Из книги Попова вы узнаете:
Как важно родиться в правильной семье, в правильное время и в правильном месте
Как важно иметь правильных друзей, которые протолкнут, помогут и замолвят словечко
Как важно с детства создавать свой миф, подчёркивать свою значимость и гордо нести себя вперёд
Как важно выбрать яркую, стервозную жену и постоянно с ней пикироваться
Как важно уметь пить, водить знакомство с официантами и чувствовать себя представителем элиты
Как важно вовремя завести вторую жену – пугливую и робкую – и изменять ей направо и налево
Как важно обзавестись поклонницей со связями, готовой читать твои шедевры без перерыва и говорить о них часами
Как важно наплодить кучу дочек в разных местах и ни за одну, по сути, не отвечать
Как важно ненадолго попасть в тюрьму и выйти оттуда без особых потерь
Как важно вовремя свалить из страны и не мучиться ностальгией
Собственно, талант уже и не важен
Офигительная книжка!
Офигительная!
Мнения о том, что биография Довлатова превратилась в автобиографию Попова - отвергаю и порицаю! Мне отнюдь не мешало, что некоторые главы были о Попове - ровесник, ленинградец, писатель - почему нет. Кроме того, люблю Попова, а Довлатов нравиться не фанатично. Так что собираюсь быть до крайности, до безрассудства субъективной!
Мне очень понравилась эта биография - она живая. Некоторые ЖЗЛ-ки читаешь - всё выверено, каждая цитаточка подобрана, шея у ей (у цитаточки - поясняю свою замысловатую метафору) аж затянута перекрестной ссылкой, автор так объективен, что чуть глаза не лопаются от натуги - а скучно, мертво, стерильно.
И "Довлатов" - расхристанный, непричесанный, но живой, неприятный, с усмешечкой - но живой, не лакирует, пишет, как было - о живом человеке, а не бронзовом памятнике.
Очень понравились отсылки автора к другим писателям - рассказы о Бродском, Битове, Аксенове и множестве других.
Описание жизни и атмосферы - послевоенный Ленинград, почти заграничный Таллинн, суетный и дикий для нашего человека Нью-Йорк.
Литературная кухня - как пишет Довлатов, о чем пишет, как жизнь превращается в литературу, советы маститых метров (например, Володина - "Было зимой - в книжке пиши, что летом. Если в жизни была блондинка - в книжке пиши о брюнетке")
С искренним любопытством Попов расследует историю успеха своего героя, расследует из чего складывался миф о Довлатове.
Короче, мне очень и очень понравилось. Хоть в книге не было ни одной фотографии, Сергея Довлатова видела как наяву. И в этом - заслуга Попова!
Этой книгой Валерий Попов меня весьма разозлил. Я не знаю, какой он писатель (а теперь навряд ли захочу узнать), но то, что он высокомерный сноб и сплетник - знаю теперь наверняка. Понятно, что о Валерии Попове не напишут столько биографий, как о Сергее Довлатове (и напишут ли вообще?), - так что он, пользуясь случаем, рассказывает "коротко о себе" при каждом удобном и неудобном случае. Иногда это выглядит нелепо: рассказывая о дружбе Довлатова с Эрой Коробовой, которая в числе прочих оставила воспоминания о Довлатове, Попов пишет: "Почему же я, дурак, на заходил тогда к ней и не оставил о себе столь же ярких и насыщенных воспоминаний? Ведь тоже, помнится, бы орел". В этой фразе - все отношение Попова к Довлатову: "Эй вы, я ведь тоже "орел", почему мои книги не так популярны??" Попов очень завидует литературной славе Довлатова и эта зависть заслонила все искренние дружеские чувства, которые, возможно, он когда-то питал к Довлатову: Попов описывает, как он не хотел прощаться с Довлатовым накануне его эмиграции в США, как оказавшись в Нью-Йорке через некоторое время после смерти Довлатова, даже не сходил на кладбище.
В общем, на мой взгляд, Попов хотел свой книгой показать, какой Довлатов был пьяница, плохой муж и друг, а добился другой цели: показал всем читателям, какой он сам.
