Рецензии на книгу «Тибет и далай-лама. Мертвый город Хара-Хото» Петр Козлов

Есть судьбы, отправной точкой которых оказывается случайная встреча, а главной пружиной – удача. Такова судьба знаменитого русского исследователя Петра Кузьмича Козлова (1863—1935). Великий путешественник, знаменитый Н. М. Пржевальский, однажды возник перед замечтавшимся о дальних странах молодым человеком и заговорил с ним. С этих пор судьба не имевшего никаких перспектив Петра Козлова, обреченного, казалось, всю жизнь прозябать на скучной однообразной работе в провинциальной конторе,...
sher2408 написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Эксперт по «тибетским делам»

В этом томе собраны три произведения-воспоминания («Тибет и Далай-лама», «Мертвый город Хара-Хото», «Тибетская экспедиция Русского географического общества 1899–1901 гг.») генерал-майора, путешественника, исследователя Петра Кузьмича Козлова, его автобиография и два очерка А.И. Андреева (один биографический, рассказывающий о жизненном пути П.К.Козлова, а второй, повествующий непосредственно о последней экспедиции путешественника).

Биографический очерк А.И.Андреева не просто рассказывает о жизни исследователя Центральной Азии, но и рисует портреты его учителей и покровителей - Н. М. Пржевальского и П.П. Семенова-Тян-Шанского, без знакомства с которыми вряд ли состоялся бы Козлов-географ, он, скорее всего, так и остался бы простым конторщиком на винокуренном заводе.

В каждом из своих произведений Козлов уделяет значительное внимание описанию редких представителей животного и растительного мира, коллекциям археологическим и этнографическим, которые были собраны в ходе его экспедиций.

Знакомство с Далай-Ламой и свою попытку приоткрыть завесу над Центральным Тибетом и его запретной столицей Лхасой, ранее недоступной белому человеку, Козлов описывает в книге «Тибет и Далай-лама». Несмотря на то, что в процессе путешествий Козлова в Тибет было сделано множество открытий, все же основная цель так и не была достигнута, а всего лишь приближена – этой целью являлись поиск ответа на вопрос «Как установить сношения России с Тибетом?» и сама попытка установления столь важных для России отношений.

Книга эта состоит из нескольких очерков, и первый из них рассказывает о «грандиозной природе» исследуемых территорий, практически не тронутой человеком, суровой и прекрасной. Описания природы, которые дает исследователь, ни в коей мере не сухи и академичны, наоборот, их можно смело назвать поэтичными:

В ясную теплую погоду в красивых уголках южного Тибета натуралист одновременно услаждает и взор, и слух. Свободно и гордо расхаживающие по лужайкам стаи фазанов или плавно, без взмаха крыльев, кружащиеся в лазури неба снежные грифы и орлы невольно приковывают глаз; пение мелких пташек, раздающееся из чащи кустарников, ласкает ухо.

Остальные очерки дают подробное представление об административном делении Тибета, о культуре и быте населения, об истории края, о диковинках и монастырях самой Лхасы и, конечно же, о буддизме. Не обошел автор вниманием и Большую Игру (соперничество России и Англии в Азии, вторжение англичан в Тибет), в которой сам принял некоторое участие. Ведь он был в некотором роде агентом под прикрытием и был послан в первом десятилетии 20 века в Азию с секретной миссией, он не только изучал Тибет, но и выполнял роль российского посланника к Далай-ламе.

О Монголо-Сычуаньской экспедиции (1907–1909) рассказывает монография «Монголия и Амдо и мертвый город Хара-Хото». В ходе этой экспедиции были исследованы бассейн озера Куку-Нор, восточная часть горной системы Наньшань, Чагрынская степь, территория Амдо, долина Хуан-Хэ и пр. А в песках пустыни Гоби Козловым был изучен мертвый город Хара-Хото древнего тангутского государства Си-Ся, а также обнаружена огромнейшая коллекция из тысяч хорошо сохранившихся книг и святынь.

О сложной Монголо-Тибетской экспедиции (1923-1926гг), о том, что осталось за кулисами последней экспедиции Петра Кузьмича, о подготовке к ней и проблемах возникших из-за доносов, которые спровоцировали препоны со стороны Наркоминдела и ГПУ, и о все таки состоявшихся исследованиях и раскопках в предгорьях Хангая и в Монгольском Алтае рассказывает очерк А.И. Андреева и Т.И. Юсуповой «Последняя экспедиция П. К. Козлова».



Пётр Козлов на выставке коллекций Монголо-Сычуаньской экспедиции 1907—1909 гг. в РГО, 1910. Фотография Карла Буллы.

Лхаса на закате...

...и днем


Мертвый город Хара-Хото

Одна из стен крепости Хара-Хото




Озеро Куку-Нор

alexdel написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Благие дела, но книга не очень.

Ставлю три балла - но с очень тяжелым сердцем. Ставлю именно - за литературную составляющую и текст. Разумеется личность автора и его деятельность - выше всяческих похвал и оценок - очень нетривильные, смелые и талантливые люди жили в Российской Империи той поры.

Но текст, на мой взгляд очень скучен. Козлов был великим ученым и диломатом, но литератор из него не очень. Жанр путевых заметок, конечно, не требует супер владения словом. Но именно в этой книге нарратив очень хромает, описание фауны резко переходит в резкие исторические интермедии, так же быстро вкрапляются описание быта экспедиции, и снова к фауне. Впечатления, что путешествуешь вместе с ним не возникает. В этом плане "Путешествия натуралиста на корабле "Бигль" Дарвина смотрится более интересно и живо, хотя и описывает, на мой взгляд, менее экзотические края.

Книга должна вам понравиться если Вам интересен Тибет и его исследования. Книгу украшают графика и редкие интересные фотографии.

Книгу следует воспринимать скорее как научный и путевой отчет, который старались обернуть в удобоваримый широкому читателю формат.