не то, чтобы мне не нравилось, как пишет Бегбедер, но в его книгах всегда сквозит самолюбованием и нарциссизмом, а для меня он так и останется автором одного-единственного удачного романа "99 франков".
Про эту книгу была наслышана давно и почему-то была уверена, что это сам Бегбедер выбрал книги на свой вкус, но в предисловии читаем, что:
Эти пятьдесят книг были выбраны шестью тысячами французов, вернувшими нам заполненные бюллетени, которые FNAC и «Монд» рассылали им в течение лета 1999 года; таким образом, речь идет о вполне демократическом и одновременно субъективном отборе, поскольку эти люди высказывали свое мнение, руководствуясь перечнем из 200 названий, предварительно сформированным группой книготорговцев и литературных критиков.
Так что выбор более-менее адекватный. Стоит отметить, что в списке много писателей так или иначе связанных с Францией, что в прочем не удивительно. Из наших - только Солженицын с Архипелагом ГУЛАГом и полунаш Набоков с Лолитой.
Не буду описывать каждое эссе, отмечу лишь следующее:
+ Бегбедер пишет так сочно, что хочется прям все бросить и начать читать эти 50 книг!
- опять-таки самолюбование собой и надежда найти свои книги на хоть каком-то месте
- несмотря на то, что опрос в целом объективный, на истину в последней инстанции он не претендует
+ радует, что часть из книг я уже читала
- есть немало для меня новых авторов
читала в рамках игры KillWish
Что ищем мы в книгах? Неужели нам мало собственной жизни?
Я в общем-то согласна со многими претензиями, которые высказаны к этой книге в многочисленных рецензиях, НО...
1. В обозрении книг, которые я читала, знаю и люблю, я нашла как минимум одну-две фразы, с которыми я полностью согласна, которые хочется цитировать, некоторые из которых меня даже восхитили.
2. В обозрении книг, которые я не читала, не знаю, а о некоторых даже не слышала, я нашла как минимум одну-две настолько убедительные фразы, что несколько из этих книг я внесла в свой плотный список для чтения, в котором ой как мало свободного места.
Так что для литературоведения такого легкого рода, а скорее для книжного обозрения, очень и очень неплохо, и твердая четверка в оценку.
Ну и сам список. А что список? Он конечно очень французский, спору нет. Но в нем столько замечательных книг. Да и не может у меня быть много претензий к списку, в котором на 9 месте фигурирует "Большой Мольн".
Читать о книгах почти так же увлекательно, как и читать книги.
По-моему, все попытки составить Топ-50, Топ-100 и даже Топ-1000 слишком субъективны и поэтому заведомо обречены на провал. Но черт возьми, просматривать такие списки очень увлекательно! Особенно, если они отличаются от тех, которые составили бы вы, дай вам волю. Ведь это отличная возможность узнать о хороших книгах, которые вы почему-то обошли вниманием.
Что же касается содержания, то Бегбедер мне не очень-то понравился. Местами получилось умно и иронично, но в целом - типичный продукт для масс, чтобы, не дай Бог, не напрячь лишнюю извилину. Раздражают низкокачественные шуточки, и постоянное "я себя не люблю, но очень нравлюсь".
А вообще, книга все-таки выполнила свою функцию: я внесла в планы на ближайшую 5-летку несколько романов.
Игра "Угадай 25 самых популярных произведений Livelib" (классическая литература)
Подсказка первая. 9 русских авторов (у троих по 2 произведения), 5 английских (один ирландский), 4 французских, 2 американских, 1 немецкий и 1 австралийский.
Возьмите новый файл и попробуйте написать список.
Правильные ответы
Русские
1. Достоевский (2 книги)
2. Л.Толстой (2 книги)
3. Гоголь (2 книги)
4. Булгаков
5. Лермонтов
6. Пушкин
7. Грибоедов
8. Гончаров
9. Тургенев
Англичане
10. Уайльд
11. Бронте Ш.
12. Бронте Эмили
13. Остин
14. Шекспир
Французы
15. Гюго
16. Сент-Экзюпери
17. Флобер
18. Стендаль
Американцы
19. Набоков
20. Митчелл
Немцы
21. Ремарк
Австралийцы
22. Макклоу
Считаем баллы.
