Обед семьи в поле всегда проходил по известному правилу, от начала до конца, с аккуратного розлива борща по берестяным чашкам до разламывания горбушки хлеба руками. Этот процесс передался от дальних предков, сохранил в себе многолетние традиции: садись, где стоишь, бери столько, чтобы съесть всё, не бросай недоеденный хлеб и благодари Бога за пищу. В этом смысл жизни: работать, принимать пищу и отдыхать так, как этому научила природа. Это и есть истоки духа, силы, настойчивости и терпения сибиряков.
Человек жив трудом своим. Без деяний и удовлетворения от проделанной работы он бесполезная пылинка на большой дороге вечности.
Кто-то всегда должен быть на голову выше толпы. Неписанное правило существует в любой группе людей, занимающихся общим делом. Без этого нельзя. В любой стае есть свой вожак.
Девчата и парни тянутся друг к другу, как подснежники к солнцу.
Зависть, как известно, без глаз: никогда не видит, каким трудом и горбом достается щедрый урожай. Трудно понять, что крестьянину надо ежедневно вставать до восхода солнца, а ложиться с приходом темноты, пахать поле до тех пор, пока лошадь от усталости не упадет, соскребать поздним вечером с пропитанной потом рубахи соль. Цену труду знает только тот, кто прожил крестьянские будни и помнит, сколько стоит одна подкова для лошади и как сложно достать молотилку.
Кто не успел запасы сделать, тому до следующей весны поясок на пузе туже подтягивать приходилось.
У хороших хозяев еда на первом месте! А как иначе? Не полопаешь, не потопаешь!
Любому сыну отцовское, мужское слово важнее слёз матери. Женские слёзы делают мальчика слабым и безвольным, а пример достойного отца куёт характер будущего мужика.
Чистое солнце над распадком стянуло с мельничного пруда одеяло тумана. Вершины хвойных деревьев проткнули линию горизонта острыми, древнерыцарскими пиками. Первый иней посеребрил покатые горы. Покраснели, словно смущённые невесты, кудрявые рябины, пожелтели медовыми сотами стройные берёзки. В Гремучую долину пришла осень.
Охотник верит в приметы природы и знамения, которые ещё никогда и нигде не подводили его своими предупреждениями.
В тайге всё просто. Для охотника зверь – добыча. Человек – друг. Так было всегда, это впитывается с молоком матери. Открытая, восприимчивая душа свободолюбивого народа совершенно не подготовлена к обману и коварству.
В мире природы всё взаимосвязано: за порой листопада всегда наступает пора первоснежья. Об этом знают все, кто живёт в тайге. Однако наступление этой поры сравнимо с некоторым торжеством, необъяснимым волнением души, окрылёнными чувствами, сопоставимыми с приходом весны или жаркого лета, потому что в круговороте природы нет лишних времён года.
Ченка была под стать отцу: трудолюбивая, настойчивая, честная, добрая и по-детски наивная и доверчивая. Как и подобает женщине – тем более молодой матери, она одновременно выполняла сразу несколько дел. Находясь в чуме, готовила обед, тут же шила дочери маленькую дошку, теребила на подсыпку труху, колола дрова, топила снег и услужливо выполняла просьбы Егора. Всё это девушка делала быстро, как бы заученно, с улыбкой, как будто работа была для неё не бременем сложившихся обстоятельств, а некоторым праздником в кругу своих сверстников. Егор поражался её энергии, ловкости рук, выносливости и, наконец, терпению. Ченка – что таёжный родник, такая же живая, свежая, чистая. Для старателя это было удивительно, невероятно. Может быть, в другое время он бы не поверил рассказам людей о жизни тунгусов в тайге. Но как можно не верить своим глазам?
Все может быть проще, чем это кажется. Всегда так бывает: Великое всегда просто!
Бездумная человеческая жадность не знает границ между святостью и падением. Ступая на этот путь, человек обрекает себя на Великий грех перед человечеством в целом, у которого покровитель и защитник Всевышний. Нарушение заповедей никогда не проходит бесследно. В определенное время отрицательные поступки догонят грешного человека. Винить в этом Бога нельзя. Бог не наказывает, а предупреждает. В своих даяниях человек наказывает себя сам.
У каждого человека есть свои духовные ценности! Не надо на них руку налагать, себе дороже будет. Бог един, он все видит! Человек видит глазами, а Бог душой! Каждый на этой земле право имеет на свою веру, а почему отбирать ее у человека - грех Великий!
Золото моешь - себе могилу роешь. Так гласит старая старательская пословица. В ней весь смысл сибирского промысла, наставление, предупреждение, убеждение.
Добывая граммы, убиваешь годы жизни. Отмываешь килограммы - теряешь жизнь!
Золото не иголка, за воротник не заткнешь. Большой объем благородного металла всегда вызывает у завистников черные мысли.
Велика Сибирь, а спрятаться некуда.
Каждый в своей жизни наконец находит то, что ищет. По делам и память.
...Нельзя желать другому зла, человек в своих деяниях наказывает себя сам.
Справедлива мудрость: "Тайга не скажет!" Однако правда, как смола, все равно рано или поздно, всплывает из кипящей воды.
- Скажи мне честно - ты все врёшь?
Наскучавшаяся по перемене погоды,природа , как ребенок, увидевший новую игрушку, заволновалась деревьями,зашумела горами, живо заговорила ручьями.Кедры, пихты и ели с радостью подставили для нового наряда руки-ветки,быстро облачились в белоснежные одежды, промерзшая земля покрылась пуховым одеялом. В одночасье изменившийся мир приготовился ко встрече зимы.