Семь лет и два месяца отдал Владимир Переверзин за право остаться человеком и не лжесвидетельствовать. Его называли самым случайным узником дела ЮКОСа, и на его месте мог оказаться любой сотрудник компании. Но «повезло» именно ему. Не было никаких миллиардов, как не было и никаких хищений. Но были годы, проведенные в тюрьмах и лагерях, годы, украденные в угоду чьим-то интересам, годы, которые никто не вернет. Об этом и пойдет речь: об абсурдном суде и неожиданном своей жестокостью приговоре, о лагерях и попытках добиться освобождения. И хотя автору тяжело вспоминать этот сложный период, он считает своим долгом донести до читателя, что при существующей системе то, что случилось с ним, может случиться с каждым.
Очень тяжелая книга. Первую половину я читала понемногу в день - больше не могла, настолько это все страшно и возмутительно, просто хочется, как говорится, взять автомат и стрелять-стрелять-стрелять всех, кто все это устроил (( Солженицына я в свое время про ГУЛАГ так и не прочла, только кое-какие отрывки (опять же потому, что не могу я про такие ужасы читать), но это все же было когда-то в те еще времена, а описанное здесь - происходит прямо сейчас, когда я пишу эту рецензию. От этой мысли хочется то ли рыдать, то ли стрелять, то ли эмигрировать.
Из книги Ходорковского "Тюремные люди" как-то не складывается впечатление, что все вообще так плохо, а здесь... Тюрьма, колония, все эти т.н. "исправительные учреждения" - это просто ад. Никто, даже самый ужасный преступник, недостоин такого. А тем более это бессмысленно, если цель - исправить преступника. Это какое-то зазеркалье, где если выжил и не скурвился, то это огромный подвиг. Где каждый день над тобой издеваются, могут избить, убить (и напишут в рапорте, что "упал с лестницы"), где постоянно воруют, руководство учреждений ФСИН живет за счет эксплуатации заключенных как рабов. Никаких условий существования, никакого человеческого отношения, не соблюдаются ни законы, ни Конституция, ни уголовный кодекс. Полное самодурство моральных уродов и психически ненормальных людей - почти все сотрудники этих исправительных органов гораздо хуже чем те, кого они охраняют. При этом они еще и занимаются неизвестно чем, тюремная жизнь полна совершенно бессмысленных действий, в которых участвуют сотни сотрудников, и получают за это немалые деньги (на наши налоги, разумеется, а то ж).
Исправительная колония. В названии заложен смысл и определена основная цель этого заведения - исправлять осужденных. Название ... имеет прямо противоположный смысл происходящему. Чего здесь только не делают, но только не исправляют. Побывав в этих местах, человек теряет последнюю веру в справедливость. Изрядно "наисправив" зэков раским трудом, прочно вбив в их головы мысль, что своим трудом денег не заработаешь, колонии выпускают толпы озлобленных, отчаявшихся, не приспособленных к нормальной жизни людей, большинство из которых возвращается обратно. Система выдает восемьдесят процентов брака. Не повод ли задуматься о состоянии системы, которая обходится бюджету в баснословные деньги? ФСИН поглощает средства, размер которых сопоставим с деньгами, выделяемыми на здравоохранение.
На каждой страницы книги - поразительные и ужасные зарисовки из жизни этого ада. Чего стоит, например, уничтожение кошек на территории колонии: заключенные привязываются к ним (некоторые даже забирают любимых кошек домой, когда освобождаются), а тут вдруг у руководства бзик - всех животных переписать и повесить бирки, а кого не успеют - всех в мешки и уничтожить. И уничтожают. Ну а чего им, для них и человек ничем не лучше этой бедной кошки.
Духовное окормление? Фиг вам.
Я считаю себя православным человеком, но в церкви, которая находится в колонии, я не был ни разу. Чтобы туда попасть, надо записаться у дневального отряда. Он составляет списки и относит их в штаб. Списки утверждаются начальниками оперативного и режимного отделов. Далее осужденных, предварительно обыскав, строем выводят в церковь, а по окончании службы таким же образом возвращают в отряд.