Вторая ЖЗЛ-ка за последнее время, которая ТАК - разочаровала. Почему - потоком - какая-то эссеистика?! Это при том, что я с уважением отношусь к Валерию Попову, а Довлатова - просто люблю.
Автор монографии часто сбивается на воспоминания о собственной литературной карьере или на рассуждения о довлатовском окружении, что вполне понятно для писателя, знакомого с Довлатовым, и не вполне - для взявшего на себя функции биографа. Книга оказалась скандальной (история окололитературной шумихи изложена во введении) - но, прочитав, я не заметила "искажения облика" Довлатова, а отметила для себя некоторую произвольность в обращении с материалом. И ссылок опять нет.
Мне хотелось бы более бесстрастного взгляда, чтобы не чувствовалось оправдательной или сокрушённой интонации в разговоре о пьянстве Довлатова и его женщинах, чтобы не делалось предположений, "мог ли он долго быть с Асей Пекуровской". Чтобы не было каких-то провалов, когда события довлатовской биографии кажутся немотивированными, с неба упавшими. Кажется, писано всё это рывками какими-то, с провалами, спонтанно... Вкривь и вкось.
Пожалуй, одно из главных разочарований года.
Один положительный вывод - убедилась, что хочу оставить Довлатова таким же мифическим для себя, каким он хотел себя представить. Мне не нужны все эти разоблачения, оценочные суждения со снисходительной ноткой, десятки страниц рассуждений о "а я знаю, почему они расстались". Читать было скучно, немножко стыдно и обидно.
Возможно, Сергей Донатович - тот человек, читать о котором не стоит, его текстов вполне достаточно.
Если эту книгу сразу открыть на последних страницах, где перечисленные основные даты жизни и творчества Сергея Довлатова, то в глаза сразу бросается как их мало. Но несмотря на это его жизнь была насыщенна и богата всевозможными трагикомическими ситуациями.
Но не только жизнь Довлатова была трагикомична. Даже создание книги о нём обернулось трагикомедией. А как иначе назвать запрет на использование любых фотографий и писем, содержание которых многим давно известно. Но несмотря на все препятствия и изменения книга всё же дошла до читателя.
А книгу это стоит прочитать как поклонникам Довлатова так и тем кто ещё не познакомился или начинает знакомиться с его творчеством. В это сложно поверить, но на протяжении чтения со страниц сойдёт герой этого романа и незримо будет присутствовать до тех пор, пока не будет перевёрнута последняя страница. Ещё одна странность этой книги - незаметное и ненавязчивое упоминание о произведениях писателя без подробных пересказов и доскональных разборов. Конечно не упомянуть о них нельзя, но кто хочет подробностей сам их прочитает, а так много интересного нужно рассказать Валерию Попову. Ведь в небольшую по объёму книжку надо вместить и увлекательный рассказ о замечательных 60-х годах, не забыть упомянуть про 70-е и постараться как можно подробнее рассказать про годы эмиграции.
Итог - непростой жизненный путь и непростая судьба смешных и грустных произведений сюжетом для которых стала жизнь Довлатова. Для меня он теперь стал немного ближе и понятней.
"Всем ясно, что у гениев должны быть знакомые. Но кто поверит, что его знакомый - гений?!" - писал Довлатов о Пушкине. Количество книг жанра "я с Довлатовым" уже давно превысило количество книг собственно автора, и, к сожалению, даже в серии ЖЗЛ вышел очередной букет зарисовок "в этой пивной мы с Серегой бухали". Интересно, конечно, но сам Довлатов о таких вещах писал куда интереснее (хотя и менее правдиво :) )
Довлатов полюбился мне давно. Книги его ярки и необычны по строгости стиля, заставляют смеяться, хоть они скорее трагикомичны и драматичны. Сергей Донатович - это тот писатель, которого если полюбишь, то перечитываешь с завидным постоянством. В его "мир" хочется возвращаться снова и снова.
Однако читать о любимом авторе - занятие непростое. И я уж даже сомневаюсь, стоит ли пытаться узнать автора поближе при помощи биографии, пусть даже написанной его знакомым... Не больше ли нам говорят о писателе сами его книги? Мнение, в любом случае, субъективно, но зато оно твое...
