Нет, ребята...
Пожалуй, это одна из немногих (если не единственная) книга, на которую я не в состоянии написать отзыв. Никакой. Только тот факт, что я пообещал сам себе писать хоть пару строк о каждой прочитанной мной после регистрации на сайте книге, и заставляет меня сейчас таким своеобразным образом насиловать себя.
Объяснюсь: я могу говорить об этой книге часами, я могу её цитировать наизусть, но я не могу просто сесть и структурировать свои мысли в небольшом отзыве. Почему? Просто потому что он получится слишком личным (можно даже сказать, интимным), а сделать эдакий холодный наукоподобный разбор "со стороны" мне просто не позволяет совесть. Ну и мозг, да; чтобы уж точно сразу снять все незаданные вопросы.
Я хотел отделаться своей обычной петросянистой отпиской, но и тут совесть оказалась непреклонной, тварь такая.
Именно поэтому вы сейчас читаете эту хренотень вместо отзыва. Прошу прощения.
Вот он - настоящий злой гений. Наконец-то я нашла кого-то, способного запросто перевернуть сознание.
Это как если бы ты всю жизнь слушал Диму Билана, и внезапно открыл для себя Nine Inch Nails, нечто мощное, непонятное, но при этом абсолютно захватывающее и гипнотизирующее.
Ницше хорош не только огромным количеством совершенно бредовых и притом удивительно точных идей, но также и тем, что в отличие от множества других писателей и философов, он смог объединить все это в единое целое, с претензией на целую религию. В целом штука опасная. Подчиняет, выворачивает, деформирует все, что было, но в этом и главная ценность. Я просто влюбилась в этого психа. Заратустра стал моей библией.
Возможно, все же тяжело воспринимать - его отношение к Иисусу. Ницше во многом прав, но согласиться с ним в его взглядах на такие понятия, как любовь и сострадание - это непросто. Такие вещи вколачиваются в нас с детства, становятся частью основ всех ценностей. Есть в этом что-то неестественное. И все же и Иисус, и Ницше каким-то образом уживаются вместе в моем сердце, хоть они и такие разные. Они, кстати, прекрасно дополняют друг друга.
Ницше, пожалуй, страдал нехилой манией величия, но это тщеславие ему, безусловно, прощается. Невозможно не проникнуться уважением к человеку, способному так выносить мозг.
Его способность убеждать и подчинять внушает доверие - он не говорит намеками и воды разводит столько, сколько надо для дела, а не целый океан, в котором и не знаешь, как что выловить. Это отсутствие окольных путей очень радует, поднадоели, если честно, все эти метафоры.
Вобщем, Ницше открыл мне мир хорошего зла, о котором вообще маловато говорится, а что говорится - то все не то. Живя по заповедям других философий, призывающих к добру и подавлению всего отрицательного, я в целом была довольна - довольна и сейчас - гармонией в жизни. Но что-то такая гармония отдает немножко спокойствием. Не знаю как это назвать. Мертвяцким.
Все самое важное и ценное зачастую преобретается через "минус". Страдания и боль очищают душу, могут вознести её на новый уровень, здоровая злоба толкает на самые рисковые и важные шаги. Ведь это все так естественно - зачем же сторониться и избегать этого?
Ницше прав. Чем искать радости и наслаждения, лучше поискать страдания и вины. Это явно принесет больше пользы.
Я словно обрела вторую часть себя, которая все это время старательно умервщлялась. Две половинки моей сущности наконец-то соединились - в целую МЕНЯ.
К черту "секрет" с его законом притяжения - конечно, нельзя о нем забывать и пользоваться по мере надобности, но превращать жизнь в вечную погоню за счастьем кажется глупо. Что это за жизнь, когда думаешь только о том, чтоб не отклеилась от губ улыбка, а в голове не мелькнула нерадостная мысль. Страдать тоже надо уметь. Человек должен есть и сладкое, и горькое, и соленое, и кислое. А то попка слипнется.