Я бы тоже не пошла.
С середины книги как-то, однако, привыкаешь к этому театру абсурда и уже начинаешь смеяться над ним - автор пишет с долей юмора. Абсурдные мероприятия по исправлению заключенных (которые, на минуточку, разрабатывают целые институты "ученых-пенитенциарщиков"!). Например, конкурс КВН среди осужденных, посвященный дню дипломатического работника. Или какой-нибудь концерт, где заключенных заставляют петь (хотя они не умеют ни разу). Ну, провели очередной театр абсурда, отчет отправили наверх начальству, сидят довольные. А заключенные спят в бараке в дикой тесноте, по много десятков человек, просто друг у друга на головах, в грязи, немытые, злые, терпя ежедневные унижения, совершенно опять же бессмысленные и абсурдные. Питание по большей части отвратительное, заключенные спасаются передачами или, если есть деньги, покупками в тюремном магазине, или подачками сокамерников. В тюремную больницу лучше не попадать - можно оттуда отправиться на тот свет.
Единственное более-менее приличное и полезное мероприятие - спортивные соревнования, которые иногда устраивают среди заключенных.
При этом периодически в колонии приезжают проверки или журналисты. Для них устраивают шоу: все подчищают, заключенных прячут (!), выставляют для примера нескольких, которые под страхом кары вдохновенно врут, как им хорошо живется. Потом эти милые отчеты идут в прессу. А немалые деньги, которые, по идее, должны идти на благоустройство колоний, оседают в карманах ее сотрудников, заключенные же продолжают жить в свинарниках.
А главное - в этот ад может попасть любой, ни за что. Просто за то, что случайно оказался в момент Х не в том месте.
В местах лишения свободы сидят разные люди. По моим оценкам, невиновных процентов тридцать. Разные обстоятельства привели людей в тюрьму. Сидит много подлецов и отъявленных мерзавцев. Но то, что с ними делает система, не поддается описанию. В этих условиях хороший станет плохим, а сомневающийся потеряет последние остатки надежды на справедливость и веру. Плохой станет еще хуже. Людей в погонах я бы вообще не подпускал к осужденным, тем более к решению вопроса об их условно-досрочном освобождении. На них - только охрана по периметру колонии, чтобы заключенные не разбежались. Психологи, врачи, учителя - вот люди, которые могут принести пользу осужденным.
Психологи... врачи... учителя... Реалии совершенно другого мира. О стране РФ, где происходит весь этот кошмар, в книге все сказано одним эпизодом:
В камеру заводят загорелого человека ... Очевидно, что незнакомец только что приехал с отдыха. Мы знакомимся. С удивлением узнаём, что Андрей сидит уже два года, которые провел в испанской тюрьме ... Его выдала Испания по договору с Россией об экстрадиции. Он рассказывает нам чудесные истории о той самой тюрьме, где он так загорел. Мне хочется в Испанию...
Тюрьма находится на окраине Мадрида. По прибытии выдают спортивный костюм, кроссовки, туалетные принадлежности. За счет заведения дают позвонить родственникам, чтобы те не беспокоились. В тюрьме пятидесятиметровый бассейн для заключенных, два спортзала. Хочешь йогой заниматься - пожалуйста. В тюрьму приходит женщина-тренер и проводит занятия. Есть здесь курсы кулинарного искусства. ... За некоторое время до освобождения студентов кулинарных курсов на выходные дни отпускают на стажировку в один из ресторанов Мадрида. Некоторые бывшие заключенные устраиваются туда на работу. Кружок садоводов. За двести евро в месяц зэки занимаются озеленением. Выращивают цветы, сажают траву, деревья. ... Хочешь учиться? Пожалуйста - вот тебе курсы английского или испанского. Есть бесплатное дистанционное обучение в вузах. Живут испанские зэки в двухместных камерах, скорее напоминающих номера трехзвездочного отеля. В номере душ и кондиционер. Сокамерника ты себе выбираешь сам. ... В твоем распоряжении бесплатная тюремная медицина. ... Про питание лучше и не говорить. Фрукты, овощи, йогурты, соки - привычное дело. Рацион очень разнообразен и питателен. ...
