"Но вскоре им стало скучно, ум их нуждался в деятельности, существование — в какой-либо цели".
Книга-памфлет -- очень острая и сильная, написана блестящим литературным языком и, под влиянием этого языка, с улыбкой и нескрываемым интересом наблюдаем за действиями и размышлениями наших добрых героев, чьих непоколебимое стремление к возвышенному увлекает и нас.
Для меня эта книга как философский трактат о смысле человеческого бытия и философское рассуждение о жизненных ценностях. На фоне уйма неудачных проектов Бувара и Пекюше мы знакомимся со многими видаюшиймся личностями и, книга становится путеводителем в лабиринте парадоксов и логики.
Жаль, что Флобер ушел из жизни так рано и не успел закончить это прекрасное произведение.
"Оба после всех своих разочарований почувствовали потребность жить простой жизнью, кого-то любить, дать отдых разуму".
Неоконченный роман, рассказывающий нам в полной мере о человеческой глупости. История о двух приятелях, переписчиках, встретившихся на одном из бульваров Парижа. Между ними сразу завязывается дружба, ибо оба имеют схожие интересы. И вот один из друзей, Бувар, получает в наследство немалую сумму денег, которую они решили потратить на деревенскую жизнь, скажем так. И вот тут-то и начинается самое интересное. От скуки приятели начинают постигать основы садоводства, археологии, консервирования, истории, литературы, языкознания, богословия, медицины и т.д. Но перед ними предстаёт множество проблем, связанных с неоднозначностью, а порою и абсурдностью этих наук. Флобер приписал своим героям не только различные человеческие заблуждения в поисках истины, но и такой замечательный дар, как настоящая дружба, ибо только взаимопомощь и взаимовыручка помогали героям противостоять местным жителям))
В заключение хотелось бы сказать, что роман может вызвать сомнение по поводу человеческого развития даже у самых уверенных читателей. Вероятно, если бы Флобер смог дописать эту книгу, то она бы стала его самым знаменитым произведением.*
* Сугубо личное мнение читателя))
Всем спасибо и прошу простить за неграмотность)
Роман не окончен?
Лично я не вижу ему завершения.
Существует еще великое множество занятий, исследований, наук, областей и родов деятельности, за что могли бы взяться Бувар и Пекюше в дальнейшем. Словом, разбор человеческой глупости продолжать можно до бесконечности.
А если исходить из заявления самого Флобера, что роман для него любимый, т.е. работа над ним доставляла удовольствие - это только подтверждает моей тезис:)
Читать эту книгу из-за сюжета - не тратьте свое время. История не окончена, и написано ее даже меньше половины задуманного автором объема.
Если и читать - то ради красоты языка. Все четко и предельно ясно в формулировках, никаких недосказанностей, намеков и двусмысленностей. Чтение ради чтения, которое доставляет чистое удовольствие. И тогда уже можно не обращать внимания на то, что должно быть сюжетом, и даже не так раздражают главные действующие лица. Ведь все их глупости и порой даже жестокости описаны с такой авторской увлеченностью, что невольно и сам проникаешься их идеями. И становится понятно, почему Флобер посвятил этому произведение более пяти лет и так и не смог довести его до логического финала - ведь язык не менее важная составляющая качественной истории.
О героях же мы получаем достаточные сведения уже в аннотации: двое немолодых господ встретились случайно и нашли друг друга. Никаких пошлостей. Просто две родственные души, которые не смогли больше расстаться и проводят свои последующие годы в компании друг друга. Все их идеи, планы и желания совпадают. Так же, как и неумение претворить их в жизнь. Они легко увлекаются, с детской непосредственностью стремясь познать все вокруг, но в своем стремление доходят до крайностей, как те же дети. Они не умеют вовремя остановиться. Несмотря на солидный возраст (более 50 лет), они не обладают ни малейшим житейским опытом, как и чувством такта. Увлекшись новыми идеями (а их было немало), герои в очередной раз забывают об окружающем мире и с упоением отдаются своим новым устремлениям. Но ни одно из них не может быть доведено до конца: теоретические выкладки для них слишком сложны и быстро утомляют, практические навыки (даже если они и имелись хотя бы в начальном состоянии) уничтожаются излишним рвением. В итоге - горы (иногда и в прямом смысле) брошенных проектов, среди которых продолжают существовать герои в своем счастливом неведении и ожидании новых озарений.
Финала у этих изысканий нет. А если бы он был - вряд ли бы все закончилось хорошо.