Вобщем, что и говорить, - браво, маэстро Фридрих! Заратустра - , зови нас в свою пещеру, побредуем вместе.
Я за то, чтобы мозг выносился как можно чаще - и как можно дальше!
Долго я ходил вокруг этой книги. О ней многие говорили, да и сам Ницше о ней написал столько од, что её уже за это стоило прочитать.
Даже говорят эта книга заменяла немецким солдатам Библию и по важности была приравнена к "Майн Кампф".
Но... уже с первой страницы мне стало ясно - эта книга является бредом воспалённого ума.
И написать было бы достаточно только одно слово - Ахинея! Более добавить мне нечего.
Эти рецензии тоже могут вас заинтересовать:
- "Повесть о Хаййе ибн Якзане»" Ибн Туфейля
Праздники
Смертельно усталая и насмерть пьяная печаль моя шептала...
Эту книгу невозможно забыть. Если только удастся постичь ее глубину и многогранность, если смысл ее проникнет в разум и душу, она навсегда станет частью личностной сути, частью самого себя. Ее строки, парадоксальные, жесткие, иногда пропитанные отчаянием и ядом, но всегда верные и невероятно красивые, будут воскресать в памяти снова и снова, вторгаясь в сознание и разрушая привычные нам смыслы.
Книга уникальна, но не каждый сможет понять и полюбить ее. Нужно обладать некоторым цинизмом и иметь специфический опыт разочарований, чтобы принять философию Ницше и не отвергнуть сразу после прочтения, так как в ней проповедуется совершенно иной взгляд на мир.
Ницше заставляет нас по-новому взглянуть на добро и зло, на людей и богов, на истину и фальш, на самого себя. И прочитав ее, уже не останешься прежним.
Никаких стереотипов, никаких компромиссов, никаких богов... Так говорил Заратустра. Аминь.
Основная сила, движимая человеком "воля в власти" противопоставляется христианской концепции с ее типичными ценностями бесполезного преклонения и подавление естественного биологического процесса. Под волей к власти Ницше подразумевает адекватного индивида имеющего власть непосредственно над собой, преодолевающего самого себя и развивающегося в социально положительном контексте, а не тоталитарно настроенного агрессивного и могущественного человека, как подумали когда-то нацисты.
Поражает немецкая острая зацикленность на одном единственном слове «сверхчеловек», пренебрегающая вложенным в него Ницше содержанием, очевидно противоречащим нацистской идеологии. Представляю себе «сверхАдольфа» с застывшей на устах улыбкой пацифиста.
Нигилизм Ницше, заводит в тупик. Каждый афоризм, из которых и состоит, собственно, книга, можно трактовать не одним десятком способов, в результате чего появляются неизбежные противоречия или как минимум недопонимания конкретных идей. Разглагольствующая структура книги наталкивает исключительно на размышления и не даёт никаких конкретных ответов. Трактуй как хочешь, только попробуй не понять как правильно и общество чуть менее, чем полностью знающее абсолютную истину, непременно фыркнет высокомерно, мол "ты невежда и вообще тупое быдло".
Я не считаю эту книгу источником мудрости и каких-то великих идей, для меня это просто художественное произведение, искусное и красиво поданное. Будь это философским трактатом, то скажем, мне это не по вкусу, да и по просто совершенный бред. Существует масса предположений о дальнейшем человеческом существовании, но, максимум, что планетное население может себе позволить - это совершенствование исключительно своей деградации.