Андрей на секунду задумывается и после паузы выдает: "Я искренне хочу, чтобы мои родители на свободе жили так, как я жил в испанской тюрьме. Действительно, в России процентов восемьдесят населения на свободе живет хуже, чем зэки в цивилизованных странах.
В конце Переверзин пишет, что не хочет уезжать из России, надеется, что время тикает, и скоро грядут перемены. Они, может, и грядут, только в какую сторону? В лучшую ли? Лично мне уже в это слабо верится, особенно после событий последних полутора лет...
Очень тяжелая книга. Первую половину я читала понемногу в день - больше не могла, настолько это все страшно и возмутительно, просто хочется, как говорится, взять автомат и стрелять-стрелять-стрелять всех, кто все это устроил (( Солженицына я в свое время про ГУЛАГ так и не прочла, только кое-какие отрывки (опять же потому, что не могу я про такие ужасы читать), но это все же было когда-то в те еще времена, а описанное здесь - происходит прямо сейчас, когда я пишу эту рецензию. От этой мысли хочется то ли рыдать, то ли стрелять, то ли эмигрировать.
Из книги Ходорковского "Тюремные люди" как-то не складывается впечатление, что все вообще так плохо, а здесь... Тюрьма, колония, все эти т.н. "исправительные учреждения" - это просто ад. Никто, даже самый ужасный преступник, недостоин такого. А тем более это бессмысленно, если цель - исправить преступника. Это какое-то зазеркалье, где если выжил и не скурвился, то это огромный подвиг. Где каждый день над тобой издеваются, могут избить, убить (и напишут в рапорте, что "упал с лестницы"), где постоянно воруют, руководство учреждений ФСИН живет за счет эксплуатации заключенных как рабов. Никаких условий существования, никакого человеческого отношения, не соблюдаются ни законы, ни Конституция, ни уголовный кодекс. Полное самодурство моральных уродов и психически ненормальных людей - почти все сотрудники этих исправительных органов гораздо хуже чем те, кого они охраняют. При этом они еще и занимаются неизвестно чем, тюремная жизнь полна совершенно бессмысленных действий, в которых участвуют сотни сотрудников, и получают за это немалые деньги (на наши налоги, разумеется, а то ж).
Исправительная колония. В названии заложен смысл и определена основная цель этого заведения - исправлять осужденных. Название ... имеет прямо противоположный смысл происходящему. Чего здесь только не делают, но только не исправляют. Побывав в этих местах, человек теряет последнюю веру в справедливость. Изрядно "наисправив" зэков раским трудом, прочно вбив в их головы мысль, что своим трудом денег не заработаешь, колонии выпускают толпы озлобленных, отчаявшихся, не приспособленных к нормальной жизни людей, большинство из которых возвращается обратно. Система выдает восемьдесят процентов брака. Не повод ли задуматься о состоянии системы, которая обходится бюджету в баснословные деньги? ФСИН поглощает средства, размер которых сопоставим с деньгами, выделяемыми на здравоохранение.
На каждой страницы книги - поразительные и ужасные зарисовки из жизни этого ада. Чего стоит, например, уничтожение кошек на территории колонии: заключенные привязываются к ним (некоторые даже забирают любимых кошек домой, когда освобождаются), а тут вдруг у руководства бзик - всех животных переписать и повесить бирки, а кого не успеют - всех в мешки и уничтожить. И уничтожают. Ну а чего им, для них и человек ничем не лучше этой бедной кошки.
Духовное окормление? Фиг вам.
