Я в неописуемом восторге от книги! Во-первых, я соскучилась по Ерисановой, которой, кстати, многие слова не давались с первого раза (меня забавляли паузы, где чтец вдыхала и потом выпаливала реально сложно выговариваемое слово). Во-вторых, я соскучилась по путешествиям, все хочу прочитать книгу о путешествиях, да игры не в ту степь ведут. В-третьих, я не ожидала, что мне так сильно понравятся кулинарные и книжные рецензии. Мне вообще безумно понравился автор, его манера изложения, его взгляд на вещи. Я не говорю, что все полностью с ним разделяю и согласна, нет, мне было именно интересно посмотреть со стороны. Хотя его разбор Лема и Толстого, возможно, меня притянули схожестью взглядов. Но больше всего еда! Мы как раз с подругами в начале года организовали «Клуб любителей вкусно поесть» и планируем вчетвером уехать «поесть» заграницу, так что книга подвернулась в самый удачный момент, а мой виш-лист мгновенно пополнился другими книгами автора.
Генис достался мне по остаточному принципу. Нужно было выбрать что-то про Сингапур, остальные тексты выглядели ещё менее привлекательно(или более подозрительно), и я махнула рукой. Лучше уж Генис, во всяком случае в паре с Вайлем он мне очень нравился. Правда, Вайль без Гениса не понравился совсем. Так что риск был.
К счастью, книга оказалась не просто хорошей, но приятной и симпатичной. Мне близок гедонизм Гениса, я тоже уже накушалась российской мрачности и тяжеловесности по самое не могу, и мне приятно читать о том, что я люблю: культуре, путешествиях и кулинарии.
Генис пишет легко о сложном и о лёгком. Выглядит это так: разговор заходит о пустяках, цепляясь за какой-нибудь предмет (да вот, хотя бы обычный молоток) или явление, автор шутит, ненавязчиво демонстрирует эрудицию, вспоминает байки из жизни, бац - и как-то совершенно незаметно речь уже идёт о высоких материях: месте человека в мире, подмене реального мира виртуальным, кризисе современного искусства. Такое "уравнивание" высокого и низкого совершенно не раздражает, потому что сама жизнь устроена так же, она постоянно мешает жанры, создавая салаты на любой вкус.
Мне очень близка и одна из любимых, повторяющихся мыслей Гениса: для того, чтобы что-то стало твоим, нужно его "присвоить", "переварить", сделать фактом своей жизни. Для этого нужны и сильные эмоциональные переживания, и интеллектуальная работа. Всё, о чём пишет автор, им осмысленно и прочувствовано, и это очень заметно. В текстах и текстиках, этаких почеркушках, нет длиннот и пустот, всё логично и компактно. И ещё: в мире Гениса очень чёткие координаты. В нём легко жить, потому что несмотря на большое количество открытых вопросов, основной вектор неизменен. Нет сомнений в том, что хорошо, а что не очень. И мои координаты с авторскими практически совпадают.
Прочитано в рамках игры "Вокруг света с литературным героем"
Метод индукции
Александр Генис решил тяжёлую проблему жизневосприятия так: всё имеет значение, всё поддаётся обобщению, всё переваривается культурой.
Позиция эта гедонистична, а для эссеистики гедонизм опасен - велик соблазн пересказать всё пословно, не забыв имён дальних знакомых знаменитостей и хороших отелей. Но Генису всё это можно простить. Он гедонист мыслящий и порой даже мучающийся, а значит склонный к отбору, но главное - к полёту.
Он честно опишет вам своё пребывание в Японии от аэропорта до пресловутой Фудзи, но - сначала подспудно, а потом эффектной финальной темой - скажет что-то новое о природе изоляции, о понятиях чужое-своё, о забытости собственных авторитетов и тяге к авторитетам, которые не пытались навязаться нам в детстве.
И это та самая индукция, которая позволяла Шерлоку Холмсу по пятну на ковре восстанавливать картину убийства (хоть он и путался в терминологии и говорил об обратном процессе с другой приставкой). Эта самая индукция помогает Генису из дневниковых - никому постороннему не нужных - впечатлений выстраивать какие-то знания о мире, интересные каждому из нас - запутавшихся и сбитых с толку людей современной цивилизации.