Я не могу сказать, что это нечто, что это переворачивает сознание, заставляет задуматься, постигнуть бренность всего сущего, открыть истину… «Вау» не произошло, все сказанное, по большему счету, нам уже поведал Будда около пяти сотен лет назад до н.э. Во многом Заратустра совершенно прав, но правда его в режиме реального времени рассматривается как вещи вполне приемлемые, а, быть может, и совершенно очевидные. Пожалуй, сейчас уже трудно удивить «нестандартными» взглядами на данность, с того самого 1883 года общество познало ни мало психов. Кстати, о психах. Сам Ницше не эволюционировал во что-то прекрасное, а закончил свои деньки в дурке. Эта информация невольно намекает на отсутствие здравомыслия произведения автора. Как бы, все понятно, что не здоров он стал значительно позже, чем получил звание профессора филологии в Базельском университете и написал большинство трудов (которые, собственно не собирался публиковать и просвещать массы дегроидов тем "как правильно думать"), но все же предпосылочки имелись давненько, имхо.
Признаюсь, я бегло знаком с 3 работами Ницше: "Антихрист", "По ту сторону добра и зла" и, соответственно, с "Так говорил Заратустра".
Начну с того, что отдельные люди наивно полагают, что Ницше вредил христианству или даже опасен для него, но ничего подобного. Давным-давно было замечено, что Ницше спорил не с христианством, а с мещанством, возникшим в среде протестантства, которое и строилось на основе их понимания христианства. И я был рад, когда эту точку зрения подтвердил философ Лев Шестов и современный философ-востоковед А. М. Пятигорский. В итоге Ницше вредил христианству не больше, чем открытый холодильник африканской жаре. Остальное - от воображения.
Основные положения книги известны и озвучивать из бессмысленно, но первое, что хочется сказать, это то, что Ницше, если судить по его письмам, посмотреть на его жизнь и так далее - не был до конца искренен в своей философии. Она скорее представляет собой некую идеалистичную (и гипертрофированную) модель поведения - своего рода мечту о сверхчеловеке. Автор подобен тому ребёнку, который играя в компьютерные игрушки и сидя на стуле мечтает стать эльфом 80-уровня и спасти мир, если такая аналогия уместна.
Второе замечание касается аргументации. А аргументация у Ницше отсутствует как таковая. Ницше не даёт своему читателю задать себе философский вопрос и пройти мысленный акт самостоятельно. Он просто всё решает за него. Основной конёк автора - афоризмы, с ними трудно спорить, что создаёт иллюзию непогрешимости, а их колкость, я бы даже сказал нарочитая резкость, создаёт иллюзия важности. С другой стороны жесткий, резкий, бескомпромиссный стиль изложения как нельзя лучше подходит человеку, положившему в основу всего силу. Но при всей яркости, книга голословна до крайности, хотя, возможно, в этом и кроется причина её популярности.
Итак, Ницше, отходя от философских трактатов, создаёт историю, в которой вкладывает в уста Зароастра свои идеи. История надо сказать прямо - пакостная, утрированная и слабая. Всё, что рассказывает автор, нельзя даже воспринимать всерьёз, это больше похоже на театральную постановку: пафосность, картонность, неестественность, уже упоминаемая мной утрированность, где всё уже заранее определенно, где краски ярки и неестественны, как бывает только во сне или в мультфильмах - и истории ещё больше не веришь. Да и сама философия, как по мне, мерзкая и дикая.
Конечно поздно и пошло говорить о том, что идеи Ницше повлияли на нацизм. Говорить и не будем, просто поймём и намотаем на ус, что эти идеи оказались этакой болячкой, вирусом, который для неокрепших умов стал соблазном и, пусть и не только он один, привёл известно к каким последствиям. Это утверждение подводит нас к двум основным проблемам, к проблеме ответственности за своё слово, и вопросу, а всем ли стоит читать Ницше?
Без ложной скромности должен сказать, что на последний вопрос я отвечаю отрицательно. Да, запретить нельзя и невозможно, но если бы была такая возможность - я бы сделал это. Но круг его почитателей ширится - и с этим ничего нельзя поделать. Лишь бы они помнили, что почитателей ницшеанства - не существует. Я полагаю, что вы узнаёте отсылку и догадываетесь почему.
Не знаю, как можно писать рецензию на эту книгу.
