Вот и книга прочитана не вчера, и никакой игре не задолжала с рецензиями, но что-то требует выхода, требует сказать хоть несколько слов о прочитанном.
Читала «Верный Руслан» и всю книгу думала, что совсем не про собаку эта книга. А про определённую эпоху советской жизни, про людей и про идею, ради которой многие люди и жили в эту эпоху. Про то, что жили и верили, и были верны идеалам светлого будущего и коммунизма. И служили идее не ради чего-то там и даже не за сахарную кость, а потому что искренне верили, что их служба необходима. Хотя… были разные служители идеи: псы-убийцы, лизоблюды, трусы, шавки. Но вера в правоту службы покалечила их. Тех, которые стали конвоирами в своей стране. И про тех, кого они охраняли. Не про реальных заключённых, осуждённых или даже оболганных. Про всех, кто
Свою проволоку, которую потом не перейдут, даже подойти не посмеют, они всегда натягивали сами.
Свобода была за проволокой, а могла быть и внутри человека. Но, мне кажется, и конвоиры и узники одинаково верили в Службу. И это-то страшно.
А ещё про то, как пришло время перемен, а конвоиры идеи не смогли это принять. И как поначалу мучились от своей ненужности и надеялись, что всё вернётся, что позовут и спросят за службу. А открывшуюся свободу считали новым лагерем, более удобным, просторным, красивым, но всё же лагерем. И сколько же было покусанных. И в каких муках корчились сами конвоиры.
Очень тяжёлая книга. Читается быстро, вызывает неподдельный интерес, но не отпускает, не даёт вздохнуть.
Перечитала. Ощущения не менее мощные, чем после первого прочтения.
В этой маленькой повести - пронзительность, взрывающая душу, подобная "Белому Биму..." Троепольского, и мощь аналитического полотна, раскрывающего нам суть вечных понятий: свобода, долг, справедливость, преданность...
Невероятно, как можно в сотне страниц так много сказать, так много заставить понять и почувствовать. Никакие учебники, посвященные годам репрессий и сталинских лагерей, на мой взгляд, не будут настолько эффективны, как эта маленькая история, рассказанная невероятно красивым языком.
Рекомендую.
Уж извините меня, но я не могу читать такие книги. Желание закрыть книгу постоянно было рядом. Переворачивая страницу понимала - ничего хорошего не жди. Я и так не особо-то люблю людей, но после того, как они поступили с Русланом - окончательно убедилась, что человек самое страшное животное.
Мне не понравилось. Бросить собаку на произвол судьбы, только из-за того, что служба окончена? Нет уж, я отказываюсь воспринимать книгу, хотя знаю, что таких тварей полно.
Единственное, что я с удовольствием сделала - перевернула последнюю страницу и убрала книгу куда подальше.
3 из 5
Жуткая история о том, как видит жизнь конвойная собака, отличник по выборке из толпы, всю жизнь прожившая на зоне. Давно не попадалась мне такая мрачная история, может, и никогда.
Часто слышал об этой книге, но прочитал только сейчас, после того как филологи поговорили о ней в программе "Игра в бисер". Спасибо им.
Знаю о сталинских порядках всё или около того, но такой эмоциональной подачи темы не встречал прежде. Понятно, почему в СССР эту книгу не издавали. Незачем беспокоить народ -- строитель коммунизма.
Сталин умер, зону закрыли, строители приехали с песнями возводить целлюлозно-бумажный комбинат. Они счастливы и пока не знают того, что знает Руслан,
какой там для их просветления приготовлен просторный лагерь, какие большие, просто чудесные бараки, где они, пожалуй, все-все поместятся, ну разве что некоторых придётся втолкнуть, а что нет ещё проволоки — то не беда, они же её и натянут. Свою проволоку, которую не перейдут они потом, даже подойти не посмеют, они всегда натягивали сами.
Не далее чем вчера беседовал за рюмкой чая с приятелем, и он высказал совершенно по другому поводу интересную мысль.
Вот посещаем мы чужую страну. Что-то в ней нравится. Например, климат отличный и люди приветливые. Что-то не очень: слишком много нищеты. Что-то странно: коровы кормятся по помойкам и создают пробки на шоссе. Что-то не нравится совсем: скажем, всё дорого и много жуликов. (Это всё относится к некой гипотетической стране, ни к какой конкретно.) Но это их страна, не я её придумал и создал, поэтому особенных чувств это не вызывает.
На родине тоже есть много хорошего и плохого, но и то, и другое рождает куда как более сильные переживания. Это же и я, в числе прочих, в определённой степени отвечаю за свою реальность -- нынешнюю, прошлую и будущую. И колючую проволоку для себя я натягиваю в определённой степени сам. Добровольно.
И собак конвойных сам для себя тренирую. Ну или, если хотите, их учат за мои деньги, невелика разница.