Генис знает, что он не бог весть какой философ, но всё-таки называть свою отнюдь не пустую книгу в честь феллиневской панорамы пустых людей и пустых событий - излишняя, непонятная мне скромность.
"Сладкая жизнь" Александра Гениса не покажется вам приторной. И это больше, чем просто хороший вкус.
Приятная, искрящаяся остроумием книга, но, увы - только местами. Там, где Генис пишет о путешествиях и - особенно - гастрономии, ему нет равных, но там, где пишет как бы обо всем - то получается как бы и ни о чем. Во всяком случае, лично мне было ужасно трудно в таких очерках уследить за порхающей мыслью автора.
Но ради гастрономически-путевых впечатлений я готова простить ему многое.
"Первый раз попав в Италию, я, уже попробовав всего, что только можно, под конец забрел в тратторию возле моря. Меня увлекли крохотные осьминоги, плававшие в маринаде из оливкового масла и уксуса. Набрав тарелку, но не успев откусить, я, на свою беду, вспомнил Хэмингуэя. В Италии его герои часто пили напитки с экзотическими названиями "Стрега" и "Самбука". Не догадываясь, что это - ликеры, я заказал их хозяину. Почернев лицом, он схватил себя обеими руками за горло, что не помешало ему громко заорать: "Vino bianco, stupido!" Я понял его без словаря, но исправиться не успел. Бросив фартук на пол, хозяин выбежал из своего заведения. Надеюсь, не топиться, хотя больше я его не видел".
Между двумя школами не такая большая разница. И те, и другие не ждут светлого будущего, не говоря уже о настоящем. Но стоики идут к концу сжав зубы, эпикурейцы хватают ими всё, что попадается по дороге.
Господин Генис, надо отдать ему должное, не только пробует встречающееся ему на зубок, но и успевает подхлестнуть острым языком. Зато всегда беззлобно: чем, стеная, искать несовершенства мира, не лучше ли ему удивиться – а потом восхититься? Вот древние города Марокко, мир в миниатюре, жители которого могут никогда не выйти за ворота – всё, что надобно, есть под боком: рынок, мечеть, школа, баня, фонтан с питьевой водой. Очнись бы какой-нибудь Сократ в нашем веке, предполагает автор, именно здесь увидел бы он родную стихию, а не в равнодушных и расползшихся европейских городах. Или Индия, где бедность переходит черту, доступную нашему пониманию, и одновременно же наполняет жизнь смыслом, превращая её в стихийную и священную пляску. Или Юг Соединённых Штатов, где по маленькому городскому кладбищу можно прочесть историю людей особого склада, первопроходцев, лучше всего умевших бороться: с хаосом природы и упорядоченностью государства, друг с другом и с самими собой.
И ещё много о городах и странах, кулинарии и литературе, мелочах жизни. Одно близко, другое скучно, с третьим не согласен, четвёртым восторгаешься – в случае столь пестрого сборника это неизбежно. Может показаться – разговор ни о чём, но разве не из такой чепухи вылавливаешь золотые песчинки новых мыслей? А ещё мне, честно говоря, симпатичен Эпикур.
Ожидала путевых заметок с кулинарных уклоном, а получила сборник эссе на самые разные темы. Тут нам расскажут про Сорокина и про Толстого, сравнят экранизации "Соляриса", проанализируют и "Гарри Поттера" и "Историю пениса", а потом уведут в дебри философских рассуждений о смысле бытия и кризисе современного искусства. Причем все это остроумно, ненавязчиво, с забавными историями из личного опыта. Хотя больше всего меня все-таки впечатлили именно околокулинарные заметки (видно что Генис сам фанат поварского дела :)) и раздел "Письма из..." - потрясающе колоритные очерки о самых разных странах, от которых прямо-таки проникаешься нужной атмосферой. Особенно понравилась идея путешествовать "вместе" с определенным автором, что-то подобное и мне всегда в голову приходило. :)
Итог: скорее всего соберусь почитать и другие книги автора, да. :)
Прочитано в рамках игры "Вокруг света".
Я не знала о чем будет эта книга, я даже содержание особо не просматривала, мне просто понравилась обложка. Да, нельзя судить по ней книгу. Но мы все иногда совершаем некие странные поступки, поэтому я не буду себя за это осуждать. И, наверное, это был мой счастливый билет, нет, не так, это был мой золотой билет на шоколадную фабрику, которую написал Генис.
