Тема репрессий - очень тёмная и мутная, и плавают в ней порой даже убеждённые сталинисты. Архивы с данными долгое время были закрыты, что, впрочем, не сильно останавливало борцунов с режимом, рассказывающих про "половина страны сидела, половина охраняла" и десятках миллионов расстрелянных (особо отважные доводят число погибших чуть ли не до шестидесяти миллионов). Но даже сейчас, когда с немалой части документов поснимали грифы "секретно" и дали к ним доступ, ситуация не особо сильно изменилась - ибо сидеть в пыльных архивах и копаться в старых бумажках долго и нудно, куда проще продолжать продолжать вещать ту же ложь, что и в перестроечные годы.
Но, к счастью, позитивные подвижки тоже есть, и труд Виктора Земскова - тому подтверждение. Один из главных плюсов книги - автор не занимается обеливанием режима и оправданием репрессий - он просто приводит цифры. Много цифр. Даже скорее так - МНОГО ЦИФР. И каждая таблица подкреплена ссылкой на тот или иной документ из архива. Но именно такое беспристрастное приведение цифр бьёт вопли либералов даже лучше, чем любые попытки оправдания - разрыв между голословными обвинениями и реальной статистикой порой просто чудовищный. А все цифры, повторюсь, ссылаются на официальные документы в архивах, желающие могут сверить их самостоятельно.
В своей книге, помимо общего разбора размеров репрессий (в какие годы, сколько, за что, куда выслано или расстреляно), автор также акцентирует внимание на высылке раскулаченных крестьян и их жизни в трудопоселениях и судьбе освобождённых из немецкого плена солдат и пленных граждан, выделяя под эти темы по главе. Последняя особенно интересна опровержением лживой цитаты про "У нас нет пленных, у нас есть предатели".
В целом книга читается немного тяжеловато - к обрушивающемуся на тебя потоку цифр и документов надо привыкнуть. Но в остальном книга крайне познавательная. Интересующимся данной исторической эпохой и темой репрессий настоятельно рекомендую.
Сильная, но страшная книга.
Недостаток состоит разве что в ссоре Земскова и Жукова отчасти вылившейся на страницы книги. В остальном же - великолепный источник по истории репрессий и пища для ума.
Никто не может отрицать политические репрессии в Советском Союзе в сталинский период. Никто не может отрицать ответственность за эти репрессии руководства Советского государства. Но о самих репрессиях разговора серьезного и подтверждённого фактами как не было, так и нет. Есть только оголтелый крик и ложь со стороны так называемых антисталинистов и "либералов". Их не заботит историческая правда. Задача этих людей внедрить в сознание народных масс чувство вины за все что творилось в Стране Советов. А как только чувство вины будет внедрено, тогда уже можно требовать и покаяния, и территориальных уступок, и беспрекословного подчинения "демократическому, светлому и честному" миру. И очень странно, что по логике этих "людей со светлыми лицами", народ, пострадавший от репрессий и войны, должен ещё и покаяться за свои беды и несчастья!
Так вот, эта работа разбивает все доводы о людоедском сталинском режиме.
Когда-то давно, а может и совсем не давно, каких-то тридцать-тридцать пять лет назад началась вторая, горбачевская волна десталинизации. Закончилась эта волна разрушением страны, собранной Сталиным. Уничтожением промышленного потенциала, созданного все тем же Сталиным. А вот в вопросах истории и совсем всё оказалось в глубокой Марианской впадине! История превратилась во что-то страшное. Публикации о массовых репрессиях, раскулачивании, убийствах видных деятелей культуры, устранениях политических оппонентов, борьбе с космополитами и тому подобное, в журналах далёких от исторической науки, выходили чуть ли ни ежедневно. Наплыв информации был такой, что когда звучали запредельные цифры, миллионы и миллионы репрессированных и расстрелянных, то казалось что это все равно мало. И уже в сознании граждан СССР было внедрено, что чуть ли ни сто миллионов советских граждан были невинно замучены и уничтожены в системе ГУЛАГа. А тут и "великого и неполживого" писателя стали публиковать. И его "Архипелаг ГУЛАГ" окончательно утвердил в сознании простого обывателя, что при Сталине половина страны сидела, а вторая половина охраняла, а ещё пытала и измывались. Робкие замечания настоящих учёных встречались в штыки, а их самих огульно записывали в сталинисты. Никто и не собирался выяснять, так ли обстояло дело на самом деле.