А уж кого эти собаки станут конвоировать, это хозяин решит. Собака просто служит, и служит честно:
Ни от кого подачки не взял, ничьей команды не выполнил, никому не повилял. С чужаками — не знался, связей, порочащих служебную собаку, не имел.
...
не был. Не имел. Не состоял. Не участвовал. Не привлекался. Не подвергался. Не колебался.
Я ещё успел и сам заполнить некоторое количество таких "собачьих" анкет, хотя времена были уже далеко не сталинские. Слава богу, сейчас таких нет, завидую тем, кто их не застал. Вроде бы можно забыть, но нет: мои-то анкеты всё ещё лежат где-то в архиве и составляют фонды вечного хранения.
Ладно, а что же наш герой Руслан?
Помнилось, как из питомника вёз его хозяин в кабине грузовика и давал смотреть в окошко — как же долго они ехали и как много было всего! Так если мир такой большой, сколько же это кольев надо забить, сколько размотать тяжеленных бухт? А может быть… может быть, настало время жить вовсе без проволоки — одной всеобщей счастливой зоной?
Нет уж, решил он не без грусти, так не получится. Это каждый пойдёт, куда ему вздумается, и ни за кем не уследишь. Невозможно же к каждому приставить по собаке.
Нынешнее поколение думает по-другому, не по-собачьи. Оно не хочет жить за проволокой. Это так. Но проволоку-то мы продолжаем успешно натягивать.
Мало кто возражает, что ради нашей же безопасности, а равно и ради общего блага к каждому скоро приставят по киберсобаке, зоркой и с отменным нюхом, каждому дадут по qr-коду... и что?
И сбудутся мечты Верного Руслана?..
Как сказала тётя Стюра, единственный (кроме собак) названный по имени персонаж,
таких гнид из нас понаделали — вспомнить любо
Дай бог, чтобы её мнение осталось в тех далёких временах.
Я описал только некоторые впечатления, на самом деле их было намного больше. И людей, и собак Георгий Владимов описал как живых.
Книга сильная и жёсткая. Читайте -- не пожалеете.
Своей правдой, своим содержанием "Верный Руслан" стал одной из жестоких книг в моем списке прочитанных.
Многие привыкли, что произведения о животных добрые, люди в них иногда злые, но среди них есть и гуманные, которые обязательно помогут братьям нашим меньшим. Звери в них тоже разные, но их нельзя делить по поступкам на хороших или плохих, потому что инстинкты - не разум, природа делает свое дело и нельзя обвинять живое существо.
Овчарка Руслан воспитана и выдрессирована для одного: стеречь отведенное для этого "стадо" заключенных в лагере. Пес приучен выполнять команду хозяев, к остальному человечеству нужно относится с опаской и недоверием. Верить нельзя, только сторожить, охранять, не дать убежать. Так решили люди. А что делать животному, когда служба окончена и его судьба никого не волнует? Существовать также, как и раньше, не видя логики и не понимая, что так уже нельзя, мир изменился. По этой причине и случаются трагедии.
Почему я не поставила высшую оценку произведению? Из-за личной неприязни к тому, что я прочла. Я не могу объяснить этого, не могу до сих пор понять, почему я постоянно хотела закрыть и забыть о "Верном Руслане". Мне не жалко было собаку, не жалко людей-персонажей книги. Меня не задело ничего. Знаете, как будто это происходило где-то на Камчатке, за десятки тысячи километров от меня. Это далеко, это может быть неправдой и я не хочу это знать. Но это произведение пнуло меня куда-то под ребра и буркнуло: читай, пусть тебе будет наукой как думать стереотипно и все произведения и их авторов сортировать на две стопочки. Такие книги нужны, не всем, но нужны.
Нет победителей, и некого судить. Те, кто ходил в колоннах по пять, и те, кто охранял бараки, одинаково искалечены. Просто нужно время, чтобы это осознать. Время, которого у многих уже нет.
И снова - как можно сказать о такой книге: понравилось или нет?
Когда мы читаем книги о лагерях, иной раз взгляд цепляется за слова: овчарки, свирепо лаяли, спустить собак. Обращаешь внимание и на такие фразы: вернувшись из заключения, он шарахался от любых собак, а пуще всего ненавидел овчарок.
Для людей, которые любят собак, а то и держали их у себя, эти слова могут казаться диссонансом, странным несоответствием между обычной ролью, которую сейчас играет собака в городской квартире, и той, которая предназначена ей у сторожевых вышек.
Каковы же эти животные? Что их такими сделало? Правда ли, что они от рождения свирепые звери, мечтающие только рвать и грызть?
