Вовсе не считаю себя человеком сентиментальным, а с учетом, что история сих кавказских приключений насквозь выдумана, тем более удивительно, с каким комом в горле, с каким горьким чувством закрыл я книгу, дочитав последние ее строчки. Счастливая любовь двух прекрасных людей, прошедших через столько препон, столько переживших ради своей любви и такой печальный конец! Так хотелось крикнуть автору: не надо, только не это, пусть они найдут свое счастье в дальнем краю!
Своей книгой Григорий Шавлович продолжил миссию исторического просвещения современного российского народа в форме приключенческого романа и необыкновенной истории любви. На этот раз предмет исторического исследования – кавказская война.
В книжке много интересных деталей горской войны: попытка захватить имама Шамиля в долине семи аулов, которые всегда были лояльны к русской администрации, фигура Хаджи-Мурата, его союз и соперничество с имамом Шамилем, карательные действия русской армии. Время действия 1842 год, меньше года со дня гибели на дуэли М.Ю. Лермонтова. Некоторые из героев книги знали его лично.
Книга увлекает с первой и до последней страницы. Как всегда, у Г. Чхартишвили чрезмерная ее увлекательность до очевидной невероятности описываемых событий компенсируется прекрасно прописанными историческими деталями времени действия и мастерским «срезом» состояния русского общества на примере убеждений героев повествования.
Споры, столкновения мнений героев книги - представителей разных слоев российского общества, участвующих или наблюдающих на театре военных действий на Кавказе самым очевидным образом отражают прямо противоположные сегодняшние взгляды на присоединение Кавказа.
Кавказская война как сама русская жизнь и история, сложна, противоречива и тем интересна. Мы знаем ошибки и с той и с другой противоборствующих сторон. Славные предки сегодняшних чеченцев, черкесов, дагестанцев, русских и всех тех, кто участвовал в той войне боролись за свои интересы и интересы своей родины как могли и как себе представляли. Они все герои и заслуживают памятников. И это не имеет ничего общего ни с сепаратизмом, ни с имперскими амбициями.
У нас у всех, живущих в России, великая общая история. Нам сегодня прекрасно известно к чему может привести любая межнациональная распря. Мы обречены жить в мире и взаимоуважении.
Фандорин – мужчина моей мечты. Как я могу не любить писателя, создавшего его? Правда, с некоторых пор милый моему сердцу герой исчез, а его «литературный папа» увлекся кучей новых бизнес-проектов издателей. Дело, конечно, хорошее. Будь я талантливым и знаменитым писателем, сама вряд ли бы устояла перед перспективой попробовать себя в новых жанрах, но как читателю мне все эти эксперименты не особо пришлись по душе. Да, слог у Акунина легкий и в фантастике, и в детской литературе, но там же не про Фандорина, поэтому последнее время читаю далеко не все у Чхартишвили.
Про анаграммного Брусникина давно наслышана, но все не досуг было (там же не про Фандорина!). И вот случайно в руки попалась бумажная книжка. Почему бы не почитать? Сколько удовольствия я получила за эти два дня – не передать словами. Особенно, если учесть, что ничего хорошего не ожидала. А тут раз, и на тебе – почти Фандорин, но только Никитин. Он, правда, не такой Джеймс Бонд, как родной Эраст Петрович, но тоже недалеко ушел. Зато такой же благородный, честный и красивый. Короче, смело мог бы побороться за мое девичье сердце. Единственное его координальное отличие от Фандорина состоит в фатальной невезучести в азартных играх (уже одно это является довольно-таки неоспоримым доказательством авторства Акунина, не считая его легкоузнаваемого стиля и слога). В общем, писатель верен себе: очень правильный герой, резкие повороты сюжета (почему-то под конец книги), повествование, наполненное действием, персонажи живые и интересные.
В каком-то смысле, я судья пристрастный, ибо вхожу в число фанатов Акунина, особенно его детективного жанра, хотя все-таки в этот раз была настроена изначально негативно. Но как устоять перед такими обаятельными персонажами и динамичным неожиданным сюжетом? По-моему, этот эксперимент отлично удался писателю.
