Анна Матвеева – прозаик, автор романов «Перевал Дятлова, или Тайна девяти», «Завидное чувство Веры Стениной», сборников рассказов «Девять девяностых», «Подожди, я умру – и приду». Финалист премий «Большая книга», «Национальный бестселлер», лауреат премии Lo Stellato за лучший рассказ года.
Новый сборник прозы Анны Матвеевой «Лолотта» уводит нас в Париж. Вернее, в путешествие из Парижа в Париж: из западноевропейской столицы в село Париж Челябинской области, или в жилой комплекс имени знаменитого города, или в кафе всё с тем же названием. В книге вы встретите множество персонажей: Амедео Модильяни, одинокого отставного начальника, вора, учительницу французского, литературного редактора, разочаровавшегося во всем, кроме родного языка… У каждого героя «Лолотты» свой Париж: тот, о котором они мечтали, но чаще тот, которого заслуживают.
Очередная блестящая книга Анны Матвеевой. Возможно, благодаря ей я полюблю рассказы.
Девять очень глубоких историй про жизнь и отношения, связанные общим лейтмотивом - Парижем. Как уже сказано в аннотации, он у каждого свой, это не обязательно знаменитый французский город. В конце концов, и в Париже можно быть несчастным.
Особенно понравился рассказ "Вздохнули львы", где дочери бегали за матерями, а матери всеми силами отпинывались от них (соответственно, семья была из трёх человек - дочь, мама и бабушка). И финальная "Лолотта", где автор переносит нас в Париж времён художника Модильяни и приоткрывает некоторые стороны его жизни. В общем, прочла всё запоем и уже предвкушаю, как подарю маме на 8 марта эту книгу, пусть поностальгирует по своему любимому городу и узнает места, где когда-то побывала.
Очередная блестящая книга Анны Матвеевой. Возможно, благодаря ей я полюблю рассказы.
Девять очень глубоких историй про жизнь и отношения, связанные общим лейтмотивом - Парижем. Как уже сказано в аннотации, он у каждого свой, это не обязательно знаменитый французский город. В конце концов, и в Париже можно быть несчастным.
Особенно понравился рассказ "Вздохнули львы", где дочери бегали за матерями, а матери всеми силами отпинывались от них (соответственно, семья была из трёх человек - дочь, мама и бабушка). И финальная "Лолотта", где автор переносит нас в Париж времён художника Модильяни и приоткрывает некоторые стороны его жизни. В общем, прочла всё запоем и уже предвкушаю, как подарю маме на 8 марта эту книгу, пусть поностальгирует по своему любимому городу и узнает места, где когда-то побывала.
Если и есть у Матвеевой какая то магия (напомню, с легкой руки Топорова Матвеева была объявлена Мастером уральского магического реализма), то в этой книге она черная-пречерная...
Рассказ "Рыба в воде" повествует о молодой больной женщине, которая то ли симулянтка, то ли ей скучно жить. А главное - эта женщина бесплодная. И она стремится восстановить целостность своей ауры и плодоносность у бабки-колдуньи.
Убила фраза бабки из рассказа: "Зачем чужим детям проклятья шлёшь?" Вспомнились коронные фразы матерей-"овуляшек": "Яжемать", "Этожеребёнок", "Еслибудешьнаматерейгнатьсвоегодохлогородишь!"
Такими категориями мыслят недалекие, не интеллигентые мамаши, которые не реализовали себя никак иначе.
И вот, в конце рассказа "Рыба в воде" героиню ждет феерическая награда за страдания - "запузачивание" и роды!))
В общем, обычная бабская книжонка, ничем не примечательная, а автор помешана на теме овуляции и деторождения, это понятно сразу.
В последнее время русская литература переживает просто немыслимый под'ем, радуя нас новыми, яркими именами. Лично для меня это Водолазкин, Матвеева и Ал. Иличевский.
Новый сборник рассказов Анна Матвеева "Лолотта" я ждала с большим нетерпением: люблю рассказы, больше всего - рассказы "с изюминкой", а мастерство Анны Матвеевой уже имела возможность оценить по сборнику "Девять девяностых". Но ничто не предвещало такого сильного впечатления, какое оказали на меня эти 9 рассказов. Есть некая привязанность у автора к цифре девять, явно.
Не связанные между собой ничем, кроме слова "Париж", эти истории отзываются в душе, затрагивая каждая - свою струну. Сотни рассыпанных по тексту мелких наблюдений, точнейших и глубоких, походя брошенных слов о современной и недавно ушедшей эпохах, отсутствие нравоучительных нот, филигранно данные характеры героев - кстати, большинство рассказов написаны от первого лица - все это выводит тексты на уровень больших мастеров.
