Впервые на русском – удивительный бестселлер Стивена Чбоски, трогательный роман взросления («„Над пропастью во ржи“ для новых времен», по выражению критиков), разошедшийся тиражом свыше миллиона экземпляров и экранизированный самим автором, причем одну из главных ролей в фильме исполнила Эмма Уотсон – она же Гермиона Грейнджер из фильмов о Гарри Поттере.
Чарли переходит в старшую школу. Опасаясь того, что его там ждет после недавнего нервного срыва, он начинает писать письма кому-то, кого никогда в жизни не видел, но кто, он уверен, должен хорошо его понять. Чарли не любит ходить на танцы, поскольку ему обычно нравятся те песни, под которые не потанцуешь. Каждая новая книга, прочитанная им по совету Билла, учителя литературы, тут же становится у Чарли самой любимой: «Убить пересмешника», «Питер Пэн», «Великий Гэтсби», «Над пропастью во ржи», «В дороге», «Голый завтрак»… Билл советует Чарли «быть не губкой, а фильтром», и тот честно пытается. Еще Чарли пытается не вспомнить крепко забытые детские травмы и разобраться в своих чувствах к старшекласснице Сэм, сестре его друга Патрика по кличке Никак…
И папа заявил: "Это была великая серия".
И мама сказала: "Лучшая".
Дорогой Чарли!
Я хочу поблагодарить тебя за твои письма: это большая редкость, когда кто-то откровенен на все сто, и тебе не хочется его придушить.
На самом деле ты проделал огромный путь, и я действительно рад за тебя.
Ты об этом не догадываешься, но своими письмами ты помог мне найти ответы на вопросы, которые мучают меня уже долгое время.
Более того, ты напомнил мне о том, что мы живем сегодня, здесь и сейчас.
Я думаю, что люди слишком часто забывают об этом. Может, это и не дает нам быть счастливыми, как ты думаешь?
Я надеюсь, что ты сможешь закончить школу с отличием, потому что, уверен, твоя речь на вручении аттестатов будет фееричной.
Спасибо, что поделился со мной частью своей жизни. Это действительно много значит для меня.
P.S.: я тоже очень люблю The Smiths. Теперь Asleep будет в моем плейлисте дважды.
И папа заявил: "Это была великая серия".
И мама сказала: "Лучшая".
Дорогой Чарли!
Я хочу поблагодарить тебя за твои письма: это большая редкость, когда кто-то откровенен на все сто, и тебе не хочется его придушить.
На самом деле ты проделал огромный путь, и я действительно рад за тебя.
Ты об этом не догадываешься, но своими письмами ты помог мне найти ответы на вопросы, которые мучают меня уже долгое время.
Более того, ты напомнил мне о том, что мы живем сегодня, здесь и сейчас.
Я думаю, что люди слишком часто забывают об этом. Может, это и не дает нам быть счастливыми, как ты думаешь?
Я надеюсь, что ты сможешь закончить школу с отличием, потому что, уверен, твоя речь на вручении аттестатов будет фееричной.
Спасибо, что поделился со мной частью своей жизни. Это действительно много значит для меня.
P.S.: я тоже очень люблю The Smiths. Теперь Asleep будет в моем плейлисте дважды.
О-хо-хо...
И опять американские подростки с глобальными проблемами, которых я в упор не вижу. Не чуткая я. Наркотики, секс, мастурбация, геи. Пятнадцатилетний герой, который читает книги, постоянно плачет и страдает по поводу и без. Вечеринки, музыка, фильмы.
Скучно, скучно, скучно...
Книга явно переоценена. Ничего особенного, весьма слабенькое чтиво для подростков без особых идей, но с претензией на высокое. Ах, все они такие непонятые, мятущиеся, странные!..
Зря читала.
В рамках игры "Книжное путешествие".
У "Хорошо быть тихоней" есть одно великое достоинство, которое не так часто встретишь в литературе. Книга написана очень честно и просто. Не в смысле примитивно, а именно просто, поэтому неудивительно, что её часто сравнивают с "Над пропастью во ржи" – там тоже манера написания простая и честная. Но Чарли на Колфилда совсем не похож, несмотря на то, что с обществом себе подобных тоже уживается с большими оговорками.