Почерк Акунина невозможно не узнать, даже если бы не знал точно, что Брусникин всего лишь псевдоним. Ну что ж, это значит, что будет хороший исторический антураж (спасибо, что не вновь советский). А в нагрузку будет безупречный герой. У него принципы, у него сила, ум. А женщины вьются как мухи вокруг меда. Вот только, если его Эраст влюбил меня на раз-два (пока дело не дошло в старости до истории с актрисой), то Никитин уже смотрелся чуть вторичной. Нет, я его уважала, за ним интересно наблюдать. Но падать в порыве любви - оставьте это прочим дамам.
Вновь я не читала аннотацию, хотя название говорящее, параллели, упоминание Лермонтова тоже, да и его героя Печорина есть. Хотя признаюсь честно, со школьной скамьи в голове мало, что осталось. Только глава "Фаталист" четко отпечаталась в голове, в моменте с топором(хотя в кратком содержании как раз иное орудие), но не суть. В общем, кинулась я познавать "иное время".
Снова Кавказ. Война. И жидкий офицеришка, возжелавших всего и сразу. А тут на заставе, в кою заслали повстречался наш собственно герой, бывший каторжник. У него характерный кунак из горцев (привет Маса японско-фандоренский).
А тут то враг задумал недоброе, то дочку командующего украли. В общем, проявить есть, где себя. Да ещё и любовный тетраидер целый, даже не треугольник, вырисовывается.
А мне вот скучно. Местами интерес просыпался, да снова засыпал. И даже причин не знаю. Не держала линия и все.
Хотя концовка меня удивленно-потрясла. Это надо же обломать судьбы каждому заметному герою. Дослушала просто с округленными глазами. Финал удивил жестокостью, зато очень жизненно и реально.
Грустная книжка... А я не хочу грустных книг осенью! Вообще не хочу! Потому что осенью у меня день рождения, и я грущу сама по себе, без грустных книг, где главные герои в конце... Хотя воздержусь от спойлеров.
А так, конечно, чудесная акунинская книга, да еще и о Кавказе. Не то что бы Кавказ меня влек, но все же новое и интересное место действия. Ну, и какая-то романтика во всем этом все же есть, будем честными.
Из героев больше всех понравились Зара и канук главного героя, полюбивший всей душой котенка - Ангела. Может и богохульственным покажется кому-то, но мне по душе эта ситуация и этот суровый мужчина, называющий котенка самым дорогим.
Дарья могла бы претендовать на звание самой нервирующей героини, если бы не Блестящие. А ее ухажер - милый мальчик, не более.
Вообще же чудесный отдых был бы, если бы не конец.
Вот чем мне безумно нравится Г. Чхартишвили, так это своими героями. И не важно: плохой он, хороший или проходной. Они все выписаны так, что перед тобой предстает живой, именно живой, настоящий человек.
Будь-то Никитин - женский "идеал". Со своими строгими принципами и моралью, верный в любви, дружбе и ненависти. Гордый, ловкий, мужественный. Вобчем, идеал, шо еще сказать :)
Или его кунак, Галбацый, - зверюга, а не человек. Такому убить, что плевок в горную пыль сплюнуть.
А вот Зара. Маленькая, бойкая серная лань. Одинокая девчушка, не знавшая отца-матери, со своими детско-женскими мечтами.
А вот и юноша, "главный герой". Балбес, но зато самоуверенный и самовлюбленный до опупения. Весь такой: папаха набекрень, шашка наголо. Пустышка. Но ведь и пустой сосуд при желании можно заполнить.
А вот и девица-красавица, Дарья Александровна. "Бойся волхвов, дары приносящих", или как там. Вот и здесь, бойтесь. Бойтесь той бездушности и бессердечности, которая скрывается под светлым личиком и ласковым словом. Бойтесь тех, кто любит одного себя. И даже прощение у Девы Марии вымаливает, не скрывая этого: "...я не умела полюбить ни мужа, ни детей".