Автор прекрасно отвечает нам на этот вопрос, вжившись в шкуру собаки. Да, еще с рождения отобрали наиболее злобных нравом, самых недоверчивых. Но потом среди них проводили жёсткий отбор, строгую дрессировку. Их учили доверять только хозяину, их приучали к тому, что лагерники мечтают только причинить им вред. Их ласки несут боль, их угощение содержит отраву. И выживал только тот пес, который хорошо затвердил эту науку. Ошибки при несении службы не прощались, за них была только одна расплата - смерть. И вот, после 8 лет несения этой службы, вдруг все изменилось, все стало не так. Лагерников распустили, некого стало охранять, опустела зона, ушли хозяева.
Да, это была ломка, в первую очередь, человеческого сознания. Их роли тоже переменились, в службе солдат-охранников перестали нуждаться. И этим людям пришлось перестраиваться, менять свои установки. Наверное, некоторые из них мыслили как и собаки, что все это временно, и ещё вернётся былое, тогда и понадобятся архивы, и их снова призовут на службу. А пока надо держать ухо востро, все примечать и запоминать. Так и собаки, сами, без хозяев, являющиеся на работу, ждали, когда придет состав, когда приедут конвоируемые. Им было сложно адаптироваться во внезапно изменившейся жизни, ибо чем лучше собака служила, тем хуже она была приспособлена для перемен.
Огромное спасибо за совет в лампе T_Solovey !
Долг, честь, ответственность. Откуда простому животному, живущему на уровне рефлексов это понимать? Тем не менее, факт остается фактом: собаки самые преданные питомцы на свете. Служба бывает разной, собака не озадачивается почему она должна делать то или иное по задумке Хозяина, она просто делает то, что задано. И самое плохое, когда ни в чем неповинное животное сталкивается с предательством, когда всё то, что она делала всю свою жизнь, потому что это ее долг, оказалось просто никому не нужным.
Можно долго рассуждать о тех непростых временах, когда человеческая жизнь не стоила ничего, да, безусловно эта центральная трагедия повести. Но тем пронзительнее на этом фоне становится трагедия маленького исполнителя кровавого режима, в какой-то мере более бесправного и безмолвного, чем старшие "товарищи".
Чудовищно, когда люди эксплуатируют самые лучшие качества животных в угоду сиюминутных планов и желаний, но еще более ужасным является бросание потом их на произвол судьбы, без оглядки на то, что собака будет исполнять свой долг до конца, до своего последнего вздоха.
Самыми беспринципными и бесчеловечными на свете могут быть только люди.
Флэшмоб 2017 7 из 20
Каким же было безрассудством воспринимать литературу о животных в исключительно умилённом свете. Те, кто воспитан на книгах Джеральда Даррелла и ему подобных. История Руслана – это история целой эпохи. Жизнь людей, воплощённая в судьбе одной караульной собаки, искренне верящей своему хозяину и предательски им обманутой. Она всё же осталась верна своему долгу и исполняла его вплоть до последнего вздоха, даже тогда, когда сознанием помутнело и отказывалось адекватно воспринимать окружающий мир – лагерная овчарка приползла на станцию в ожидании очередного поезда с заключёнными. Неудивительно, что повесть в Союзе запретили печатать, а после издания её в ФРГ – сам писатель попал в опалу. Нетрудно догадаться, что действие книги происходит сразу после смерти Сталина – в период хрущёвской оттепели, хотя в самой повести на это – лишь намёками.
Мы глядим на окружающий мир глазами самой овчарки, попутно писатель вводит людские диалоги – призванные показать реальную ситуацию и наивную преданность Руслана. Немаловажное значение имеют и отсылки в прошлое – без этих камбэков история заметно бы прогадала. Судьба образцового Ингуса, которая не позволила ему также достойно уйти из сего мира, эпизоды с сошедшим с ума инструктором, Потёртым и его настоящей семьёй, которая и не ждёт его уже из ссылки, стесняясь его лагерного прошлого.
Повесть очень мрачная и предсказуемая. Возможно, именно поэтому поставил ей такую оценку. Основной мотив автора – все люди сволочи; и собаки, «лицемерно прозванные людьми их братьями меньшими» - гораздо лучше их самих. Чувствуется, будто он озлоблен на весь мир, однако эта «лагерная история», на мой взгляд, слишком усреднённо и грубо пытается представить через этот случай всю эпоху. Честно говоря, боролся с тем, чтобы бросить повесть или хотя бы не читать её через строчку. Но всё же осилил. После её прочтения надолго остаётся мрачное настроение, и всё же такие книги нужны. Не всем, но чтобы время от времени не смотреть на наш мир через розовые очки. «Верный Руслан» вряд ли вылечит в людях чёрствость, скорее наоборот, её добавит; вряд ли заставит доверять людям, ведь после неё мы будем искать подвох во всём, особенно к животным. Мне же эта книга не понравилась, возможно именно этим.
Прочитано в рамках Годового флэшмоба 2017 г.