Никакой лжи, никаких ухищрений, никаких увиливаний. Есть простой парень Чарли, который любит слушать музыку, у которого есть пара-тройка психологических отклонений, но на фоне всех остальных он смотрится едва ли не самым нормальным. На фоне — книги, музыка, атмосфера, тот же Рокки Хоррор вдруг выпрыгивает из-за штор. Роман срезает целый пласт ощущений молодого человека (иначе не скажешь) в том самом возрасте, который сложнее всего описать в литературе, не ударяясь в крайности или фальшь. Пора впитывания новых ощущений, когда все вещи, которые потом будут казаться банальными и надоевшими, воспринимаются остро и чётко. Одна песня может задать тебе настроение на целую неделю, одна прочтённая книга может изменить всю твою жизнь, один друг или враг может не только изменить всю твою жизнь, но и изменить тебя.
Чарли немного сложнее соотноситься с социумом, чем другим, потому что он "тихоня". Интроверт во все поля, но я не стала бы называть его социофобом или социопатом, тем более, что в конце концов автор раскрывает нам причины его психологических проблем и странностей. Интроверту в старшей школе приходится непросто, потому что именно в это время начинают бушевать гормоны и пробуждается разум, так что подростков кидает из крайности в крайность. В типажах, выведенных в романе, невозможно не узнать те или иные черты кого-то из своих знакомых. Бунт обычный, бунт интеллектуальный, бунт сексуальный... Бунт тихони, в конце концов. При этом всё это, включая секс, наркотики и рок-н-ролл, показано весьма спокойно, в порядке вещей, как это и воспринимается подростками, а не всякими кококо-какой-кошмар-да-это-же-дети-прочтут.
Роман на самом деле очень лиричный. Знаете, с чем бы его сравнила по степени окунания в атмосферу? С "Вином из одуванчиков", тоже нужно только настроиться и плыть по лёгким волнам повествования. Вот только "Вино..." для совсем другого возраста, небольшого, а "Хорошо быть тихоней" – для холденколфидовского. И какое-то стыдливо приятное ощущение от того, что смог заглянуть в чужую жизнь, примерить на минутку нежные воспоминания другого человека. Такие воспоминания, которые можно описать только от первого лица, что и делает главный герой в письмах неведомому другу.
Если с главным героем всё понятно, то с его окружающими понятно гораздо меньше, потому что мы можем видеть их только глазами Чарли, который книги понимает куда лучше, чем людей. В этом плане очень поможет экранизация. Серьёзно, она очень и очень хорошая, я её смотрела вообще до прочтения книги, и она, наверное, даже понравилась чуть больше. Так что рекомендую.
А больше всего запомнилась идея быть для любой хорошей книги не губкой, а фильтром. Эта идея давно витала где-то в уголках подсознания, но не никак не могла улечься в такую краткую словесную форму. Ничего лишнего.
Ну и напоследок плевок в сторону переводчиков. Текст книги написан очень просто, но даже с переводом такого несложного материала справились они из рук вон плохо. Неофициальный перевод я не читала, а в официальном можно встретить, например, момент, как мальчик в прострации падает на снег и начинает лепить снежного ангела. Лепить! Снежного ангела! Лежа! Как себе переводчик с редактором это представляют? Да и вообще снежные ангелы настолько уже проникли через фильмы-книги-мультики в нашу культуру, что любой ребёнок знает, как именно их делают. Стыд и позор.
Книга-фильтр
Дорогой друг!
Я, как никто другой, прекрасно понимаю главного героя. Нет-нет, я не лежала в клинике, не старалась отделаться от болезненных детских воспоминаний, не накуривалась дурью и не старалась изо всех сил убить в себе влюблённость в другого человека. Нет. Просто я учитель. Учитель вот таких неопределившихся метущихся подростков.
В большинстве рецензий я встретила негодование. Мол, какие-то пустозвонные проблемы у Чарли. Ноет и ноет парень, ноет и ноет, и конца и края нет этому бесконечному нытью. Вы издеваетесь? Мало того, что возраст Чарли - сам по себе переходный, и хорошо, если ребёнок только ноет, но сквозь недовольство умудряется учиться и заводить друзей. Гораздо сложнее - если эмоции и психологические проблемы берут верх, и получается типичный трудный подросток, плюющий на учёбу и не интересующийся ничем, кроме Counter Strike (в лучшем случае).