А вот и государственный чиновник Честноков, как же без них-то на наших бескрайних просторах. Маленький такой, неприметный человечек, который разрешит любой вопрос, улыбнется всякому полезному, пролезет в любую щелочку да еще и на досуге "потараканит" главную коммерсантшу курортного кавказского городка. Эх, не жизнь, а мед... оборвалась на самом взлете.
Да много их таких в этой истории. И все живые.
Концовка бьет наотмашь. Нате вам! А то все романтика и романтика.
А вот антураж меня не впечатлил. Не увидела я там Кавказа, не узнала свое родное. Да и сюжет здесь вторичен.
Повторюсь, нежно люблю Акунина/Брусникина, но это не лучшее из того. что читано.
спойлеры
Так сложилось, что я подряд прочла две книги, которые казались романами не про любовь, а оказались именно про неё. Один - "Валькирия", где любовь спасает жизни (я пока не успела написать на нее отзыв, каюсь), второй - "Герой иного времени", где любовь толкает на предательство и губит людей. И в том, и в другом случае речь идет о женщинах. Случай как раз для игры "Мужчина и женщина" - почему женщина-автор пишет о любви созидательной, а мужчина о разрушительной? И действительно ли он верит в такую ситуацию?
Как и все у ГШЧ, очень захватывающе, проглотила книгу за одну ночь, при этом стилизация очень приятная. Если предыдущая прочитанная книга этого проекта, "Девятный Спас", была уж очень нарочито-шаблонная, тут если шаблоны и считываются, то ненавязчиво. А вот финал удивил. Автор любит, конечно, резкие концовки, но тут он размахнулся. Джорджа Мартина перечитал, что ли. В "Спасе" все как-то поблагополучнее было.
Спасибо Kulinar за совет в ФМ-15
Прекрасный образец современной русской прозы. Григорий Чхартишвили поистине мастер своего дела.
Кавказкая кампания 1842 года как антураж. Впрочем и тут автор, как мне показалось, всеже обозначил свою позицию о правомерности проводимых карательных и иных операций на Кавказе. Причем ещё и взгляд с разных сторон этого конфликта имеется.
Герои живые, яркие, объемные. Повествование от разных лиц раскрывает перед читателем нутро каждого из них. По большей степени это гниленькие людишки, чьи мечты повыше сесть, да побольше взять, а ещё и самому при этом руки не запачкать. Вот они люди, которые давно уже нас окружают со всех сторон. А может и мы сами такие же? Вон даже миленькая глупышка-пустышка Дарья Александровна, такая вся романтичная натура влюбившаяся заочно в образ человека, какой гадиной оказалась. Да пострашнее многих малодушных и чинопоклонных героев.
Ужасно и страшно осознавать, что каждый человек может оказаться предателем. Предателем человека, семьи, дружбы, Родины. Кто-то в лицо всё скажет и карты свои раскроет, а кто-то в спину стрелу пустит. Как же с каждым днём и с каждой вот такой книгой я все больше соглашаюсь и убеждаюсь, что люди не становятся хуже, мы просто лучше их узнаем.
Как я уже сказала, в книге много рассказчиков, но Герой в ней один. И это Олег Львович Никитин. Он, как и водится у Акунина, благородный, честный, умный, храбрый, а главное с несгибаемыми моральными принципами человек. Из тех, кто Человек не только по названию, а по существу. Да, быть может, он не так хорош внешне как Фандорин, не тот шарм и харизма. Но в том то и смысл, что не внешнее решает, а внутреннее.
Он был героем, героем не своего уже, а того, иного времени. И, понимая это, ещё сложнее принять тот жестокий финал, который приготовил для нас автор. За что он так жесток к героям и читателям? Зачем так несправедливо оборвал зигзаг жизней героев? Неужели только такая шоковая терапия способна разбудить человека в человеке? Заставить читателя решать есть или нет больше места таким героям в нашем обществе? Финал как ушат холодной воды, как удар поддых. Последний раз со мной такое было в "Плахе" Айтматова.
Давно пора уже остановиться и не писать ещё больше спойлерных моментов. Но так много ещё мыслей крутиться в голове, так много можно ещё сказать. Это ли не показатель качественной литературы?