Я считаю себя православным человеком, но в церкви, которая находится в колонии, я не был ни разу. Чтобы туда попасть, надо записаться у дневального отряда. Он составляет списки и относит их в штаб. Списки утверждаются начальниками оперативного и режимного отделов. Далее осужденных, предварительно обыскав, строем выводят в церковь, а по окончании службы таким же образом возвращают в отряд.
Я бы тоже не пошла.
С середины книги как-то, однако, привыкаешь к этому театру абсурда и уже начинаешь смеяться над ним - автор пишет с долей юмора. Абсурдные мероприятия по исправлению заключенных (которые, на минуточку, разрабатывают целые институты "ученых-пенитенциарщиков"!). Например, конкурс КВН среди осужденных, посвященный дню дипломатического работника. Или какой-нибудь концерт, где заключенных заставляют петь (хотя они не умеют ни разу). Ну, провели очередной театр абсурда, отчет отправили наверх начальству, сидят довольные. А заключенные спят в бараке в дикой тесноте, по много десятков человек, просто друг у друга на головах, в грязи, немытые, злые, терпя ежедневные унижения, совершенно опять же бессмысленные и абсурдные. Питание по большей части отвратительное, заключенные спасаются передачами или, если есть деньги, покупками в тюремном магазине, или подачками сокамерников. В тюремную больницу лучше не попадать - можно оттуда отправиться на тот свет.
Единственное более-менее приличное и полезное мероприятие - спортивные соревнования, которые иногда устраивают среди заключенных.
При этом периодически в колонии приезжают проверки или журналисты. Для них устраивают шоу: все подчищают, заключенных прячут (!), выставляют для примера нескольких, которые под страхом кары вдохновенно врут, как им хорошо живется. Потом эти милые отчеты идут в прессу. А немалые деньги, которые, по идее, должны идти на благоустройство колоний, оседают в карманах ее сотрудников, заключенные же продолжают жить в свинарниках.
А главное - в этот ад может попасть любой, ни за что. Просто за то, что случайно оказался в момент Х не в том месте.
В местах лишения свободы сидят разные люди. По моим оценкам, невиновных процентов тридцать. Разные обстоятельства привели людей в тюрьму. Сидит много подлецов и отъявленных мерзавцев. Но то, что с ними делает система, не поддается описанию. В этих условиях хороший станет плохим, а сомневающийся потеряет последние остатки надежды на справедливость и веру. Плохой станет еще хуже. Людей в погонах я бы вообще не подпускал к осужденным, тем более к решению вопроса об их условно-досрочном освобождении. На них - только охрана по периметру колонии, чтобы заключенные не разбежались. Психологи, врачи, учителя - вот люди, которые могут принести пользу осужденным.
Психологи... врачи... учителя... Реалии совершенно другого мира. О стране РФ, где происходит весь этот кошмар, в книге все сказано одним эпизодом:
В камеру заводят загорелого человека ... Очевидно, что незнакомец только что приехал с отдыха. Мы знакомимся. С удивлением узнаём, что Андрей сидит уже два года, которые провел в испанской тюрьме ... Его выдала Испания по договору с Россией об экстрадиции. Он рассказывает нам чудесные истории о той самой тюрьме, где он так загорел. Мне хочется в Испанию...
Тюрьма находится на окраине Мадрида. По прибытии выдают спортивный костюм, кроссовки, туалетные принадлежности. За счет заведения дают позвонить родственникам, чтобы те не беспокоились. В тюрьме пятидесятиметровый бассейн для заключенных, два спортзала. Хочешь йогой заниматься - пожалуйста. В тюрьму приходит женщина-тренер и проводит занятия. Есть здесь курсы кулинарного искусства. ... За некоторое время до освобождения студентов кулинарных курсов на выходные дни отпускают на стажировку в один из ресторанов Мадрида. Некоторые бывшие заключенные устраиваются туда на работу. Кружок садоводов. За двести евро в месяц зэки занимаются озеленением. Выращивают цветы, сажают траву, деревья. ... Хочешь учиться? Пожалуйста - вот тебе курсы английского или испанского. Есть бесплатное дистанционное обучение в вузах. Живут испанские зэки в двухместных камерах, скорее напоминающих номера трехзвездочного отеля. В номере душ и кондиционер. Сокамерника ты себе выбираешь сам. ... В твоем распоряжении бесплатная тюремная медицина. ... Про питание лучше и не говорить. Фрукты, овощи, йогурты, соки - привычное дело. Рацион очень разнообразен и питателен. ...