За каждого правильно отгаданного автора по 1 баллу.
Теперь попробуйте угадать произведения. Только у тех авторов, которых отгадали.
Ответы ниже.
Правильные ответы.
Русские
1. Достоевский (2 книги) "Преступление и наказание", "Идиот"
2. Л.Толстой (2 книги) "Анна Каренина", "Война и мир"
3. Гоголь (2 книги) "Мертвые души", "Ревизор"
4. Булгаков "Мастер и Маргарита"
5. Лермонтов "Герой нашего времени"
6. Пушкин "Евгений Онегин"
7. Грибоедов "Горе от ума"
8. Гончаров "Обломов"
9. Тургенев "Отцы и дети"
Англичане
10. Уайльд "Портрет Дориана Грея"
11. Бронте Ш. "Джейн Эйр"
12. Бронте Эмили "Грозовой перевал"
13. Остин "Гордость и предубеждение"
14. Шекспир "Ромео и Джульетта"
Французы
15. Гюго "Собор Парижской Богоматери"
16. Сент-Экзюпери "Маленький принц"
17. Флобер "Госпожа Бовари"
18. Стендаль "Красное и черное"
Американцы
19. Набоков "Лолита"
20. Митчелл "Унесенные ветром"
Немцы
21. Ремарк "Три товарища"
Австралийцы
22. Макклоу "Поющие в терновнике"
Считаем баллы.
Минус 1 балл за каждое неправильно отгаданное произведение. И минус 2 балла за каждое неправильно отгаданное произведение у тех авторов, которых вы не отгадали, но все же полезли угадывать произведение.
Список произведений на главной странице в разделе "Классическая литература".
Книга, которая очень подходит читателям LiveLib по той простой причине, что в ней собраны эссе по пятидесяти романам XX века как раз примерно в том формате, что мы пишем на сайте. И всё бы было хорошо, да только эссеистом у нас является Бегбедер, а он, как известно, пишет "на любителя". Очень на любителя.
Шесть тысяч французов (кстати, так и непонятно, по какому принципу они отбирались, как-то это мутно объяснено) выбрали пятьдесят лучших романов уходящего века, само собой, по своему субъективному мнению, поэтому список получился довольно забавный и по большей части французский. А Бегбедер взял этот список, вооружился литературной энциклопедией и собственным интеллектуальным запасом — и написал эту книгу, что может быть проще. Взять половину критиков с ЛайвЛиба, напечатать лучшие рецензии — тоже выйдет подобное произведение, даже, наверное, интереснее.
Впрочем, многое в этой книге нравится. Во-первых, автор честно предупреждает о том, что будет писать в своих заметках спойлеры. Во-вторых, это не выжимка из литературных энциклопедий, а действительно живые эссе, с собственным мнением Бегбедера и его трактовками, некоторые произведения он открыто терпеть не может и плюётся на них на протяжении всего эссе. В-третьих, правда, это уже не заслуга Бегбедера, список всё же неплох, и отлично вписывается во все эти "Стопицот книг по версии газеты такой-то или журнала такого-то", не лучше и не хуже, есть шанс узнать что-то новое и решить для себя, будешь ты читать это или нет.
Довольно забавно слышать безапелляционные утверждения Бегбедера вроде "Описания сейчас никому не нужны". Он вообще принимает только мнение себя любимого, поэтому все произведения трактует однозначно, не допуская никакого иного истолкования. Это, само собой, минус, потому что как бы не был велик его талант литературного критика (а я вот, например, даже и не знаю, есть ли у него вообще этот талант, так как не читаю французских литературных журналов), но мнение одного исследователя никогда не может быть истиной в последней инстанции.
Хоть описания и идут довольно живо, с шутками-прибаутками, но постоянно повторяющееся "Номер N — опять не я! Боже мой! Как же так!" начинает раздражать. Не все шутки становятся лучше от многократного повторения, особенно если учесть, что эссе совсем небольшие, и мы слышим это вновь и вновь уже через пару-тройку абзацев.