С Валерием Поповым-писателем я до книги "Довлатов" знакома не была. И первое знакомство не из приятных, если честно. Слишком уж автор много пишет о себе, любимом. Да, понятно, он и Довлатов общались, жили в одно время, в одном городе, вращались в одном кругу. Но если бы я хотела почитать о жизни Валерия Попова, я бы вряд ли взялась за чтение книги под названием "Довлатов"... Велико было желание отложить книгу до лучших времен (или насовсем), когда на каждой странице встречалось что-то типа: "Сергей жил... и я тоже. Довлатов дружил с... и я тоже. Довлатов писал... и я тоже, кстати, мой первый рассказ такой-то был опубликован тогда-то в таком-то журнале и пр. и пр."
К счастью, вторая половина книги мне понравилась больше. Да и автор, видимо, все же сосредоточился на личности Сергей Довлатова, вспомнил, так сказать, что он пишет биографию, а не мемуары.
Резюме: книгу читать в целом было интересно. А что я узнала о Довлатове? Страшно нравился женщинам, много пил и гулял, обижал друзей (это мнение Попова; не убедил), много страдал и переживал, что никак не займет место на литературном Олимпе. Вот, пожалуй, все. Что-то мне подсказывает, что лучше бы вместо этой биографии - автор которой с поставленной задачей справился лишь на половину - я перечитала бы "Заповедник" или "Соло на ундервуде"... А мой Довлатов пусть остается таким, каким он мне видится при чтении его книг - печальный красавец, талантливый и недооцененный, но находящий забавное в нашей жизненной серости.
Книги С. Довлатова люблю давно, преданно, но без фанатизма. Читать что-либо о самом Сергее Донатовиче желания не возникало. Книгу В. Попова пару лет назад повертела в руках и отложила. Но в контексте недавних обсуждений (Быков мне нравится, но что-то он ударился в троллинг, то ПЛиО пнет, то Довлатова размажет) решилась глянуть. Прозу Попова, кстати, мы читали по институтской программе в конце 80-х, не зацепил и не поразил.
Моя инфантильная память постоянно подбрасывает мне странные ассоциации. У забытой ныне хорошей и немногословной детской писательницы А. Масс есть небольшой рассказик про двух девочек. Одна из них (принципиальная и положительная) пишет домашку - сочинение на тему "Моя подруга". Описываемая подруга Валя Львова сидит напротив, слушает написанные абзацы и сжимается от унижения: у нее "невыразительное лицо", она - трусишка и лгунья и т.п. Валя с ужасом представляет, как это сочинение будут хвалить учителя, как его будут зачитывать вслух в классе - написано ведь честно, по-пионерски, без ошибок...
Но тетрадка с проверенным сочинением удивляет обеих девочек, вместо оценки - лаконичная надпись красными чернилами "Так о друзьях не пишут!"
Валерию Попову стоило бы просто написать воспоминания о себе любимом, своей молодости и своем окружении.
Небольшая, и при этом крайне занудная биография. Нельзя книги писать скучно – это преступление против читателя. Больше похоже на наброски к более весомому произведению, чем на отшлифованный, готовый к употреблению текст. Нет четко выстроенной линии, на которую наслаиваются воспоминания людей, которые знали героя, а есть сумбурные эпизоды размышлений о времени и о себе, несколько писем Довлатова, и немного авторского брюзжания, что раньше было лучше, трава зеленее, отношения честнее и проще.
В процессе чтения пришлось гуглить основные вехи жизни и творчества, потому как не понятна из книги хронология событий. Все-таки личное знакомство с героем, и собственная принадлежность к литературным кругам (Валерий Попов писатель, печатавшийся примерно в одно время с Довлатовым), не дают эксклюзивного права писать о нем. Убеждена, что о людях, которых любишь, нужно рассказывать со страстью, или не делать этого вообще. Цельный образ Довлатова – писателя и человека - так и не сложился. Даже первая жена Довлатова Ася Пекуровская получилась в книге интереснее и выразительнее, чем собственно сам герой. Может быть, потому что она – женщина.