Писатель — это прежде всего тот, кто умеет вязать слова. Даже не выбирать их, а соединять в том порядке, который кажется естественным, но не является им.
По большому счету, это не книга в привычном нам понимании. Это сборник статей, эссе и путевых очерков. И всему есть свое место. Если говорить об оформлении книги, то она поделена на части, на четыре, конкретней, на мой взгляд можно охарактеризовать их так: просто о сложном, кулинария в нашей культуре, о главном, о книгах и путевые заметки. Есть еще одна часть - интервью Гениса. Но самое сладкое, это все что перед ним. Иногда даже в буквальном смысле.
В молодости, в эпоху соавторства с Петром Вайлем, мы создали весьма заразительный стиль. Его главной особенностью было необычное соединение вполне серьезных, и даже научных, рассуждений с юмором.
И этот юмор самобытный, яркий и заразительный. И он вплетен в основную мысль, в некую, если не мораль, то явно осмысленную автором деталь. Вообще, он делится им, он ищет его, и это прекрасно, потому что нельзя все время быть серьезным в серьезных вещах.
Мне, наверное, следовало открыть его, и узнать его раньше, потому что у него можно учиться: как строить текст. Не столь откровенно художественный, сколь журналистский. Он приятен, грамотен, и спирально ведет нас к самому главному. И не просто ведет, на протяжении нашего пути, мы смотрим на вещи под другим углом. Это о главном. Не только о внутреннем, но и о внешнем.
Возможно кому-то покажется, что не стоило столь разные, разные темы помещать в одну книгу, почему нет? Как мы идем вместе с ним по музей Гугенхайм, так и по этой книге, я уже говорила, спирально. И нет ничего странного, что одно вытягивает другое, и книги следуют за кухней.
В любом случае, это было приятное знакомство, не просто приятное, а откровенно и сладко приятное. Так что возможно иногда можно даже судить книгу по обложке. Если, конечно, повезет наткнуться на такого же Гениса.
И помните:
Даже когда жизнь ужасна, мир прекрасен. Я не вижу здесь противоречия и пишу только о том, что люблю, чем наслаждаюсь, чем хочу угостить.
Книга прочитана в рамках игры "Вокруг света с..."
Вновь убеждаюсь, что сборники статей не самая удачная форма для первого знакомства с автором. Если по отдельности каждый из очерков, возможно, и хорош, то в общей куче впечатление меркнет.
Мелкие недостатки становятся раздражающим зудом, авторские особенности и приёмчики воспринимаются слишком явно и агрессивно.
Уверенность в аксиоматичности собственного мнения - отличный штрих для глянцевых страниц, но в больших количествах перерастает в колючее чувство превосходства над читателем. А у читателя тоже самомнение.
Еще одна неплохая особенность журнальных статей от хорошего автора - легкость и доступность изложения, включающая в себя "умные слова и другие параферналии". Но в сборнике эта доступность превращается в простоватость, мнящую о себе... А читатель, напомню, не без мании того же самого величия.
В итоге - конфликт уже на уровне стиля.
Так ведь есть еще содержание.
Почему-то получилось, что с Генисом у меня взгляды прямо противоположные, поэтому его аксиомы в духе "всем нормальным людям интересно, что в тарелке у другого" для меня звучат странно. Кулинарная проза остается непонятной. Рассуждения о футболе проходят мимо. Книжные впечатления не противоположны, но совершенно о разном. Его размышления интересны, но выводы кажутся порожними. Мысли об одиноком боге, всемогущество которого заканчивается человеком, так же как набоковский "шоколад в тёмно-синей чашке", говорящий о предпочтении цвета вкусу, - какие-то пустые. Какую семантическую дырку в экзистенциальном космосе затыкает эта картина информация?
Очерки о странах прочитала с интересом. Почти нигде не была, так что сравнивать нечего. Сделала вид, что всё взяла на веру ;) Хотя в этих заметках тоже чувствуется определенная схема, а потому поверхностность (или глянцевая простота).