Андрей на секунду задумывается и после паузы выдает: "Я искренне хочу, чтобы мои родители на свободе жили так, как я жил в испанской тюрьме. Действительно, в России процентов восемьдесят населения на свободе живет хуже, чем зэки в цивилизованных странах.
В конце Переверзин пишет, что не хочет уезжать из России, надеется, что время тикает, и скоро грядут перемены. Они, может, и грядут, только в какую сторону? В лучшую ли? Лично мне уже в это слабо верится, особенно после событий последних полутора лет...
Пожалуй, лучшая книга о "деле ЮКОСа", хотя не о Ходорковском. И не о Лебедеве. И не о нефти. И не о миллиардах денег. Она всего лишь о людях, которые имели несчастье когда-то устроиться на работу в компанию ЮКОС. Об этих людях не пишут в прессе, не упоминают по ТВ. Мы не знаем их в лицо, не вспомним их фамилий. Однако именно они больше других пострадали, когда сильным мира сего пришла в голову идея по-новому поделить нефтебизнес.
Владимир Переверзин обладает редчайшей чертой - он неисправимый оптимист. За это и поплатился в свое время. Не верил, что невиновного человека могут посадить в тюрьму просто так, за запись в трудовой книжке. До момента оглашения приговора верил, что судья не подлец. Потом верил, что отпустят по удо. И все годы в тюрьме верил в лучшее. Даже на суд над Ходорковским шел отстаивать правду.
Книга состоит из двух частей. В первой - арест и суды. Во второй - жизнь в колониях. Читать очень интересно, у автора прекрасный слог и в чувстве юмора не откажешь. Вот только, когда вспоминаешь, что это реальная история, становится по-настоящему страшно.
Проглотила за пару-тройку дней. Как книжка - очень легко, даже захватывающе.
Как история - не дай Бог! Вот так быть выдернутым из жизни, пережеванным нашей судебной системой и выплюнутым отбывать семь с лишним лет только за то, что твой жизненный путь когда-то пересекся с ЮКОСом. Обыкновенный человек в роли Алисы, попавшей в зазеркалье. Только вместо кроликов, улыбающихся котов и грибов - подлецы в погонах, вереница убийц и разбойников и полный абсурд происходящего. Не знаю, что помогло совершенно невиновному человеку выдержать все это - поддержка с воли, надежда, величиной с луну или чувство юмора, чего у Владимира Переверзина не отнять, но я рада, что все это в прошлом.
Книге - 5 баллов. Человеку +100. За силу духа, терпение и желание все это рассказать.
Книга понравилась правдой-описанной простым , жизненным языком.Без надрыва,без злобы без нравоучений и назиданий.Показана жизнь простого российского человека перенесшего на своем горбу всю вековую самодержавную дурь.Ни скуратовская опритчина,ни застенки казематов не сломили дух и волю ЧЕЛОВЕКА.На таких людях держалась и будет держаться Россия.
Прочитал с интересом, книга написана правильным живым языком, без излишнего словоблудия и живописания страданий сидельцев. Однако постоянные попытки автора доказать, что ни он сам, ни Ходорковский с Лебедевым ни в чем не виноваты, вызвали у меня противоположные чувства. В тюрьме, как известно, вообще никто ни в чем не виноват - кроме сотрудников, конечно. Так что было бы ошибкой со стороны читателя воспринимать все написанное за чистую монету.