Мне нравится Чарли. Он мыслящий, думающий, интересующийся людьми и литературой. Вопреки давлению (причём он сам не понимает, что оказывает на него такое влияние) он радуется жизни и пытается найти своё место в бесшабашном школьном социуме, готовом растерзать любого, кто хоть чуть отличается от большинства. Он прост. И дело даже не в простоте изложения его мыслей, а в том, что на мир он смотрит трезво, без занудства, розовых очков и излишнего пессимизма. Получил "отлично"? О, круто, будет, чем порадовать родителей. У сестры проблема? Я ей помогу, для этого и существуют братья. Моего друга ударили? Я его защищу, ведь мы дружим не просто так.
Единственная черта Чарли, которая мне как кость в горле - склонность к самопожертвованию. Он не добивается девушки, потому что ей вроде как и без него хорошо. Не способен разорвать "безбудущные" гнетущие отношения, потому что не хочет обидеть друга, к которому уже прикипел. И множество таких мелочей. Но под этими бесхребетными мелочами скрывается его всепоглощающая любовь к окружающим. Если Чарли назвал кого-то другом, он будет дорожить этой дружбой до последнего. Если полюбил - то это навсегда.
И как просто он воспринял застаревшие, покрытые слоем пыли воспоминания о дражайшей тёте Хелен... Либо он не способен не любить, либо... Либо это настолько удивительный парень, что его не способны сломить призраки гнетущего прошлого.
Так что не относитесь к Чарли слишком строго. Он всего лишь ребёнок. Ребёнок, который попробовал на вкус взрослую жизнь с наркотиками, сигаретами и постыдной правдой. Но при первом поцелуе его руки всё ещё дрожат.
Счастливо, Sanctum-Sanctorum
Мне безумно везет при выборе новой книги. Не знаю, как так происходит, но я всегда попадаю в десятку. Я выбираю именно ту, которая подходят мне по настроению, по нынешнему состоянию, книгу, в которой проблемы героя, схожи с моими. Это книги – советчики, помощники, товарищи, которые в конечном итоге дают тебе надежду, что все будет хорошо, дают дельный совет, именно тот, который необходим тебе в твоей жизненной ситуации.
Еще одним моим другом стала книга «Хорошо быть тихоней».
Эта книга – небольшой сундучок, в котором главный герой хранит свои самые яркие моменты из жизни, свои переживания, самые сокровенные чувства. От нее невозможно оторваться, читаешь на одном дыхании, она притягивает своей детской наивностью, непосредственностью, искренностью, честностью.
Главный герой – Чарли, парень, который только входит в эту подростково-взрослую жизнь, многое для него в новинку, он типичный подросток, который радуется самым простым мелочам. Он счастлив оттого только, что сестра решилась с ним поговорить, что девушка, которая ему небезразлична, окинула его взглядом, что его мама впервые за многое время его обняла, что брат приехал на каникулы. Но самую большую радость ему доставляет осознание того, что он не одинок, что у него есть друзья, которые ему важны.
Форма изложения в письмах, делает книгу еще более трогательной. Главный герой доверяет нам свой внутренний мир. Мы вместе с ним проживаем частичку его жизни. Мы понимаем его первое сильное чувство, мы понимаем его стеснение, мы понимаем неловкость, которую он испытывает, гордость, недоумение, радость, восторг. Мы вместе с Чарли ощущаем бесконечность.
О богатом внутреннем мире героя можно сказать только потому, какие книги он читает, как он старается пропустить их через себя, как жаждет он окунуться в новый, написанный автором, мир.
А музыка! Вы только посмотрите, какую замечательнейшую музыку он слушает и как много внимания этому уделяет. Не случайно он подарил своему лучшему другу пластинку, на которой записаны его самые любимые песни, ведь каждая запись для главного героя – это воспоминание о прекрасных днях, моментах. И да, эта песня группы The Smiths – Asleep, отражает все чувства героя, напоминая ему как когда-то проезжая туннель, он протягивал руки к небу и ощущал бесконечность.