Во-первых, романтичный ореол, подёрнутость воздушной дымкой сказочного обаяния любого местечка. Генис последовательно придерживается теории о том, что о стране можно узнать ВСЁ либо за один день, либо прожив в ней всю жизнь. Его впечатления - впечатления туриста-однодневки. Этот взгляд в своих правах! Просто нужно помнить об условиях.
Во-вторых, любая страна открывается для Гениса не столько в пространстве, сколько во времени. В общем-то это тот же романтизм. Если Марокко, так Средневековье, если Греция - так Эллада, если Китай - вас приветствует Рязань сороковых. Даже Америка с Канадой так и не вышли из возраста первопроходцев.
Я долго мучила эту книгу, не шла она у меня гладко по всем вышеперечисленным пунктам и еще по десятку разных заусениц. Но с автором обязательно продолжу знакомство. Мне кажется, это была просто неудачная книга для старта.
Я выбрала эту книгу наугад, никогда о ней не слышала и не знала, о чём она. Понравилось название и обложка. Конечно, судить книгу по обложке глупо, в чём я и убедилась, но с кем из нас не случается досадных промашек?! Больше тройки в итоге поставить не могу. Слишком много противоречивых чувств и мыслей вызвал у меня этот сборник рассказов-рассуждений.
Мне безумно понравилось эссе о футболе. В свете текущего чемпионата мира и участия в нём сборной США, читать "Дзен футбола" было особенно интересно. Многое нашло отклик в сердце, вызвало улыбку, позволило понять некоторые моменты.
Следить за безрезультативной ничьей - всё равно, что играть в бильярд без луз. Развлечение возможное, но слишком уж утончённое.
Задел за живое и рассказ про реслинг. Очень уж мне нравилось это шоу в своё время и Генис подобрал нужные слова, высказал то, что давно вертелось на языке, но никак не хотело принимать хоть какую-то форму.
Отдельного упоминания стоит раздел, посвящённый еде. Так писать о ней может далеко не каждый. Здесь в каждом слове чувствовалось - автор знает, о чём пишет. Понимает еду, любит и умеет готовить и ценить то, что пробует. Буквально каждый "вкусный" рассказ приводил к повышенному слюноотделению и порождал в воображении образы многочисленных блюд, привлекающих своим эстетическими и вкусовыми качествами. После прочтения этих рассказов мне казалось, что я поняла автора, полюбила его "Сладкую жизнь" и смогу дочитать книгу с удовольствием. Но нет, тут в отношении этой книги я ошиблась второй раз.
Читать размышления автора на тему истории, литературы, кинематографа и всего остального было тяжело, скучно и крайне неинтересно. Очень часто терялась нить повествования, хотелось отложить книгу, спрятать куда подальше и никогда больше о ней не вспоминать. На мой взгляд, любой человек должен помнить: он не может разбираться во всём. И выносить на суд общественности стоит только то, что у тебя действительно хорошо получается. Пишешь ты хорошо о еде, вот и пиши. Не надо пытаться быть экспертом во всех возможных областях. Не надо! Ни к чему хорошему это не приведёт.
Книга прочитана в рамках игры "Вокруг света с..."
Эмоции от книги далеко не однозначные.
Сначала о том, что понравилось. Очень понравились заметки о путешествиях в разные страны. Особенно зацепили очерки о Канаде, США и Марокко. Легко и непринуждённо автор рассказывает о жизни людей в разных концах света, находя в каждой стране свою неповторимую изюминку. Даже бедность Индии Генис пытается объяснить с философской точки зрения. И при этом умудряется ничего не приукрашивать, а описывать всё так, как есть. Поражая нас красотами севера Канады, автор не забывает показать нам и местное население с его не совсем красивой любовью к спиртным напиткам. Очень интересно читать про поездки по американским штатам. Сразу видна любовь автора к своей новой Родине. А от очерка о Марокко так и повеяло Востоком.
Ещё понравились кулинарные впечатления автора. С такой любовью о еде может писать только человек, который любит не только процесс поглощения, но и процесс приготовления.
Это было то, что понравилось и что лучше всего удалось в этой книге. И на этом Александр Генис, на мой взгляд, должен был остановиться. Ведь читать его опусы на тему литературы, истории и ещё непонятно о чём было крайне неинтересно и скучно.
Короче, оценка "три" для меня самая логичная для этой книги.
Книгу прочитано в рамках игры "Вокруг света".