Виктор Земсков сделал то, на что ни у кого не хватило ни сил, ни честности, ни терпения. Он на протяжении многих лет занимался статистикой репрессий и коллективизации. И пришел к удивительным выводам. Пересказывать его работу не имеет смысла. Ее нужно читать и перечитывать. Хочу сказать только об одном личном выводе из этой работы.
Многие годы бытовало мнение, что сталинская коллективизация убила сельское хозяйство в России. Но если учесть, что до войны колхозы выполняли свою функцию и снабжали государство хлебом и другими продуктами, голода в период с 1934 по 1940 год зафиксировано не было. А ещё и экспортировали зерно, вспомнить хотя бы пресловутые довоенные поставки в Германию. И сама колхозная система во время войны, несмотря на людские потери, потери плодородных сельскохозяйственных земель, скота и механизации, смогла снабжать фронт и города. Да все было по карточкам, но это было в самые тяжёлые военные годы. Но война подорвала тот позитивный развивающийся механизм, заложенный самой идеей коллективного хозяйствования. Он сломался от перенапряжения. Если промышленность восстанавливали в первую очередь, то сельское хозяйство было отнесено даже не к задачам второй очереди. Восстанавливали заводы и фабрики, электростанции, больницы и школы, театры и те восстанавливали в первую очередь. А крестьянин остался один на один со своими проблемами. С этого и началось разрушение колхозной системы, которое с годами только усугубилось. Об этом тоже есть в данной книге.
Конечно, эта работа не закрывает все вопросы связанные со сталинскими репрессиями. Ещё предстоит долгая работа для определения социального состава репрессированных, постатейная статистика, какое количество было осуждено и на какие сроки, сколько людей вернулось из лагерей, отделить уголовников от политических, разобраться в самом механизме репрессий. Но это работа многих и многих лет. И найдется ли такой же учёный, как Виктор Земсков, который поставит власть факта над эмоцией и политическим словоблудием?
Виктор Николаевич Земсков - выдающийся историк, которому надо поставить памятник за его работу. С конца 1980 провел гигантскую работу в архивах по сталинскому периоду и в настоящее время его исследования и цифры являются общепризнанными не только в российской, но и в американской исторической науке. Забавный момент: Земсков - был антисталинистом, поэтому его и допустили в архивы, но кроме этого он был честным человеком, поэтому книга получилась в какой-то степени просталинской.
В данной книге Земсков приводит и анализирует данные из закрытых архивов госбезопасности СССР, касающиеся «Великого перелома» (коллективизации), репрессий 1937 года, состояния общества накануне и в годы войны – и многое другое. В результате создается полная и объективная картина жизни народа при Сталине, становятся понятными причины, по которым народ доверял ему.
Существует миф, что половина страны сидела, а вторая половина страны ее охраняла, но реальность конечно же была другой. В период с 1917 по 1953 в СССР проживало 400 млн человек, количество репрессированных по Земскову было 10 млн человек (по Мемориалу 14 млн) , а это составляет 2,5% населения. Но почему-то людям всегда нравится массовость трагедии, и когда сообщают настоящую цифру репрессированных, этому не верят, но верят, когда много и еще больше. Слухам верят всегда лучше.
Как часто для честных людей Земсков умер в 2015 году бедным ученым.
Довольно интересно читать книгу с названием "Почему не было восстания", в которой описывается восстание.
А вообще книга нисколько не обеляет Сталина. Она просто приводит другие цифры. Автор не скрывает, не умалчивает факта репрессий, но преподносит под иным соусом. Земсков - историк до костного мозга. Для него важны цифры. Мол, да было тяжело, но смотрите, какой урожай был тогда-то и тогда-то. Вообще очень страшно, что, культивируя так одними и теми же цифрами, можно прийти к столь разным результатам. Автор, повторюсь, приводит сухие цифры, оставляя простого человека за забором книги.
Очень позабавила часть, где говорится о 4% попавших в жернова репрессий: мол, 200 000 000 население и 96% из них спали спокойно. А ничего, что 8 000 000 человек при этом страдало?
Удивляют сталинисты, кои считают книгу просталинской.
Кстати, для справки: восстания были - автор не скрывает этого, - но в то время, когда народ еще не запугали. Тогда, когда они еще не поняли, кто пришёл к власти.