"Так говорил Заратустра" стилистикой и многочисленными отсылками напоминает Библию. Если бы автором был не философ 19-го века, то эта книга могла бы быть Библией. Она достойна, чтобы ей поклонялись.
К сожалению (для Ницше и его читателей), "Заратустра" стал Библией. Библией нацистов, которые извратили смысл книги так же, как сделала это святая инквизиция со Священным Писанием. Так же, как делают современные церкви с Новым Заветом:
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Если вы сомневаетесь или даже уверены в нацизме Ницше, то вот вам его "германофильская" цитата:
Я чистокровный польский дворянин, без единой капли грязной крови, конечно, без немецкой крови.
Я уж не говорю о том, что с нацизмом его творчество связала сестра, уже после смерти писателя. И наконец, тот факт, что "человеконенавистник" и "отец нацизма" Ницше сошёл с ума после того, как увидел, как на его глазах избивают лошадь, тоже говорит о многом. Хотя, конечно, лошади — не люди...
"Так говорил Заратустра", как гласит подзаголовок "Книга для всех и ни для кого". Смысл не только в том, что не родился ещё сверхчеловек, готовый понять эту книгу (а для того, чтобы он родился, сначала нужно убить в себе человека), сколько в том, насколько пророческой оказалась фраза — никто не хочет читать эту книгу. Теперь у неё нет читателя.
И если вы не можете убить в себе человека, убейте хотя бы предрассудки, и прочитайте "ТГЗ". Может быть, расширение границ подвинет вас вперёд на том мосту, которым является каждый из нас.
Интересно, что Ницше сам не понял, что он создал. Все его мысли из разряда "бог умер" разбиваются об осознание того, данная книга не что иное, как пересказ Нового Завета. Первым, кто учил людей стремиться стать лучше (т.е. стать сверхчеловеком), был Иисус из Назарета.
А в конце, пожалуй, приведу несколько цитат для затравки:
Для одного одиночество есть бегство больного; для другого одиночество есть бегство от больных.
И вы говорите мне, друзья, что о вкусах и привкусах не спорят? Но ведь вся жизнь есть спор о вкусах и привкусах!
И каждый желающий славы должен уметь вовремя проститься с почестью и знать трудное искусство – уйти вовремя.
Ближнего всегда любят ценою дальнего.
Но ты, глубокий, страдаешь слишком глубоко даже от малых ран.
Всё самое лучшее, что может быть разобрано на цитаты в пятнадцатилетнем возрасте — всё здесь. И здесь же то, что может быть переосмыслено позднее.
Настало время предупредить порчу желудка вашего, братья мои, ибо из такого черпает себе силы дух тяжести.
Много новой и необыкновенной пищи дано вам. Пища эта трудна для частого приятия, она вредна для слабых желудков. Научитесь принимать вашу новую пищу! Берегите вашу новую пищу!
Ибо видел я, как налетали базарные мухи на мёд мудрости и питались им, и хвалили его вкус: "Мне нравится! Очень хорошо! Я довольна!" Другие же, находя этот мёд и мух на нём, говорили: "Этот мёд годится лишь для базарных мух!"
Видел я, как глотали цельные орехи, и говорили: "Эту пищу могут есть только безумцы, она тверда и безвкусна".
Видел я, как пили вино неразбавленным и пьянели: они были счастливыми, они злились, они не понимали себя и мир вокруг, но в итоге - тяжесть и пустота били в свои колокола.
Видел я, как новую пищу пытались распробовать и понять: "Что же это такое мы никак не можем разжевать?" Оставьте это дело коровам!
Вас, высшие люди, учу я быть сильными в приятии новой пищи! Не пытайтесь приять сырое, особенно сырыми желудками. Будьте готовы каждый день, каждый миг к приятию новой пищи, но так же будьте готовы к исходу.
Умейте голодать, но не для умерщвления тела! Эту кость бросьте проповедникам смерти, однако безобразна их грызня за неё. Умейте голодать по новой пище. Пусть возжелает новую пищу ваше тело и ваш дух. Томительно ожидание, но сколь сладок горький вкус новой пищи!
