На тему истории Христианства в нашей стране и за её пределами написано очень много книг. Но все они страдают целым букетом недостатков и проблем, главный из которых, на мой взгляд, сильно выраженная тенденциозность авторов в излагаемом материале. Следующими недостатками является поверхностное отношение исследователей к истории непосредственных текстов Евангелия, большую работу в области описании и методологии исследований которой проделал американский текстолог и писатель Барт Эрман.
«Искаженные слова Иисуса. Кто, когда и зачем правил Библию» Эрман Б.
Хочу сказать, что в своё время я занимался изучением древних текстов на санскрите, изучал внимательно санскрит и пришел ко многим схожим выводам и заключениям, перевернувшим моё представление об изучаемом предмете, к каким пришел и Барт Эрман, в приведённой выше книге.
Однако Хаям Маккоби использует наработки в этой области как один из множества инструментов для анализа и восстановления исторической картины реальности в ту далекую эпоху. Главным преимуществом автора, которое он указывает сам, и с котором нельзя не согласится читателю, заключается в том, что он очень хорошо знаком со всеми особенностями культуры, нравов и обычаев евреев того времени.
Но даже это не так располагает к прочтению данной работы, как выдающиеся качества автора в его способности абсолютно беспристрастно, лапидарно и монолитно писать непосредственно и исключительно только по существу вопроса, гениально выстроить содержание книги и нигде, ни в одном месте не позволить себе распоряжаться нашим вниманием в своих личных пропагандических целях.
Кроме того Хаям демонстрирует свою высокую осведомлённость во многих смежных отраслях, в литературе описываемого периода и в знании священных писаний, как христианства, так и иудеев.
Как и читатель, автор движим целью разобраться в вопросе и узнать правду, поэтому он не старается притянуть за уши какие-либо концепции, но даже несколько самокритично пытается рассматривать свои же собственные утверждения и пытаться оспаривать их, если они основаны лишь на домыслах (см. главы 15 и 17 в которых описывается Варрава). За такую честность к поднимаемой для изучения теме, к своему читателю, которого автор совсем не хочет отвлекать досужими домыслами и своими собственными суждениями, за это всё хочется присвоить ему медаль!
Описываемая в книге реконструкция событий в Палестине начала нашей эры позволяет нам по другому взглянуть на возникновение и историю Христианства, как религии. Более честного, открытого, беспристрастного и вместе с тем захватывающего исследования мне не приходилось пока встречать.
Не в пример к автору этой книги можно привести другое расследование личности и биографии исторического Иисуса, которое описано в вышедшей не так давно книге нашей соотечественницы Юлии Латыниной:
«Иисус. Историческое расследование» Юлия Латынина
Однако книга Юлии не может сравниться с расследованием Хаяма Маккоби по чистоте слога, по высокой культуре подачи материала, по систематичности излагаемых материалов. Поэтому всем желающим получше разобраться в этой теме, я всё же рекомендую начинать с таких книг как эта.
После прочтения её мне захотелось согласиться с большей частью выводов, которые сделал автор, настолько блистательно он провел свою работу. Но вместе с этим, она подарила мне новое понимание о сильном влиянии гностиков на создание всей философии христианства, о котором ранее я не подозревал. Конечно же я был осведомлен о той роли Савла (Павла), которую он сыграл в создании новой религии, но я не мог себе представить, насколько сильно переплетены многие идеи христианства с греческим мистицизмом гностиков поздней античности. Это поражает именно с той точки зрения, что многие известные и образованные люди среди православных христиан, в том числе писатели, любят противопоставлять христианское учение язычеству, хотя по своей сути само оно обязано язычникам эпохи эллинизма всеми своими догмами и философией. Это невероятно, насколько глубоко может зайти наше невежество и глупость, насколько фанатизм может полностью застлать глаза, если люди не разобравшись во всех особенностях возникновения той или иной религии, могут позволять себе такие противопоставления.