Самая спорная вещь в эссе — язык Бегбедера. Он действительно только для тех, кто любит такой стиль. Julianna в своей рецензии сравнила его с модным конферансье. Пожалуй, поддержу отчасти это сравнение, только я бы назвала Бегбедера скорее модным ди-джеем, который трещит, захлёбываясь, на радиостанции, представляя какую-то книгу, надеясь уложиться в строго отведённый небольшой отрезок времени. Грубости, скабрезные сплетни, обязательное упоминание любого светского скандала из жизни автора, сомнительные шутки на такие темы, на которые в обществе шутить не всегда уместно, но по радио — какая разница, всё равно никто тебя не видит и не осудит. Это именно "подводки" к книгам, а не эссе, потому что эссе всё-таки при всей свободе своей формы — жанр литературный, а тут чистая разговорщина, сленг и шутки, которые в записанном виде воспринимаются гораздо хуже, чем в произнесённом.
Ещё смутил момент, что переводчики поленились посмотреть, как звучат имена в оригинальных произведениях, поэтому, например, Вильгельм и Адсон из "Имени розы" Эко превратились во французов Гийома и Ад со де Мелка (о_____О), а Лакки (или Лаки в разных переводах) стал Лукки.
Вот, кстати, ссылка на подборку на ЛайвЛибе по этому произведению вместе с прилагающимися эссе Бегбедера, можно прямо так и просмотреть, не ища саму книгу. Только учтите, что в оригинале этот Топ-Фифти читается от конца к началу, то бишь начиная с пятидесятого места.
В целом — это, конечно, не литературное произведение, а обычный список книг, сдобренный для красоты парой слов Бегбедера. Как список "Взять на заметку" использовать можно, но покупать бумажный вариант или перечитывать явно не стоит.
Как я отношусь к Бегбедеру? Предсказуемо вообще не отношусь. Когда-то мне стоило немалого труда вообще запомнить эту фамилию. Потом я даже что-то у него прочитал, исключительно из-за частого упоминания в той книге Мишеля Уэльбека, который, по версии Бегбедера, его чуть ли не лучший друг. От самого Уэльбека, прочитав абсолютно все, что он написал, я упоминаний о Бегбедере так и не дождался. Ну, кроме одной его антиутопии, где описывается смерть Бегбедера. Судя по всему, это доставило Уэльбеку особое наслаждение, умертвить его хотя бы мысленно.
«Лучшие книги XX века. Последняя опись перед распродажей» будет интересна любителям литературы в части взгляда французов на 50 лучших книг столетия. Любителям Бегбедера, хотя вряд ли таковые попадутся среди любителей литературы, могут, как всегда, понравиться некоторые его обороты, переписанные из интернета. Написав пятьдесят эссе на пятьдесят книг, Бегбедер продемонстрировал недюжую подготовку, хотя я и не думаю, что все это он читал, но, по крайней мере, названия знает. Список состоит из довольно известных произведений, я их в основном знаю, за исключением десятка французских имен, потому что в лучших традициях хозяина чемпионата, половина призовых мест было заранее зарезервировано за соотечественниками. Не знаю, может за этими неизвестными мне фамилиями, и скрываются великие французские гении, но я, при, в общем-то, недурном знании французской литературы, вижу их впервые.
То, что Франсуазу Саган можно оценить выше, чем Артура Конан-Дойла и Агату Кристи, это я еще могу допустить, ибо налицо жанровая предопределенность. Но некий Кено с книгой «Зази в метро», стоящий выше «Унесенных ветром», Стефана Цвейга, даже «Любовника леди Чаттерлей» - это из разряда фантастики. Из признанных французов готов поддержать Франсуа Мориака, Андре Жида, Маргарет Юрсенар стоит слишком уж высоко (над всеми ними), а Маркеса, Оруэлла и Хаксли запихали куда-то в середину спора, судя по всему, чтобы Бегбедер особенно не напрягался, бедный. Позиция в списке дневника Анны Франк меня убивает своим замшелым позерством, но Солженицын, так сильно повлиявший на французскую литературу вообще, стоит предсказуемо выше.