Не ждите, что новую пищу принесут вам. Добывайте её, боритесь за неё - будьте хищниками!
И помните! Те из вас, кто не сумеют приять новую пищу, сами окажутся едой для холодного чудовища.
Так.
Несколько пафосных слов, но по существу. Лучшие авторы (как известно для меня) -Достоевский и Ницше. Лучшие книги: "Заратустра" и "Братья Карамазовы", и даже, вроде как навсегда. В начале 80-х читал я эту книгу издания 1907 года.. там немного другой текст, потому и цитатки те же, да (немного) не те..
-"Когда сердце ваше бьется широко и полно, как бурный поток, это есть благословение и опасность для живущих на берегу: тогда зарождается ваша добродетель"..
-"Из всего написанного я люблю только то, что пишется собственной кровью. Пиши кровью: и ты узнаешь, что кровь есть дух"..
Дело не только в том, что "Заратустра" -самое поэтическое произведение в мире, дело ещё и в том, что сказав так мало, он сказал так много и сказав так много он не сказал почти ничего.
Для одного одиночество есть бегство больного, для других одиночество есть бегство от больных.
Сложнее, чем читать эту книгу, может быть только писать на неё отзыв.
⠀
«Одно из лучших произведений Ницше»;
«Книга с интригующим названием»;
«Некое противопоставление Библии»;
«Идеология, востребованная Третьим рейхом».
⠀
Последнее, конечно, меня очень удивило, потому что идеи, изложенные в книге, совсем не схожи с убеждениями национал-социализма, разве что очень немногие.
⠀
«Так говорил Заратустра» - именно так заканчивается каждый раздел книги. Кто такой этот Заратустра, что он говорил, а главное - для чего, нужно узнавать самому, читая эту книгу. Это определенно не то произведение, сюжет и смысл которого можно изложить в трёх словах. И если вы боитесь сложных философских трудов, то лучше пройти мимо.
⠀
Самым тяжелым для меня в этой книге оказался именно стиль повествования, подобный священным книгам или серьезным притчам. Кажется, сложнее мне было читать только Платона с Аристотелем. Постоянно надеялась: «Вот ещё несколько страниц, и станет полегче», но, увы. Если бы не поставила себе цель дочитать это произведение до конца, то непременно бы бросила.
⠀
Но если не бросила, значит что-то зацепило? Похоже, единственное, что меня привлекало - абсурдность в кУпе с нетипичностью мышления. Ницше рушит привычные взгляды и «вбрасывает» в голову совсем иную информацию, порой очень и очень жесткую и странную. Но с учетом того, что Ницше в принципе был весьма и весьма необычным человеком (мягко говоря), то все норм.
Меня его идеи не смогли удивить, возмутить или восхитить. В какой-то момент я ловила интерес, но чаще была безразлична или морщила лоб в недоумении, которое быстро испарялось. Так что зацепить книге меня не удалось совсем - считаю ее проходящей и немножко странной (а может и не немножко). И здесь, кажется, случай, что называется «переросла». Думаю, в подростковом возрасте мысли Ницше могли меня как-то удивить, но сейчас подобное уже не впечатляет.
Помню приобрела эту книжечку когда училась на втором курсе психологии,
у нас как раз начали философию преподавать.
Мама дорогая, до чего же бред, а не книга. Помню, чтобы прочитать одну страницу,
заставляла себя днями, а прочитать нужно было по заданию преподавателя... Пока читала, не могла понять, за что мне это наказание.
Те, кто считает эту книгу потрясающей, а таких людей очень много, возможно скажут,
что не доросла, не поняла и т.д.,так обычно все говорят, кто "дорос" )))) но мне всё равно.
Ну не могу же я восхищаться совершенным бредом, чьей-то больной фантазией...
Это то же самое, что чёрное назвать белым, только потому, что так считает большинство.