Для меня же эта книга стала полезна тем, что главный герой, как и я, боялся делать того, что он действительно хотел делать, он был нерешителен, он боялся отказа, боялся быть самим собой. Ведь на словах все просто. Быть собой. Делать то, что ты считаешь нужным, ведь порой, как и у главного героя, окружающие нас люди, ждут от нас именно тех действий, которые мы желаем, но боимся совершить. Однако Чарли осознал, что это нормально чувствовать и быть собой и призывает нас к этому же.
«Так что я думаю, мы являемся теми, кем являемся, по множеству причин. И, возможно, мы никогда не узнаем многих из них. Но если у нас нет возможности выбирать, откуда начинать свой путь, мы можем выбрать, где его закончить. Мы можем сделать многое. Мы можем попытаться стать счастливыми.»
Книга безумно светлая, она внушает нам огромную надежду и заставляет радоваться жизни, ощущать бесконечность.
Не знаю, хорошо это или плохо. Не знаю, что лучше: чтобы твои дели были счастливы или чтобы окончили колледж. Не знаю, что лучше: быть своей дочке другом или согнуть её в бараний рог, чтобы только ей жилось легче, чем тебе. Не знаю - и всё тут.
Мы являемся теми, кем являемся, по множеству причин. И, возможно, мы никогда не узнаем многих их них. Но даже если у нас нет возможности выбирать, откуда начать свой путь, мы можем выбрать, где его закончить. Мы можем сделать многое. Мы можем попытаться стать счастливыми.
Когда будешь читать эту книгу, настраивайся скептически. Она прекрасная. Но постарайся пропустить её через себя, а не впитать.
Однажды на желтом листе бумаги с зелеными строчками он написал стихотворение.
И назвал его "Пасть", потому что так звали его собаку.
О ней и был весь стих.
И его учитель поставил ему высший балл и наградил золотой звездой.
И его мама повесила стих на кухонную дверь и зачитала тетушкам.
Это был год, когда отец Трейси повел детей в зоопарк.
И разрешил им петь в автобусе.
И его маленькая сестра родилась с крошечными ногтями и без волос.
И его отец и мать много целовались.
И девушка, живущая за углом, отправила ему валентинку, внизу нее поставив ряд букв "х", и он спросил своего отца, что это означает.
И его отец всегда поправлял по ночам ему одеяло.
И всегда был рядом.Однажды на белой бумаге с синими строчками он написал стихотворение.
И назвал его "Осень", потому что тогда было то время года.
О ней и был весь стих.
И его учитель поставил ему высший балл и попросил писать разборчивее.
И его мать не повесила стих на кухонную дверь, потому что та была недавно покрашена.
И ребята сказали ему, что отец Трейси курит.
И оставляет окурки на скамейке.
И иногда они прожигают дырки.
Это был год, когда его сестра стала носить очки с толстыми линзами и черной оправой.
И девушка, живущая за углом, рассмеялась, когда он позвал ее смотреть Санта Клауса.
И ребята рассказали ему, почему его мать и отец так много целовались.
И его отец больше не поправлял ему одеяло.
И его отец рассвирепел, когда он закричал ему сделать это.Однажды на бумаге, вырванной из своей записной книжки, он написал стихотворение.
И назвал его "Невинность: вопрос", потому что это был вопрос о его девушке.
Об этом и был весь стих.
И его учитель поставил ему высший балл, подарив странный взгляд.
И его мать не повесила стих на кухонную дверь, потому что не знала эту девушку.
Это был год, когда отец Трейси умер.
И он забыл, чем заканчивается текст Апостольского Символа веры.
И он застал свою сестру, целующейся у заднего входа.
И его мать и отец никогда больше не целовались и даже не разговаривали.
И девушка, живущая за углом, стала слишком много краситься.
Из-за этого он закашлялся, когда целовал ее, но все равно продолжал это делать, потому что был должен.
И в три часа утра он сам поправил себе одеяло под громкий храп отца.Поэтому на клочке коричневого бумажного пакета он написал другое стихотворение.
И назвал его "Абсолютная пустота".
Потому что стих был именно об этом.
И он сам поставил себе высший балл и порезал себе чертовы запястья.
И он повесил стих на дверь ванной, потому что думал, что не сумеет дойти до кухни.
Мы принимаем такую любовь, какой, с нашей точки зрения, заслуживаем.