И все же в конце хочется добавить ещё одну ценную мысль по теме:
"Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им."
Марк Аврелий
Спасибо игре "Кот в мешке" за то, что помогает добывать такие жемчужины из океана книг.
Самый болезненный финал. Помню, когда в первый раз читала, было очень больно за героев.
К сожалению, так и не дошли перечитать для погружения те книги, к которым здесь прослеживаются прямые отсылки. Это конечно: Герой нашего времени и Хаджи-Мурат. Подозреваю, есть еще.
Так же здесь будут любимые приемы Акунина. Это и невероятно везучий и умелый герой Никитин, которым восхищаются или страшатся. Это внезапная любовь девушки Дарьи, готовой на все ради героя. Это Мангаров, должен служить фоном, на котором Никитин выглядит еще лучше. Это тайная полиция Честнокова, думающая только о своих интересах. Это верный компаньон Гальбаци, своими навыками и связями помогающий Никитину. Это грязные людишки, которые не стоят ногтя героев. И счастливый случай. Который свяжет все эти элементы. Понравился больше Девятного Спаса, хоть финал и печальнее.
Книжное государство, Пятилетка в три тома, Собери их всех!
Источник
А вот это самая грустная книга у Акунина, что я читал. Нет, у него и так-то книги не светятся особым оптимизмом, концовки - это одна из причин, почему я люблю читать произведения Акунина, ибо всё там романтично-грустно-печально, нет слащавых хэппи-эндов. Но тут прям печаль-тоска непросветная.
Книга захватила меня не сразу, но как захватила - так не отпускала. Увлекло описания Кавказа и особенностей жизни горцев. Увлёк Никитин (по-любому, он потомком Никитину из "Девятного Спаса" будет), увлёк главный герой, увлекло описание светского болота в Серноводске. Порадовался идиотизму и вспыльчивости тогдашних "въюношей" и другим мелочам, которые напоминали мне о давно забытой мною классической литературе. Даже оглавление у Акунина сделано творчески - после 10 обычных глав от главгероя идут какие-то непонятные главы от разных лиц разной степени важности. Нравился мне всегда подход Акунина к составлению повествования и здесь - не исключение.
Отдельного слово хочу сказать про глухую девочку Зару и котёнка Ангела. Прекрасно. Это просто прекрасно. И опять же - какой-то магический реализм :).
Читать и читать. Думаю про описываемое в книге время и, наверное, надо освежить в памяти школьную программу литературы. А то в школе всё больше как-то слушал учителя, а книжки пропускал за неинтересностью.
Сижу вся в раздрае.
Акунин как-то упоминал, что Брусникин ему отчасти понадобился для жанровой чистоты. Мол, Акунин - это детектив, а Брусникин - исторические приключения без детективной интриги. Полностью подтверждаю: Брусникин - тот же Акунин (а Никитин - тот же Фандорин). Даже не замечаешь, что детективной интриги в романе нет. Все остальное, в том числе динамичный сюжет, литературная игра, исторические аллюзии и т.п., в наличии. "Герой иного времени" полностью соответствует лучшим образцам фандоринского цикла.
Почему вот только я вместо радости испытываю горечь и даже некоторое раздражение? Хотя читала с удовольствием, даже сопереживала. А чувство такое будто меня обманули. Будто микроскопом забили гвозди. Даже не верится, что вот это все богатство - и в свисток! Это очень хорошо мастерски сделанная, богато украшенная, но пустышка. И неизбежно проглядывает механизм, как это сделано. Я даже в раздражении подумала "Что ему, сказать нечего, что он растрачивает себя на пустоту?". Но ведь это же явная неправда. Судя даже по блогу, Акунину-Чхартишвили есть что сказать читателям. Вот только он почему-то не хочет это говорить. И мне показалось, я понимаю, почему. В этой книге нет ничего личного. Конечно, какие-то взгляды и размышления автора присутствуют, но души его там мало. Раскрываться он не хочет. А настоящая литература - она же всегда очень раскрывает автора.