Писатели опасные, такие как Умберто Эко и Сартр с Симоной Бовуар стоят в задумчивой близости с первыми номерами, которые представлены сплошь французами. В качестве политкорректного реверанса куда-то сюда засунут Кафка, его все равно никто не понимает и здесь американские друзья, видные мужчины-алкоголики Хемингуэй и Стейнбек. Как мне кажется, все очень предсказуемо и банально. Значимость Альбера Камю превознесена до небес, с чем я больше согласен, но убивает в основном то, что на высокий его рейтинг больше повлияло французское гражданство, не говоря о том, что Бегбедер – это последний человек, который вообще мог раскрыть свой рот по поводу Камю. Он не просто его не понимает, он выглядит позорно, когда о нем пишет.
«Улисс», к моей радости, оказался никому не нужен, как и Набоков, как и Фолкнер. Их внести в список из вежливости и чтобы были представлены разные авторы. В общем же не могу назвать очень уж интересным этот список, есть и намного лучше. Что касается Бегбедера, то всякое свое эссе он начинает восклицанием, «ах, это снова не я». Это уж точно. Не ты.
В итоге список вполне годится для любителей французской литературы. В качестве лучших книг 20 века выглядит не очень, но любителям Бегбедера, возможно, его эссе покажутся занимательными и интересными. Отсутствие в списке многих авторов меня же просто возмущает. Где Ремарк? Где хоть один японец? Булгаков вместо Солженицына выглядел бы более пристойно в части именно литературы. Моэм где? Ладно, там, где Бунин, живший во Франции? Вам бы кулинарные справочники составлять, а не списки лучших писателей.
Когда попадают в руки книги Бегбедера, от него всегда ждёшь провокаций, скандала, жестоких насмешек над миром и человеком. Может быть, именно поэтому сборник эссе остался практически незамеченным. А жаль! Ведь только, пожалуй, он и открывает нам Фредерика как человека читающего.
Бегбедер читает жадно и всё: детективы, классику, критическую литературу, книги по психологии и психоанализу, монографии по литературоведению, мемуары… Его очень волнует то, что в последние годы литература ощутимо «сдаёт свои позиции», и он пытается разобраться, почему это происходит. Он против «канонизации книг», сотворения из них кумиров – потому что это смерть для литературы. Бегбедер уважает каждого писателя, которого он комментирует, за то, что они отважились «говорить с читателями». Автор призывает отрешиться от наукообразности, критичности и просто поговорить об этих шедеврах, опровергая остроту Хемингуэя, который утверждал, что «шедевр – это книга, о которой все говорят и которую никто не читал».
Цель этой книги – понять, зачем нам нужна литература (мало собственной жизни? обделены любовью?) и заразить страстью к чтению людей, открывших этот сборник.
Когда читаешь эти эссе, создаётся впечатление, что смотришь на экран и видишь автора: вот он поднимает правую бровь и удерживает её в таком состоянии целых пять секунд, вот он бурно жестикулирует, когда доказывает, что истинный бунтарь может «поливать голову шампанским, а затем картинными пинками опрокидывать своё кресло» только для того, чтобы получить право заодно со Скоттом-Геварой крикнуть: «Biba la Revoucion!», вот он поёживается и проводит по руке рукой, когда рассказывает о Томасе Манне, две сестры и два сына которого покончили самоубийством. И эта визуализация, или, как сейчас принято говорить, кинематографичность завораживают настолько, что не замечаешь, как пролетело полночи.
Взгляд писателя на литературу, по-моему, всегда интереснее взгляда критика, ведь он видит проблемы изнутри, они ему близки.
У Бегбедера и мысли не возникает о зависти писателям, попавшим в список, он видит себя в списке лучших книг XXI века, вернее надеется, что такой список будет, потому что он по-настоящему любит их – Альбера Камю, Марселя Пруста, Франца Кафку, Антуана де Сент-Экзюпери, Андре Мальро, Луи-Фердинанда Селина, Джона Стейнбека, Эрнеста Хемингуэя… А также Агату Кристи и Артура Конан Дойла и Зигмунта Фрейда.
А ещё он, конечно, ниспровергает кумиров, провоцирует, смеётся над миром и человеком, но не над литературой. Для него это святое.
Источник
Читать такое просто невыносимо!
Раньше у меня было просто предвзятое отношение к этому писателю,а теперь... Теперь могу громогласно сказать:"Экая гадость ваша бочка дегтя, с легким вкраплением меда". Вот такое ощущение у меня от книги.