Роман о двух приятелях. И о доказательстве фразы "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось". Так в целом нормально) Ну ещё нужно учесть, что он не закончен и судя по плану должен был стать совсем глобальным и заумным романом
С французами у меня не очень. И с классической литературой у меня не очень. С незаконченными произведениями у меня очень не очень. И если с первыми двумя пунктами я иногда справляюсь и открываю для себя что-то неожиданно интересное, то как я могла не заметить, что это незаконченный роман, я не знаю. Мне было скучно, очень скучно читать. Хотя и сюжет о дружбе с первого разговора, о кардинальной смене жизни и попытки познать всё и докопаться до сути мне интересен, и написано хорошим языком, но нет. Мне нужно отложить Флобера еще на долгое время.
читала в рамках игры книжное государство 2018
О чем роман "Бувар и Пекюше"? Казалось бы, исчерпывающая информация об этом содержится в аннотации. Двое чудаков знакомятся, обнаруживают друг в друге родственные души и страсть к чистому познанию и решают посвятить этой страсти всю оставшуюся жизнь. Но Гюстав Флобер никогда не бывает так прост, "Госпожа Бовари" тоже начиналась как классический любовный роман с тем, чтобы уже ко второй четверти книги превратиться в черную мизантропическую комедию.
Похожим образом раскрывается и эта книга. Начиная следить за чрезмерным энтузиазмом двух друзей, мы благодушно посмеиваемся, ожидая уютного водевиля в духе Гоголя. Потом, видя как все их усилия лишь выставляют их в смешном виде, начинаем испытывать испанский стыд. Наконец (может быть, немного запоздало), готовы признать их дураками, которые вызывают раздражение.
Хотя, собственно, что нас раздражает? То, что им не удается преуспеть ни в одной области знания и весь храм Науки начинает выглядеть как вот-вот готовая рухнуть Вавилонская башня. Но это же абсурд (думаем мы), науке мы обязаны всем, научный образ мышления - это единственный образ мышления, который пристал культурному человеку. Значит, все дело лишь в главных героях. Примерно так раздражаются люди, когда обнаруживают что-то, несоответствующее их картине мира, их информационному мыльному пузырю. Это как апории Зенона, как учение Парменида о бытии.
Но что же они (Бувар с Пекюше) делают неправильно? Они добросовестно пытаются постигнуть каждую из наук, и, может быть, не их вина, что науки эти при подлинно беспристрастном рассмотрении оказываются неспособны предложить им ту стройность и непротиворечивость, к которой мы все привыкли? Интеллектуальное мужество как раз в том и состоит, чтобы признать научный взгляд на мир несовершенным, неудовлетворительным, неспособным поставить окончательную точку в выборе способов познания мира. Иначе чем тогда наука отличается от религиозного фанатизма? И у некоторых персонажей романа действительно находится такое мужество:
Профессор признался, что теперь он в области истории сбит с толку.
-- Она меняется что ни день. Сомнению подвергаются римские цари и странствия Пифагора. Производятся нападки на Велизария, Вильгельма Телля и даже на Сида, оказавшегося, благодаря последним открытиям, простым разбойником. Приходится пожелать, чтобы больше не делалось открытий, а Институту надлежало бы даже установить своего рода канон, который предписал бы, чему надо верить.
Недаром первое упоминание этой книги я встретил у постструктуралиста Жиля Делеза в его работе "Различие и повторение". То, чем занимаются друзья, - самая настоящая деконструкция. Деконструкции подвергается наука, искусство, политика, религия... Кто знает, случайно ли роман остался незаконченным, не успели ли бы они к финалу деконструировать мир сам по себе, составные части которого, как мы видим, оказались так непрочны.
Бувар и Пекюше воплощают собой широко известный в коллективном бессознательном архетип мудрого глупца, как Ходжа Насреддин, который, который своими на первый взгляд глупыми ремарками изобличал человеческое невежество, как Дон Кихот, который, решая следовать правилам, обнаруживает, что правил не существует, Сократ, решивший вопросами измерить имеющееся у нас знание, и выяснивший, что никакого зная и нас и нет.
Для завершения этой заметки как нельзя лучше подойдет цитата другого любителя поскрести реальность из Аргентины:
Нaм (нерaзличимому Рaзуму, действующему в нaс) пригрезился мир. Мы увидели его плотным, тaинственным, зримым, протяженным в прострaнстве и устойчивым во времени; но стоило допустить в его здaнии узкие и вечные щели безрaссудствa, кaк стaло понятно, что он лжив.
Книга меня совсем не впечатлила. Просто глупые идеи двух старичков. И толка из них никакого. Если брать автора - то Воспитания чувств и Госпожа Бовари не идут ни в какое сравнение, лично по-моему, с данным произведением.