Париж! Город, особенно дорогой сердцу каждой россиянки, предстает в самых разных ипостасях. Это и современный Париж, где сын купил квартиру своей маме, простой русской женщине - осуществил ее мечту и дал второе дыхание. Это и богемная столица художников, и умозрительный город несчастной учительницы французского. Это село Париж в России, и комплекс элитного жилья в квартале Екатеринбурга... Но топос в данном случае (за искл пары рассказов, где именно Париж - ключевое слово) - лишь декорация к той драме, которую
мы угадываем и проживаем вместе с героями. Поражает разнообразие сюжетов, причем негромких, приглушённых. Герои стоят перед глазами как живые: с этой женщиной я вместе работала, а такого "красного директора" застала на одной из работ...Большая редкость в современной литературе: убедительность персонажей, заметьте, как редко можно встретить сегодня на страницах романа или рассказа настоящего, не раздражающего своей картинностью героя! не зря большинство произведений состоят сплошь из диалогов или дневников, авторы избегают прямых характеристик, ограничиваясь речевой, да и в ней фальшивят. У Анны Матвеевой еще в "Завидном чувстве" поражала точность, живость образов, а добиться такого в небольшом рассказе - мастерство высокой пробы!
Сюжеты рассказов разнятся, но все они - в обойме классических: любовь, одиночество, предательство...Написаны рассказы так, что непременно один из них станет излюбленным спутником. Это и есть самый настоящий успех.
Мораль сей басни такова: мужчины, знайте - старая жена это хорошо, а свежая секретарша - это плохо.)) Только я думаю, что вряд ли эта книга привлечет мужчин. Несмотря на попытку привлечь внимание читателей-мужчин повествованием от имени мужчины в одном из рассказов, автору вновь не удалось выйти за рамки женской городской прозы.
Навязчивое повторение фраз: газета "Уральский рабочий", Свердловские ушки, Орские пампушки и т. п. - попытка насадить культ Свердловска и самой себя, свердловчанки. Зачем? Кому интересен Екат? Впрочем, как и Париж, парижемания - это пережиток прошлого, сейчас Парижем мало кого удивишь.
Примитивность, не милая наивность и неправдоподобность поведения героев и событий - навязывание гостю вегетарианства, например, преувеличенная нелепость чужой религии, демонизация эмиграции и эмигрантов, что уже тоже не в первом рассказе; тошнотворное обсасывание окурков, как и облизывание ранее после других горлышка бутылки с коньяком; тоненький внутренний голос из рассказа "Рыба в воде" - наподобие летучей мыши, скребущейся и толкающейся в груди у Веры Стениной - тоже вызвал подозрительное дежавю; трупы зверей в морозилке - и такое уже было. И, держитесь - опять сравнение своих героев с картинными персонажами! ))))
Выдумывание специально для этого сборника героев, пережёвывание их наспех состряпанных судеб, надуманных переживаний и раздувание их вымышленных жизненных драм. В общем - переливание из пустого в порожнее, что повторяется у автора из книги в книгу - переживания высосаны из пальца, сюжета ноль, очередное перетирание сплетен. Переживания эти и яйца выеденного не стоят, они театральные и пластмассовые, не берут за душу и не вызывают улыбки.
Домохозяйкам книга может быть интересна - скоротать денек, а состоявшимся, успешным женщинам и мужчинам, думаю, вряд ли будет интересно такое.
И рассказы не плохие ,а вот что то мне не хватило. Лучшая повесть в сборнике-Лолотта. А обрывается повесть слишком неожиданно. Хочется узнать больше,хочется еще окунуться в Париж 20-х годов. Хочется еще узнать что то про Модильяни. И даже узнать что то про психолога и его дальнейшие события. Жаль .Страниц много ,а толку мало.
И все-таки самые прекрасные сады - на картинках, а лучшие любовные истории - те, что не рассказаны до конца. Или же вовсе не начаты.
С.138: "Стояло самое опасное время года и суток - майский вечер". (Дорога в никуда)
Человеческие желания засоряют самое вещество жизни, и вот мы уже не понимаем, чему радоваться, а чего бояться. Мы словно уклоняемся от путь — но ведь среди них есть и те, что с лекарством.
Сумасшедшие счастливы просто от того, что живы.
Единственный способ для осиротевшей половины не уйти следом за умершим супругом - начать срастаться с другим человеком.