Ни в коем разе не следует читать эту книгу, если вы не читали все из этого списка (желание испортит, расскажет кто убийца ит.д. и т.п.)
Все в одну кучу, хвастовство, ирония, упрощенный сюжет, перемывание косточек. на всякий случай многие гомосексуалисты, бахвальство (вот выпивали с Кундерой. Экая бравада по этому поводу).
Что Вы, товарищ Бегбедер, шлюхами объелись?
В «Лучшие книги XX века. Последняя опись перед распродажей» Бегбедер пишет рецензии на 50 лучших, по его мнению, книг прошлого столетия:
1) Альбер Камю «Посторонний»
2) Марсель Пруст «В поисках утраченного времени»
3) Франц Кафка «Процесс»
4) Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
5) Андре Мальро «Условия человеческого существования»
6) Луи-Фердинанд Селин «Путешествие на край ночи»
7) Джон Стейнбек «Гроздья гнева»
8) Эрнест Хемингуэй «По ком звонит колокол»
9) Ален-Фурнье «Большой Мольн»
10) Борис Виан «Пена дней»
11) Симона де Бовуар «Второй пол»
12) Сэмюэл Беккет «В ожидании Годо»
13) Жан-Поль Сартр «Бытие и ничто»
14) Умберто Эко «Имя розы»
15) Александр Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
16) Жак Превер «Слова»
17) Гийом Аполлинер «Алкоголи»
18) Эрже «Голубой лотос»
19) Анна Франк «Дневник»
20) Клод Леви-Строс «Грустные тропики»
21) Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
22) Джордж Оруэлл «1984»
23) Госсиньи и Удерзо «Астерикс, вождь галлов»
24) Эжен Ионеско «Лысая певица»
25) Зигмунд Фрейд «Три эссе о сексуальной теории»
26) Маргерит Юрсенар «Философский камень»
27) Владимир Набоков «Лолита»
28) Джеймс Джойс «Улисс»
29) Дино Буццати «Татарская пустыня»
30) Андре Жид «Фальшивомонетчики»
31) Жан Жионо «Гусар на крыше»
32) Альбер Коэн «Прекрасная дама»
33) Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»
34) Уильям Фолкнер «Шум и ярость»
35) Франсуа Мориак «Тереза Дескейру»
36) Раймон Кено «Зази в метро»
37) Стефан Цвейг «Смятение чувств»
38) Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»
39) Д. Г. Лоуренс «Любовник леди Чаттерлей»
40) Томас Манн «Волшебная гора»
41) Франсуаза Саган «Здравствуй, грусть!»
42) Веркор «Молчание моря»
43) Жорж Перек «Жизнь, способ употребления»
44) Артур Конан Дойл «Собака Баскервилей»
45) Жорж Бернанос «Под солнцем Сатаны»
46) Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби»
47) Милан Кундера «Шутка»
48) Альберто Моравиа «Презрение»
49) Агата Кристи «Убийство Роджера Экройда»
50) Андре Бретон «Надя»
Написано всё кратко и лаконично. Читая описания той или иной книги можно с точностью решить, хочется ли вам их читать или нет.
*Несказанные речи* Удивительный случай, когда название вкупе с обложкой дают почти полное представление о книге. «Лучшие книги XX века. Последняя опись перед распродажей» - здесь представлены 50 книг, написанных в ХХ веке, и к каждой дан комментарий, который по остроумности весьма приближен к этой приписке «Последняя опись перед распродажей». Какая опись, какая распродажа? То есть литературе ушедшего века место только на полке с уцененным товаром? Да нет, просто надо было что-то дописать. Шутка ради шутки. И как завершающий штрих: качество обложки соответствует качеству материала в книге.
Список составлен Французами, поэтому в списке есть даже заштатные Французские писатели. Ну вы поняли, патриотизм. К каждой книге даны комментарии от Бегбедера, поэтому в них есть даже заштатные шутки. Ну вы поняли, Бегбедер. «Сто лет одиночества» тут называют книгой, изменившей весь облик мировой литературы, ну и про другие книги написана разная несуразица в том же духе.
Словом, эта книга хороша только для того, чтобы почитать авторские рецензии, отдохнуть, и выписать из неё себе к прочтению пару-тройку понравившихся названий книг.