – опыт, потом – понимание, и вера приходит вслед за Встречей, которую никто не ожидает, которую нельзя запланировать или заказать. Но только так мы и становимся верующими – лично встретив Бога, застигнутые Им врасплох. И оттого так тревожно и радостно идти к Причастию – на свидание с Богом, понимая, с Кем ты увидишься, Кому причастишься, Кто навсегда останется с тобой.
Надо всего лишь зайти в храм, и Бог выйдет к тебе навстречу. Это так просто.
ведь это так просто – убедиться в том, что есть Бог на свете, – подойди к Чаше и просто причастись.
Наша жизнь – подарок, точнее, целая гора подарков и гостинцев, которые мы не только примеряем на себя, но и дарим другим – друзьям, любимым, детям, Богу.
Нельзя удерживать сердце. Скованное сердце высыхает.
Хороший подарок, как дорогое вино, требует времени, любви и терпения. Настоящий подарок должен быть выстрадан. Это наука, которой учатся долго и кропотливо, и счастлив тот, кто найдет себе учителя.
И большое счастье, если вы однажды проснетесь и поймете: никто, оказывается, и не требует эту лямку жизни тянуть, Господь от меня этого не хочет, и не нужно тонуть в водке или же уходить из Церкви, чтобы найти искомую радость жизни - в Церкви, в жизни перед очами Божиими. Ты только успокойся, угомонись, оглянись вокруг и позволь себе быть самим собой, таким, как Господь тебя задумал - святым, добрым и веселым.
Христос - детский Бог. Он - наставник доброты и учитель незлобия. Только доброта делает богоподобным. Если выбор между добротой и справедливостью, - будь со Христом! - останься с добротой, спаси и себя, и эту измученную землю от ненависти!
Ибо - что наша жизнь без кошек? Кошки - это меховые цветы. Из них можно собирать букеты. И благословенны руки тех, кто утешает братьев наших меньших и заботится об этих "цветах". И я горячо верю, я убежден: ваши кошки обязательно замолвят за вас словечко перед Богом.
Люди должны плакать. Люди должны смеяться. Это делает нас человечнее. И если вы плачете от обиды, скажите спасибо: кто-то напомнил вам, что у вас есть сердце.
Наместник, бывало, спросит: - Что там Фермопил делает? - Уважает! - Ну, хоть чем-то занят.
Так стал единственным православным архимандритом, который еще и языческий бог.